Пресса России: протесты не испортили праздника тандему

Обзор материалов российских газет за 10 мая 2012 года.
АР

В обзоре российских газет:

"День эйфории"

"Владимир Путин и Дмитрий Медведев продемонстрировали, что протесты оппозиции не омрачили их праздник и не изменили планов", - пишут "Ведомости" об инаугурации в третий раз избранного президентом Путина.

"И Путин, и Медведев на инаугурации 7 мая выглядели довольными и веселыми, а сама церемония передачи власти прошла еще с большим размахом, чем четыре года назад", - отмечает газета.

Приглашения на церемонию получили 2500 человек, на 500 больше, чем в 2008 году. Проезд Путина от Белого дома до Кремля транслировали на протяжении почти всего маршрута с высоты птичьего полета.

Многие приглашенные в ожидании начала церемонии отмечали, что на фоне протестов и их разгонов движение кортежа по пустынным улицам выглядело не очень выгодно для нового президента. "Но для Путина было важно проехать мимо храма Христа Спасителя", - отметил один из организаторов мероприятия.

Тем не менее в трех залах Большого Кремлевского дворца, где происходила инаугурация, атмосфера была не просто праздничной, а "периодами близкой к эйфории".

В залах раздавались радостные крики "ура!" и "слава Путину!". Среди гостей, отмечает издание, выделялся бизнесмен-оппозиционер Михаил Прохоров, который на сей раз на Болотную не ходил.

"Жесткий разгон митингов омрачил скорее не праздник Путина, а последний день президентства Медведева", - считает политолог Евгений Минченко.

"Коммерсант" пишет, что инаугурация была короткой: "Ничто и никого не отвлекало от церемонии, даже улицы Москвы были девственно чисты. По всему маршруту проезда их тщательно зачистили от людей, очевидно, опасаясь несанкционированных проявлений человеческих чувств", - иронизирует специальный корреспондент газеты Андрей Колесников.

Также он отмечает, что день инаугурации для нового президента завершился игрой в хоккей, и "упал Владимир Путин только один раз, на льду, запутавшись в коньках".

Акции оппозиции стали стихийными

"Коммерсант" пишет о том, что "Марш миллионов" 6 мая на Болотной площади закончился дракой оппозиционеров с ОМОНом, в ходе которой пострадали 16 полицейских и 20 демонстрантов.

"Происшествия на "Марше миллионов" и последующие несанкционированные акции обязательно повлияют на согласование новых оппозиционных мероприятий, и, скорее всего, не лучшим образом", - заявили изданию в пресс-службе столичной мэрии.

Днем ранее мэр Москвы Сергей Собянин назвал события на Болотной изначально спланированной провокацией.

"Марш миллионов" воспринимался многими как заключительное мероприятие в цепи оппозиционных митингов "За честные выборы", начавшихся в декабре 2011 года. И власти, и организаторы марша сомневались в том, что мероприятие станет массовым: акция, несмотря на громкое название, была заявлена всего на 5 тысяч человек.

"Однако численность мероприятия, приуроченного к президентской инаугурации Владимира Путина, превысила заявленную. По данным ГУВД, в акции приняло участие 8 тысяч человек, по данным организаторов - порядка 60 тысяч, по оценке других независимых источников - около 20 тысяч", - пишет газета.

Полиция, по мнению издания, была не готова к такому развитию событий: на Калужской площади не хватало рамок металлодетекторов, перед ними образовалась многотысячная пробка. Пока прибывшие проходили досмотр, основная часть демонстрантов уже начала шествие. Впереди под красными флагами шагали активисты "Левого фронта" и скандировали: "Россия без Путина!"

Возле здания кинотеатра "Ударник" дорогу шествию перегородили омоновцы, которые по узкому живому коридору направляли демонстрантов на Болотную. Когда туда подошла основная масса участников (из-за пробки на Калужской площади шествие растянулось), омоновцы перестали пускать людей на площадь, заявляя, что места там больше нет.

"За полицейскими было много свободного места, но приказ отступить хотя бы на десяток метров им никто не давал. Началась давка, в полицейских из толпы полетел файер, они попытались задержать бросившего - и столкнулись с внезапным ожесточенным сопротивлением. Омоновцев били древками флагов, практически сразу их цепь рассыпалась, и люди пошли к Болотной площади. Перестроившись, омоновцы попытались остановить их, используя дубинки, в том числе против женщин, что строго запрещено законом "О полиции"", - описывает происходящее "Коммерсант".

"Ведомости" отмечают, что никаких очевидных предпосылок к нынешнему обострению общественной напряженности не было видно еще несколько дней назад. "Но неадекватность полицейских мер против гражданского протеста несет в себе угрозу радикализации противостояния между государством и обществом", - пишет издание в редакционном комментарии.

