Корреспондент: Либерал Его Величества. 12 идей первого в истории России премьер-министра Сергея Витте

Сергей Витте, первый в истории России премьер-министр, за считаные годы утроил мощь империи, провел денежную реформу, привлек рекордный поток иностранных инвестиций и заложил основу для сытой жизни крестьян. После своей смерти он оставил скандальные мемуары, за которыми охотился весь двор императора Николая II, - пишет Александр Пасховер в № 15 журнала Корреспондент от 20 апреля 2012 года.

Наталия Кравчук/Корреспондент

Март 1915 года. В покоях российского императора переполох.Умер чиновник высочайшего ранга - Сергей Витте. Почти сразу же после похорон вдом к вдове Витте явился генерал-адъютант и потребовал от нее передать царюмемуары мужа. Матильда Витте сказала, что бесценные воспоминания супругаспрятаны за границей. Почти сразу же на семейной вилле в Биаррице (Франция)прошел обыск. Результат нулевой.

Скандальные мемуары первого в истории Российской империипремьер-министра хранились под чужим именем в банковском сейфе городка Байон(Франция). Николай II так никогда и не смог добраться до записок покойногографа.

В чем же притягательная сила труда Витте, наполовину немца,наполовину русского по происхождению? В нем граф представил критический взглядчеловека на политическую и экономическую кухню России, а также свое видениетого, как следует реформировать государственный аппарат и его экономическуюполитику, чтобы перейти от упадничества к процветанию. Главный рецепт - действоватьбыстро. В противном случае бюрократия испепелит любую мало-мальски здравуюинициативу, способную потревожить ее сладкий сон.

Витте критиковал власть за консерватизм и казнокрадство, за разорительную русско-японскую войну и консервацию политической отсталости России, за шовинизм и антисемитизм.

Витте описал всю подноготную последних дней царского режимас его изъянами, тотальным грабежом, коррупцией и чиновничьим произволом. Огосударе он писал как о человеке неглубоком, слабовольном, “неспособном бытьимператором”. Еще больше от Витте досталось императрице. “С ее тупым эгоистическимхарактером и узким мировоззрением в чаду всей роскоши русского двора довольно естественно,что она впала всеми фибрами своего “я” в то, что я называю православным язычеством”,- написал граф.

Витте критиковал власть за консерватизм и казнокрадство, заразорительную русско-японскую войну и консервацию политической отсталостиРоссии, за шовинизм и антисемитизм. Почему же вся королевская рать столько леттерпела Витте? Ведь он и при жизни не держал в себе своих критических замечанийв адрес как двора Его Величества, так и царских сановников. Ответ на поверхности.Современная Россия, а вместе с ней частично и Украина, не могли бы состоятьсябез Витте. Во всяком случае тогда еще Российская империя выглядела без графазначительно слабее и ущербнее.

Витте, будучи также министром путей сообщения, опуталогромную страну десятками тысяч километров железнодорожных путей, что позволилоРоссии ускорить все деловые процессы быстрорастущей экономики. Служа министромфинансов, он провел денежную реформу, которая ввела свободный обмен рубля назолото. В результате российская валюта стала самой стабильной в мире, в странухлынули иностранные инвестиции. Витте основал винную госмонополию, что в итогедало казне до 28 % годового дохода. Он ограничил ввоз иностранных товаров высокимитаможенными пошлинами и вместе с тем поддержал экспорт налоговыми льготами ипремиями.

Витте, будучи также министром путей сообщения, опутал огромную страну десятками тысяч километров железнодорожных путей, что позволило России ускорить все деловые процессы быстрорастущей экономики.

Проложил Транссибирскую магистраль, тем самым открыл дляРоссии быстроразвивающиеся азиатские рынки. Замыслил переселение безземельныхкрестьян в Сибирь, что позднее реализовал премьер-министр Петр Столыпин. Виттеосновал коммерческие и технические университеты. Один из них - гордостьотечественного образования Киевский политехнический институт (КПИ). Когда гиперактивныйВитте умер, слабый и безвольный Николай II не вздрогнул и не прослезился. Царяинтересовало лишь одно - мемуары гениального, но строптивого графа.

