Что ждут российские эксперты от третьего срока Путина

Возвращение Владимира Путина в Кремль на третий президентский срок комментируют российские эксперты: Валерий Хомяков, Павел Салин и Сергей Марков.
АР

Путин пришел на фоне слабого и непопулярного Ельцина, и тогда определенная часть граждан на него, как говорится, "запала", он им понравился – непьющий, некурящий, серьезный человек. Поэтому первый его срок прошел под эгидой позитива по отношению к нему. И именно в этот срок он начал серьезно заниматься изменением политической системы. Под благовидным предлогом, что-де в Беслане у нас неприятности, еще где-то, отменил выборы губернаторов, ввел институт полномочных представителей, создав федеральные округа.

На каком-то этапе этот институт, возможно, и был необходим, но сейчас он себя изжил и ничего серьезного из себя не представляет. Бюрократия и коррупция при Путине расцвела в таких масштабах, что Ельцину, наверное, и не снилось.

Сама мотивация, что Россия в конце 90-х была на грани распада, - это очень все притянуто за уши. Россия была на грани распада – но Владимир Владимирович перепутал, либо его советники не знают, когда это было. Это было в 92-93 году, когда с Татарстаном у нас были серьезные проблемы, с Башкирией, я уже не говорю про Чечню. А в конце 90-х Россия никуда не распадалась, это все притянуто, чтобы оправдать действия, которые совершал Путин.

Если говорить о его премьерстве, то это выглядело достаточно любопытно, с точки зрения понимания психотипа этого человека. Он довольно часто являлся на заседания, которые устраивал Дмитрий Медведев. Таким образом он показывал свою самость – что он сам по себе. И тогда уже у многих сложилось устойчивое впечатление, что Медведев - несамостоятельная фигура, и всем рулит Путин.

Нынешняя ситуация – от него каждый ждет свое. Чиновники ждут, что при Путине они будут чувствовать себя более комфортно, никто не будет всерьез бороться с коррупцией. Силовики потирают руки – мол, наконец мы снова по-настоящему у власти, а не просто так. Обычные граждане, конечно же, ничего хорошего не ждут, у них большее желание поменять что-то на местах – эти процессы более интересны.

От Путина ожидать можно чего угодно, как от человека, который, на мой взгляд, не вполне адекватен тем вызовам, которые существуют в нашей стране. Как можно прогнозировать подобного рода психотип людей, которые делают такие экстравагантные заявления, как речь в Мюнхене, высказывание по поводу обрезания в адрес одного из журналистов – это явно что-то не совсем здоровое.

Ожидать можно, конечно же, дальнейшего зажима оппозиции, я думаю, оппозиция и сама это осознает. Системной оппозиции опасаться нечего, она во всех отношениях приятна для Кремля, для Путина, это всего лишь декорация. Мало что может измениться за те шесть лет, которые Путин намеревается быть руководителем всея Руси.

Я оцениваю предыдущие 10, а точнее, 12 лет правления Путина очень высоко. Мне кажется, Путин уже вошел в российскую историю как человек, который предотвратил очередную русскую смуту. За тысячу лет своей истории русское государство пережило несколько смут – одна разразилась в результате татаро-монгольского нашествия, другая – то, что вошло в смутное время, из которого Россия восстала путем похода Минина и Пожарского на Москву и избрания дома Романовых, следующая смута – большевистская революция, и потом – 90-е годы - могла закончиться прекращением русской государственности.

Он смог остановить разрушение России. Второе, что ему аудалось сделать – восстановить действенность государственных институтов, их работоспособность. Если до Путина бизнес доминировал над государством, то при нем бизнес все-таки подчинился - так, как и должно быть.

Ему также удалось обеспечить спокойное развитие страны на протяжении этих 12 лет – одно из самых фантастических в истории страны. Плюс огромный рост уровня жизни - невозможно было раньше представить, что российские туристы заполонят мировые курорты, мировые столицы, Париж, Лондон, Нью-Йорк.

Из того, что не удалось решить – высокий уровень коррупции. Путину не удалось уменьшить разрыв между бедными и богатыми, не удалось обеспечить переход от сырьевой экономической модели к высокоразвитой, хотя какие-то подходы к этому были сделаны.

Путину также не удалось преодолеть духовно-моральный кризис в России, который был и остается, и символом этого кризиса является политика ведущих российских телеканалов – одних из самых аморальных в современном мире.

Путину также не вполне удалось восстановить здоровое состояние русского народа. Ему еще предстоит прекратить деградацию русского этноса как ядра российской государственности - конечно, при сохранении уважения к другим народам. Эта проблема остается весьма важной, и, к сожалению, перемещается в центр политической жизни.

Кроме того, Путину удалось наметить начало миграционных процессов на постсоветском пространстве, хотя только наметить: создание таможенного союза - это начало пути, но сильно большого прорыва не произошло.

