Русская служба Би-би-си: Владимир Путин станет беспартийным

Эксперты расходятся во мнениях относительно шансов Дмитрия Медведева вдохнуть в "Единую Россию" вторую жизнь.
АР

На встрече с активом "Единой России" во вторник Владимир Путин объявил о сложении с себя полномочий лидера партии и предложил на этот пост Дмитрия Медведева.

"После инаугурации, которая должна состояться 7 мая этого года, я считаю правильным для себя сложить полномочия председателя партии "Единая Россия". Буду просить вас и членов партии созвать внеочередной съезд во второй половине мая, и, в связи с тем, что Дмитрий Анатольевич Медведев возглавлял список "Единой России" на выборах в Госдуму, и в связи с тем, что я буду рекомендовать его кандидатуру на должность председателя правительства, считал бы правильным, если бы он и партию возглавил", - заявил избранный президент.

По словам Путина, для эффективной работы необходимо, чтобы правительство опиралось на парламентское большинство.

"Конституция не запрещает президенту быть членом какой-либо партии, но по духу того, что у нас сложилось в политической жизни, все-таки президент – это консолидирующая фигура для всех политических сил, для всех граждан страны", - заявил он.

Формально Владимир Путин не состоял в "ЕР", зато, согласно решению съезда, проходившего 14-15 апреля 2008 года, стал ее председателем с полномочиями, каких не было даже у генсеков КПСС: предлагать кандидатуры для избрания в руководящие органы, приостанавливать любые партийные решения, кроме решений съездов, и полномочия функционеров. Снять председателя мог только съезд двумя третями голосов.

Теперь, вероятно, приходит конец этой небывалой в практике партстроительства схеме, которую называли "очередным русским чудом".

Разговоры о том, что Владимир Путин охладел к своему детищу, начались вскоре после думских выборов.

"Путин стремится дистанцироваться от "Единой России" и выглядеть, как надпартийный национальный лидер, каковым он и был в 2000-2008 годах", - заявил Русской службе Би-би-си уже 8 декабря президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

"Путин фактически бросил свое дитя на произвол судьбы", - уверен гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.

"Проблема в том, что "Единую Россию" создавали, чтобы она работала на власть, а в результате власть все время работала на партию", - говорит президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

По мнению аналитиков, "Единая Россия" с ее посредственными электоральными результатами и прочно приклеившимся прозвищем "партия жуликов и воров" превратилась для своего лидера в гирю на ногах.

"Единая Россия" в ее нынешнем виде себя исчерпала. Если раньше "ЕР" и Путин друг друга взаимно дополняли, то последние полгода игра идет в одни ворота. Партия стала ему неинтересна", - заявил Русской службе Би-би-си главный эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.

"Человеку, претендующему на роль национального лидера, не приличествует возглавлять "партию жуликов и воров", - говорит гендиректор Института национальной стратегии Станислав Белковский.

Аналитик считает решение Путина оправданным не только тактически, но и концептуально.

"Президент в России по сути своей монарх. Монарх целостен и всеобъемлющ, а слово "партия" означает "часть". Наш институт еще пять лет тому назад опубликовал меморандум, в котором советовал Путину ни в коем случае не возглавлять никакую партию. Но тогда Владимир Владимирович слушал [бывшего заместителя главы кремлевской администрации Владислава] Суркова", - заявил он Русской службе Би-би-си.

Политолог Михаил Ремизов считает, что и в 2008-м, и в 2012 году Владимир Путин руководствовался определенной логикой.

"Единая Россия" с конституционным большинством нужна была Путину-премьеру в качестве гарантии собственного преобладания в российской политике и страховки от всяких неожиданностей. Теперь ему страховка не нужна", - пояснил он.

Некоторые эксперты предполагает, что Кремль попытается выстроить управляемую двухпартийную систему в лице чуть более правой "Единой России" во главе с Дмитрием Медведевым и чуть более левой партии во главе с Владимиром Путиным, которая возникнет на базе Объединенного народного фронта. Для последней даже придумали название: "Народная партия".

Однако большинство наблюдателей склонны считать, что Владимир Путин - по крайней мере, в ближайшем будущем - никакой новой партии формировать не будет.

"Власть не решилась на создание такой системы даже в гораздо более благополучные нулевые годы, когда она могла себе позволить перекладывать голоса из одного кармана в другой. Теперь прокремлевский электорат и так скукоживается, и на его дробление между двумя партиями власти Кремль стопроцентно не пойдет", - уверен он.

"Кремль вообще мыслит инерционно и не склонен к нестандартным шагам. Пока неясно, какие результаты даст закон о либерализации партийного строительства. Власть надеется, что произойдет дробление и хаотизация оппозиционного лагеря, страна помаленьку вернется в додекабрьскую реальность, и ничего особенного делать не придется. Пока Путин дал сигнал, что Народный фронт - не чисто предвыборный проект, а что с ним делать дальше, сам до конца не знает. Ясность наступит осенью, ", - считает эксперт.

