Инаугурация Путина: с друзьями, на фоне безлюдных улиц

На церемонии вступления Владимира Путина в должность президента России никого из действующих лидеров иностранных государств не было.
Reuters

Высоких зарубежных гостей на инаугурацию президента России не приглашают с 2000 года, когда Владимир Путин впервые возглавил страну. В Кремле это объясняют "внутрироссийским характером" мероприятия.

"Это удобно как для российской стороны, так и для западных лидеров, потому что им в любом случае пришлось бы давать объяснения - как если бы они поехали, так и если бы не поехали", - сказал bbcrussian.com директор программы "Россия в глобальном и региональном контексте" Финского института международных отношений Аркадий Мошес.

Зарубежные стороны на церемонии в Кремле были представлены главами диппредставительств, а также давними друзьями Путина - экс-канцлером Германии Герхардом Шредером и экс-премьером Италии Сильвио Берлускони.

Против Берлускони на родине возбуждено сразу несколько уголовных дел: его подозревают в коррупции, уклонении от уплаты налогов, незаконном прослушивании своих политических оппонентов, а также в сексуальных связях с несовершеннолетними.

Можно нарваться

В экспертном сообществе нет единого мнения - почему глав иностранных государств и правительств не приглашают на церемонию инаугурации российского президента.

Одни называют это "природной скромностью" Владимира Путина. Другие считают, что приглашать надо или всех - что заведомо обречено на неудачу, ибо некоторые иностранные лидеры друг друга на дух не переносят, - или никого.

Наиболее распространено мнение, что в Москве не хотят омрачать церемонию вступления президента в должность возможным скандалом, если кто-то из приглашённых вдруг решит демонстративно отказаться от поездки.

Аркадий Мошес согласен с такой точкой зрения лишь отчасти: "Это линия поведения, которая проще, безопаснее - действительно, можно нарваться на отказ".

С другой стороны, как считает эксперт, во времена первого и второго вхождения Путина в Кремль такой вариант был маловероятен.

"Я не думаю, что в 2004 году кто-нибудь отказался бы [приехать на инаугурацию], когда у власти в Германии был Шредер, а во Франции - Ширак. И уж точно в 2008 году у Медведева таких сложностей не просматривалось", - уверен он.

Здесь одно, рядом - другое

Другое дело, что с дипломатической точки зрения традиция проводить инаугурацию "в узком российском кругу" удобнее для всех, полагает Аркадий Мошес: это устраивает как Кремль, так и потенциальных адресатов приглашений.

"Довольно сложно сейчас объяснять иностранным гостям в Москве, почему здесь происходит одно, а в трёхстах метрах - совсем другое", - говорит он.

А западным лидерам, по его словам, тоже пришлось бы объяснять, но уже своим согражданам - чем они в это время занимались в Москве.

Накануне в российской столице состоялось массовое выступление оппозиции под названием "Марш миллионов".

Акция была санкционирована властями, но когда колонна демонстрантов подошла к месту проведения митинга на Болотной площади, начались столкновения протестующих с полицией.

В итоге более двух десятков людей получили ранения, несколько сотен задержаны. Акции протеста и задержания продолжились и в день инаугурации Путина.

"Нас в детстве пугали"

Политолог Андрей Пионтковский не склонен преувеличивать значимость присутствия на инаугурации высоких иностранных гостей.

"Гораздо большим событием было присутствие на церемонии жены Путина, о который мы уже забыли, - сказал он в интервью Би-би-си. - Правда, у нее был такой несчастный вид, словно ее специально привели в презентабельное состояние на полчаса".

"А вообще это была классическая византийско-ордынская эстетика, совершенно не похожая на республиканские формы инаугурации, - продолжает Пионтковский. - Такие монархические замашки, особенно смешные на фоне воскресных событий".

Особенно его потряс вид безлюдных улиц Москвы, который в прямом эфире транслировали сразу несколько российских телеканалов. В США на церемонию инаугурации тоже редко приглашают глав иностранных государств, напоминает он, но есть принципиальное отличие.

"По традиции, инаугурация американского президента, как и любая европейская коронация - это народный карнавал. А у нас в течение двух часов по семи каналам давали жуткую картинку пустой Москвы, и словно бравировали этим".

По словам Пионтковского, проезд кортежа Путина по пустынным улицам - психологически еще более жуткое зрелище, чем избиение демонстрантов.

"Нас в детстве пугали нейтронной бомбой, которая убивает людей, сохраняя материальную часть, так вот Москва выглядела именно так, в этом было что-то инопланетное", - поделился он своими впечатлениями от увиденного.

Источник: Русская служба Би-би-си