За 100 дней до выборов Обама и Ромни идут вровень

В воскресенье начались последние 100 дней предвыборной кампании в США. Пока ни действующий президент, ни его соперник-республиканец не имеют решающего преимущества, отмечает Владимир Козловский.

В воскресенье начались последние 100 дней предвыборной кампании в США. На носу момент, когда американские избиратели начнут интересоваться ею всерьез.

Предсказывают, что в промежутке между окончанием лондонской Олимпиады и предвыборным съездом Республиканской партии, которые начинается 27 августа в Тампе (штат Флорида), ее избранник Митт Ромни объявит кандидатуру своего вице-президента.

Это вызовет всплеск интереса и, как всегда, поднимет его рейтинг, хотя и не обязательно надолго.

Рейтинг Ромни поднимет, как обычно, и его программная речь на партсъезде, назначенная на 30 августа.

Но такой же результат будет иметь 6 сентября и речь Барака Обамы на последующем съезде демократов в Шарлотте (штат Северная Каролина).

Президент и его соперник давно уже идут ноздря в ноздрю. Демократов окрыляет то, что при нынешнем состоянии экономики США, которое, на первый взгляд, должно быть губительно для хозяина Белого дома, Обама продолжает удерживать позиции.

Республиканцев окрыляет то, что, согласно последнему опросу Гэллапа, Ромни идет впереди со счетом 46% : 45%. Хотя отрыв ничтожный и, возможно, сиюминутный, лагерь Ромни напоминает, что на девяти из 10 последних президентских выборах неизменно побеждал тот кандидат, которому отдавал первенство опрос Гэллапа, проведенный ближе всего к вышеуказанной 100-дневной вехе.

Республиканцы сетуют, что большинство опросов перекошены в пользу респондентов-демократов. Ромни также, возможно, избрал неправильную тактику.

Во время республиканских первичных выборов его агитпроп одного за другим вышибал соперников из седла, обрушивая на них лавину негативных политических клипов. То же самое пытается проделать он сейчас и с Обамой.

Проблема в том, что, если верить опросам, подавляющее большинство американцев уже составили себе мнение об Обаме. Если до ноябрьских выборов не случится ничего судьбоносного, это мнение уже сильно не изменится.

Одновременно опросы показывают, что в отношении Ромни избиратели, напротив, далеко еще не определились. Даже те, кто давно разуверились в Обаме, не уверены, что им стоит менять шило на мыло. Значит, Ромни нужно доказывать не столько то, что обамовское шило никуда не годится, сколько то, что его мыло будет лучше.

В этом смысле экономика работает на Ромни. Большинство опрошенных говорят, что, по их мнению, республиканец будет управлять экономикой лучше, чем Обама.

Президентские технологи истратили больше 100 млн долларов, пытаясь убедить избирателя в том, что Ромни был "хищным корпоративным рейдером", экспортировал рабочие места за границу, а капиталы – в офшорные банки. Пока не убедили, и экономика остается сильным местом республиканца.

Где Ромни пока проигрывает, так это по части внешней политики. Согласно последнему опросу Гэллапа, Обаме отдают в этом смысле предпочтение 52% респондентов против 40%. Среди зарегистрированных избирателей Обама тоже впереди, но с меньшим отрывом в четыре процентных пункта.

Он сделался первым демократом за десятилетия, сумевшим сломать традиционное превосходство республиканцев по этой части.

Нынешняя поездка Ромни в Великобританию, Израиль и Польшу ставит себе целью если не восстановить традиционное лидерство его партии в области внешней политики, то по крайней мере сократить разрыв с Обамой.

До сих пор избирательная кампания в США вращалась почти исключительно вокруг экономики, состояние которой обычно определяет исход голосования в США неизмеримо больше, чем внешняя политика.

Ромни целится на конкретные группы избирателей, для которых внешнеполитические соображения играют особую роль. Прежде всего это американские евреи, в массе своей принимающие судьбу Израиля близко к сердцу, и американцы польского происхождения, чьи голоса могут определить исход гонки в таких штатах, как Мичиган и Пенсильвания.

В отличие от выборов времен холодной войны, Россия пока не играла в предвыборной кампании никакой роли. В марте лагерь президента спустил на Ромни всех собак за его заявление, что Россия является для Америки "геополитическим врагом номер один", но этот эпизод скоро забылся.

Сейчас задаются вопросом, повторит ли Ромни что-нибудь в этом роде в Варшаве. Как пишут американские комментаторы, такие речи "будут медом для ушей поляков".

Что до американцев, то обозреватель Washington Post Скотт Клеменс писал в марте, что "в XXI столетии представление о России как о самом большом враге нашей страны мало созвучно американской общественности".

В начале 1980-х, например, опрос Харриса показал, что 93% американцев считают СССР недругом Америки. В 1990 году уже лишь 32% считали, что СССР являет собой самую большую угрозу для США. А в 1993 году две трети американцев говорили, что видят в России дружественную страну или союзницу.

Сейчас подавляющее большинство американцев по-прежнему не считают Россию противницей. А именно: к числу заклятых врагов Америки ее относят всего 2% опрошенных. "Союзницей" ее, правда, давно называют меньше 20% американцев.

Рейтинги, разумеется, не стоят на месте. Рейтинг России в США резко пошел вниз летом 2008 года во время ее конфликта с Грузией, но потом выправился, и в прошлом году опрос Си-эн-эн нашел, что шесть из 10 американцев считают Россию дружественной или союзной страной.

Согласно февральскому опросу Гэллапа, 50% американцев смотрят на Россию положительно. Дело отчасти в том, что трения периода холодной войны неотвратимо стираются из памяти американцев. В мае прошлого года опрос Си-эн-эн показал, что 47% американцев старше 50 лет считают, что Россия относится к США недружелюбно. Однако эту точку зрения не разделяют 70% американской молодежи.

Отчасти дело, может быть, и в уменьшении влияния России в мире, пишет Клеменс. Как показал в прошлом году опрос Гэллапа, лишь 1% американцев предсказывал, что через 20 лет Россия станет ведущей экономической державой планеты. Большинство американцев видят самую большую экономическую угрозу со стороны Китая.

Ромни обвиняет Обаму в том, что он прогибается перед Москвой, отказавшись, в частности, от планов развертывания элементов ПРО в Польше и Чехии. В свете вышесказанного такие упреки сейчас менее эффективны, чем прежде.

Как и предсказывали, Ромни тепло принимали в Израиле, но неясно, принесет ли это ему дополнительные очки среди американских евреев, которые давно уже предпочитают демократов. На выборах 2008 года 78% из них отдали голоса за Обаму.

Обама не раз огорчал американских сторонников Израиля, а его отношения с премьер-министром Биньямином Нетаньяху временами были из рук вон плохими. Известный комментатор Чарльз Краутхаммер заметил на днях по телевидению, что ни один американский сторонник Израиля не проголосует за переизбрание Обамы, "если только он не был последние три с половиной года в коме".

Возможно, это относится к консервативным христианам, являющимся одними из самых горячих сторонников Израиля в США. Но вот последний опрос Гэллапа показывает, что среди американских евреев Обама продолжает вести со счетом 68% : 25%.

Источник: Русская служба Би-би-си