Политолог Алексей Макаркин уверен, что, в случае появления второй "партии власти", для "Единой России" с ее подмоченной репутацией места на электоральном поле не окажется.

"Народный фронт" Путина - не партия, и вряд ли в нее превратится, потому что Путин не хочет, чтобы он был партией. Фронт - способ полностью дистанцироваться от всей политической системы", - считает глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский.

Эксперты расходятся во мнениях относительно шансов Дмитрия Медведева вдохнуть в "Единую Россию" новую жизнь.

Станислав Белковский смотрит на перспективы "медведей" пессимистически.

"В политическом и электоральном смысле, никакого второго дыхания у них не откроется, потому что и первого-то не было. Дмитрий Медведев за четыре года доказал свою неспособность проводить какие-либо реформы. Под его началом партия пойдет к своему естественному концу, а Путин - как человек умный - этой участи избежит", - говорит он.

"Путин не хочет заниматься ребрендингом и перестройкой "Единой России", потому что это дело рискованное, а он не привык проигрывать", - полагает Павел Салин.

Тем не менее лидерство Медведева в нынешних условиях эксперты считают единственным выходом для руководства и актива "Единой России".

"Это лоббистская организация бюрократии и бизнеса, лишенная идеологии. Пока Дмитрий Анатольевич будет премьером и сможет обеспечивать доступ к кормушке, они еще несколько лет будут чувствовать себя неплохо", - указывает Станислав Белковский.

"Я регулярно общаюсь с функционерами "ЕР" и заметил, что последние неделю-две они сильно повеселели, - отмечает Павел Салин. - Видимо, почувствовали какие-то позитивные сигналы для себя и для выживания партии".

"С Дмитрием Анатольевичем у нас очень тесные взаимоотношения, Дмитрий Анатольевич прекрасно знает деятельность, которая осуществляется в партии, и мы с ним, и с Владимиром Владимировичем, как видите, одна команда", - заявил на днях радиостанции "Коммерсант-FM" заместитель секретаря генсовета партии Сергей Железняк.

Некоторые наблюдатели думают, что у "Единой России" есть будущее, и уход Путина пойдет ей на пользу: лишившись высочайшего покровительства и попав в конкурентную среду, партия сумеет перестроиться.

"По мере возвращения Путина в Кремль "Единая Россия" вернется в естественную нишу ведущей партии, но не доминирующей безоговорочно, а конкурирующей с другими", - заявил Русской службе Би-би-си Михаил Ремизов.

"Я бы не сказал, что ресурс "ЕР" исчерпан окончательно, и ситуацию следует описывать словами: "А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь", - полагает Павел Салин. - Другое дело, что партии необходимо осваивать новые инструменты. Получится ли из этого что-нибудь, не знаю".

Наряду с репутацией партии начальства и коррумпированного бизнеса эксперты считают ахиллесовой пятой "Единой России" идейную расплывчатость. Правда, отсутствует ясность, на какой платформе ей следует определиться.

Политолог Павел Данилин рекомендует "медведям" сделать ставку на стихийных консерваторов без определенной идеологии, в чьих умах страх потерять превалирует над желанием что-то приобрести, и сохраниться в роли выразителя настроений живущих по принципу: "Лишь бы хуже не было".

Алексей Макаркин полагает, что "Медведев, скорее всего, будет двигать "ЕР" вправо". Павел Салин также находит это "логичным шагом".

"Конечно, такое перепозиционирование приведет к потере немалой части актива и электората, но лучше меньше, да лучше, - уверен Салин. - Это важно и для Медведева, если он хочет иметь собственное политическое лицо, а не быть тенью Путина. Вопрос в том, кто под кого будет подстраиваться: "Единая Россия" под Медведева, или Медведев под "Единую Россию".

По оценкам экспертов, Дмитрий Медведев, со своей стороны, не просто выполняет поручение патрона, а берется за новый проект с охотой.

"Думаю, он этого хочет, - говорит Станислав Белковский. - Застолбить для себя политическую нишу, быть не просто премьером, а лидером парламентского большинства, чтобы чувствовать себя стабильнее и спокойнее".

"Трудно судить о том, что думает и чувствует Дмитрий Анатольевич, - рассуждает Павел Салин. - Но, по моим наблюдениям, он убедил себя, что является самостоятельным политиком, следует воле Путина лишь потому, что имеет перед ним определенные обязательства, а будущее принадлежит ему".

Утром 24 апреля в Кремле состоялось заседание Госсовета. Дмитрий Медведев , в которой не только подводил итоги работы, но и ставил задачи. Владимир Путин скромно сидел в зале.

Для избранного президента было бы логично собрать на инструктаж губернаторов и высших чиновников после официального вступления в должность. Вместо этого он дал Медведеву возможность последний раз выступить в роли лидера перед большой аудиторией.

По мнению наблюдателей, Путин, вопреки многочисленным прогнозам, не собирается "сливать" партнера по тандему, а, наоборот, укрепляет его статус ключевого соратника, разумеется, не равного ему самому, но стоящего выше прочих членов команды.