“У нас в России уже давно нет пророка в своем отечестве,все, что ни делается, хотя, может быть, и хорошего, принимается или озлобленно,или критически, или равнодушно" - о том, что чрезмерное критиканство удерживалоРоссийскую империю (куда входила и Украина) от политического, социального и экономическогоразвития.

“Россия находится с Америкой со времен освободительной войныСевероамериканских Штатов в самых прекрасных отношениях, и России нет поводавдруг изменить свои отношения к Америке. Европа в среде других странпредставляет собою дряхлеющую старуху, и если так будет продолжаться, то черезнесколько столетий Европа будет совершенно ослаблена и потеряет первенствующеезначение в мировом концерте. А заморские страны будут приобретать все большую ибольшую силу, и через несколько столетий жители нашей земной планеты будутрассуждать о величии Европы так, как мы теперь рассуждаем о величии Римскойимперии, о величии Греции, о величии некоторых малоазиатских стран и о величииКарфагена" - разобщенность европейских лидеров и укрепление политической осиСША - Великобритания давали Витте основания считать, что мировое господствозаокеанской страны лишь дело времени, а значит, партнерские отношения с этимигосударствами должны стать одним из экономических приоритетов России.

“Наше правительство никогда не привлекало иностранцевучаствовать в финансировании российской промышленности, оно им лишь дозволяло этоделать" - Россия долгое время пренебрегала” возможностью привлечь иностранныйкапитал для модернизации своей отсталой промышленности. Инициатива почти всегдаисходила от зарубежных инвесторов.

“Великая Российская империя в течение тысячелетнего своегосуществования образовалась тем, что славянские племена, жившие в России,постепенно поглощали силою оружия и всякими другими путями целую массу другихнародностей, и таким образом явилась Российская империя, которая представляетсобой конгломерат различных народностей, а потому, в сущности говоря, Россиинет, а есть Российская империя. Ну а после того как мы поглотили целую массучуждых нам племен и захватили их земли, теперь в думе явилась полукомическаянациональная партия, которая объявляет, что, мол, Россия должна быть длярусских, т. е. для тех, которые исповедуют православную религию, фамилия которыхкончается на “ов”- о том, что русский шовинизм лишен исторической логики.

“Общий закон таков, что народ требует экономических исоциальных реформ. Когда правительство систематически в этом отказывает, то онприходит к убеждению, что его желания не могут быть удовлетворены даннымрежимом, тогда в народе экономические и социальные требования откладываются иназревают политические требования как средство для получения экономических исоциальных преобразований. Если затем правительство мудро не регулирует этотечение, а тем паче если начинает творить безумие, то разражается революция.Если революцию тушат, но затем продолжают играть направо и налево, товодворяется анархия” - закон разрушения государственности, выведенный Витте.

“Без религии же масса обращается в зверей, но зверей худшеготипа, ибо звери эти обладают большими умами, нежели четвероногие. У нас церковьобратилась в мертвое бюрократическое учреждение, церковные служения в службы неБогу, а земным богам, всякое православие в православное язычество. Вот в чемзаключается главная опасность для России. Мы постепенно становимся меньшехристианами, нежели адепты всех других христианских религий. Мы делаемсяпостепенно менее всех верующими”- о фарисеях Русской православной церкви какглавной угрозе развращения и развала государства.

“Кто создал Российскую империю, обратив московскоеполуазиатское царство в самую влиятельную, наиболее доминирующую, великуюевропейскую державу? Только сила штыка армии. Не перед нашей же культурой, неперед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостояниемпреклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой, а когда увидели, что мысовсем не так сильны, как думали, то сразу картина изменилась, внутренние ивнешние враги подняли головы, а безразличные начали на нас не обращать внимания”- о неустойчивости государства, ведущего свою дипломатию исключительно языкомсилы.