В ближайшие шесть лет я от Путина жду прежде всего решения тех проблем, которые ему не удалось решить, продолжения стабильного экономического роста, переход в фазу развития экономики (высокотехнологичного).

Кроме того, необходимо, чтобы была снижена социальная напряженность. Путин должен добиться, чтобы богатые перестали столь вызывающее и оскорбляющее большинство трудящихся людей поведение. Мы видим, что богатый класс зачастую является носителем девиантного, криминального типа сознания, люди видят – кто не работает, тот ест. Вот это должно быть прекращено.

Мне кажется, Путину удастся обеспечить переход России от роста к развитию и выход ее в число современных государств. Мне кажется, ему удастся остановить опять начавшуюся приватизацию российских государственных институтов и подчинить себе правящий класс. Для этого он, в том числе, должен посадить кого-то из новых олигархов. И я думаю, он это сделает.

Один из старых олигархов сидит, двое других в изгнании, а новые – из когорты, пришедшей с Путиным, - уже достойны того, чтобы их осадить. Путин должен показать, что у него нет любимчиков, что не фавориты, а он правит страной.

Я думаю, что он будет это делать. Путин прекрасно понимает один из главных запросов населения – обновиться, в том смысле, чтобы вернуться к тому политическому стилю, который у него был в первый президентский срок.

Произошел процесс, когда изначальные плюсы правления Путина начали преобразовываться в минусы. Так называемая путинская стабильность, которая однозначно была и является его заслугой, и на которую после сумбура 90-х годов в обществе был запрос, к 10-11-му году начала перерастать в застой.

И общественный запрос начал все больше поворачиваться в сторону обновления – сохранения того позитива, который есть, но и тем не менее решения тех проблем, которые в начале нулевых отошли на второй план – коррупция, эффективное повседневное государство и тд.

И пока еще у большинства населения не произошел перелом в эту сторону, но у меньшинства – среднего класса, городского населения, в основном, столицы – этот запрос на перемены сформировался, это вылилось в акции протеста в декабре, феврале. И сейчас все больше городского населения будет разворачиваться именно в сторону запроса на обновление.

Достижения прошлых лет воспринимаются уже как само собой разумеющиеся, и к власти предъявляются уже более высокие требования.

Этот запрос на обновление – самый главный вызов для Путина и элит в ближайшие шесть лет, вопрос в том, насколько они этому запросу смогут соответствовать.

Если брать президентство Медведева, то уже тогда власть пыталась этот запрос удовлетворить, но пиаровскими методами. Самый яркий пример тому – реформа милиции-полиции, которая ничего, кроме названия фактически не изменила. Но сейчас эти пиаровские механизмы перестают действовать, и люди ждут каких-то реальных изменений.

Если говорить о том, чего ждать от Путина в новом сроке, то в экономической сфере, я думаю, будет происходить массовая приватизация госактивов, наиболее ликвидных - в сфере энергетики, металлургии, все, что приносит серьезную прибыль. Подаваться это будет как способ изыскания средств для того, чтобы власть выполняла социальные обязательства перед населением.

А что касается политической сферы, то сейчас первые год-два ставка будет на охранительский подход, который мы в концентрированном виде видели во время президентской кампании Путина – ничего не надо менять, иначе будет только хуже.

Причем в этой идеологии, насколько я понимаю, очень большая роль отводится православию. Вся эта кампания вокруг православной церкви последнее время - это такая подготовка к попыткам мобилизовать население с помощью охранительских идей, где существенную роль будет играть церковь.

Но дело в том, что такая иррациональная идеология воспринимается сельскими слоями и жителями малых городов, жители крупных городов не приемлют этот иррациональный идеологический подход, поэтому, я думаю, эта охранительская идеология войдет в конфликт с настроениями жителей крупных городов. А если еще ухудшится социально-экономическая ситуация, то люди в массовом порядке начнут выходить на улицу, и это затронет не только Москву и Санкт-Петербург, как зимой, но и другие крупные города.

И даже если не произойдет какое-то всплеска улично-протестной активности, все равно эта идеология будет входить в противоречие с настроением горожан, и власть рано или поздно вынуждена будет вынуждена решать это противоречие. Думаю, эта проблема встанет в полный рост уже в первой половине президентского срока Путина.

Уже происходит некое закручивание гаек, пока общественное мнение, скорее, тестируется, но некоторые шаги видны – ужесточение ответственности в Интернете, уже третье силовое ведомство образовало у себя службы по борьбе с экстремизмом – сначала в ФСБ, потом МВД, а теперь и в Следственном комитете.

То есть чиновники чувствуют, какой будет спрос со стороны высшей власти, на какие силовые услуги. Под предлогом борьбы с экстремизмом будут максимально закручиваться гайки, а статьи эти будут толковаться все более широко. На самом деле, подготовка к этому уже идет.

Источник: Русская служба Би-би-си