Во время "Марша миллионов" произошли первые за многие годы жесткие стычки с ОМОНом, обернувшиеся силовыми зачистками с применением раздражающего газа и дубинок: "Да, в колонне оппозиции наверняка были и провокаторы, и радикалы, которым хотелось активного действия. Но и действия власти, выразившиеся в нарушении согласованного плана перекрытий по маршруту шествия и на месте митинга, были провокацией. И тем более массовые избиения мирных людей", - комментирует редакция.

Позже, во время гуляний, "людей задерживали за прогулки, пение и даже нахождение в уличном кафе". "Примерно понятно, как это все вышло. Процесс передачи власти в авторитарных режимах - всегда стресс. Даже если этот процесс оформлен как демократический. Ничто не должно было испортить президенту радости возвращения на пост. Более того, хорошим подарком для Путина было бы вообще закрытие темы протестов - пусть они останутся в медведевском прошлом", - пишет газета.

В другой статье на ту же тему, газета пишет, что после столкновений с полицией акции оппозиции стали стихийными.

"ОМОН и полиция действовали неоправданно жестко, массовость и характер задержаний неадекватны ситуации", - считает депутат Госдумы от "Справедливой России" Геннадий Гудков. Он обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой дать оценку действиям полиции.

Исчез напоказ

Новейший российский авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) пропал в Индонезии во время демонстрационного полета, пишет "Коммерсант".

На борту, включая экипаж, находились 50 человек - восемь россиян и граждане других стран. Версии ЧП накануне рассматривались самые разные - от технической неисправности до похищения самолета. На сегодняшний день именно с проектом SSJ 100 были связаны основные коммерческие планы и надежды российского гражданского авиапрома, напоминает издание.

Это было первое в истории современной отечественной авиации road show пассажирского самолета. В ходе него Sukhoi Superjet должен был посетить шесть стран. 3 мая самолет участвовал в выставке KADEX-2012 в Казахстане, 5 мая был в Пакистане, 7 мая - в Мьянме. После 9 мая самолет должен был отправиться в Лаос (показ был запланирован на 11 мая), а 14 мая - во Вьетнам.

Программа этой азиатской презентации прервалась в среду, причем "самым драматическим образом". SSJ 100 пропал с экранов радаров примерно в 40 морских милях от аэропорта Джакарты.

Пилотировал самолет шеф-пилот Александр Яблонцев, вторым пилотом был Александр Кочетков, а штурманом - Олег Швецов. Кроме того, в самолете находились бортинженер Алексей Киркин, а также ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов.

Как рассказали изданию пилоты, работавшие с Superjet, Александр Яблонцев считается среди коллег едва ли не лучшим специалистом по Superjet 100, он поднимал в воздух первый самолет этого типа. "Экипаж самолета был опытный и имел достаточный налет", - подчеркнули в авиапроме.

Авиационные власти Индонезии выдвинули целый ряд версий, в том числе и о захвате самолета неизвестными лицами. Собеседники издание в российском авиапроме уверены, что вариант с захватом судна наименее возможен: количество топлива на борту было рассчитано лишь на два небольших демонстрационных полета (причем один из них самолет уже выполнил), поэтому смысла в угоне не было.

Другая версия - плохие погодные условия - выглядит более вероятной. "Крайне маловероятно, чтобы Яблонцев не справился с управлением, SSJ практически его родная машина,- говорят коллеги пилота.- Но погодные условия действительно были очень плохими".

Еще одна версия - техническая неисправность - также возможна, сходятся во мнении собеседники газеты.

Главный редактор отраслевого издания "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отмечает, что "профессионалы относятся с пониманием к такой ситуации". "Безусловно, никто не будет делать вид, что ничего не случилось, но, что касается продаж, все будет зависеть индивидуально от каждого конкретного заказчика",- поясняет эксперт.

Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак согласен, что к массовому отказу от покупки SSJ катастрофа не приведет. "Бывали случаи, когда новый самолет разбивался на стадии экспериментальных полетов или начальной эксплуатации и затем получал широкое распространение,- рассказывает Борис Рыбак.- Кроме того, у программы SSJ серьезная политическая поддержка, в том числе в продажах, они не зависят напрямую от коммерческих или технических характеристик самолета".

Для газеты "Известия" ситуацию прокомментировал военный летчик-испытатель Андрей Гусев, участвовавший в расследовании авиакатастроф: "Отказ техники в показательном полете мало вероятен. К тому же к демонстрационным полетам привлекаются только самые опытные летчики. В случае возникновения нештатной ситуации они бы успели сообщить о происшествии диспетчерам. Но самолет пропал внезапно. Поэтому здесь вероятны две версии: либо диверсия, либо повлияли погодные условия и произошло столкновение с землей, во что верить очень не хочется", - считает он.

Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си

Источник: Русская служба Би-би-си