“Меня очень удивляли некоторые своеобразные чертыамериканской жизни. Так, например, большинство служителей в гостиницах иресторанах, т. е. лица, подающие кушанья и убирающие столы, были не что иное, какстуденты высших учебных заведений и университетов, которые этим путем зарабатываютсебе средства, так как летом служителям в ресторанах платят сравнительно оченьбольшое содержание, доходящее до $ 100, т. е. около 200 руб. в месяц на всем готовом.<…>. По нашим нравам ничего подобного в России быть не может, несмотря нато что наши бедные студенты голодают, живя иногда на 10-20 руб. в месяц, они,тем не менее, были бы шокированы, если бы им предложили служить за столом ввиде лакея, даже в самых лучших ресторанах” - в 1905 году Витте посетил США,где обратил внимание на мелкие, но очень существенные различия двух великихмиров.

“Каждый человек по природе своей ищет лучшего. Это отличаетчеловека от животного. На этом качестве человека основывается развитиеблагосостояния и благоустройства общества и государства. Но для того, чтобы вчеловеке развился сказанный импульс, необходимо поставить его в соответствующуюобстановку. У раба этот инстинкт гаснет. Раб, сознавая, что улучшение его ибытия его ближних неосуществимо, каменеет. Свободa воскрешает в нем человека.Но недостаточно освободить его от рабовладетеля, необходимо еще освободить егоот рабства произвола, дать ему законность, а, следовательно, и сознание законности,и просветить его. Все cиe не сделано или почти не сделано. Крестьянин находитсяв рабстве произвола” - о необходимости на законодательном уровне превратитьселянина в собственника, в фермера со всеми гражданскими и имущественнымиправами.

“Конечно, в каждом явлении на этом свете есть хорошие идурные стороны, начиная от процесса самой жизни человека; точно так же и всвободе печати есть дурные и хорошие стороны. В результате хорошие сторонысвободы печати значительно превышают дурные. Правовой порядок не можетсуществовать без свободы слова, и свободная печать при всех ее злоупотребленияхслужит одною из могущественных гарантий законности и ограничения всяких злоупотреблений”- свобода слова это не каприз капитализма, а единственная возможностьконтролировать власть. В противном случае эта самая власть становитсянеограниченной и преступной, считал Витте.

“У нас же народ так же трудится, как и пьет. Он мало пьет,но больше, чем другие народы, напивается. Он мало работает, но иногданадрывается работою” - о низкой производительности труда.

“Для того чтобы народ не голодал, чтобы его труд сделалсяпроизводительным, нужно ему дать возможность трудиться, нужно его освободить отпопечительных пут, нужно ему дать общие гражданские права, нужно его подчинитьобщим нормам, нужно его сделать полным и личным обладателем своего труда, однимсловом, его нужно сделать с точки зрения гражданского права персоною. Человекне разовьет свой труд, если он не имеет сознания, что плоды его труда - его исобственность его наследников” - один из механизмов повышения производительноститруда, до сих пор в полной мере не запущенный ни в Украине, ни в России.  

Сергей Витте в датах.

Сергей Витте родился в 1849 году в Тифлисе (Грузия). В1886-м, по окончании Новороссийского университета, служил управляющимЮго-Западной железной дороги. В 1892-м граф возглавил министерство путейсообщения, в этом же году император Александр III назначил Витте министромфинансов. В течение следующих 11 лет глава ведомства сумел реформировать денежнуюсистему Российской империи, превратив рубль в самую устойчивую валюту планеты,а также более чем вдвое увеличил госбюджет. Несмотря на натянутые отношения сновым государем, Николаем II, в 1905 году Витте был назначен премьер-министромРоссии. Под его руководством был составлен императорский Манифест 17 октября1905 года, даровавший гражданские свободы и провозгласивший созыв законодательнойгосдумы. Свои последние годы Витте прожил в глубокой опале. Граф умер вСанкт-Петербурге 28 февраля (по новому стилю 13 марта) 1915 года. Его похороныпрошли в необычайно скромной обстановке, без особых почестей и императорскихсоболезнований.  

***

Этот материал опубликован в №15 журнала Корреспондент от 20 апреля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.