Латвийские спецслужбы занялись "русской угрозой"

Полиция безопасности Латвии заинтересовалась деятельностью в стране пророссийских организаций. Поводом для начатого расследования послужили публикации, в которых латвийские власти усмотрели попытку "переписать историю".
Reuters

Инициатором расследования деятельности "Русского общества в Латвии" выступил министр обороны Артис Пабрикс.

За последние несколько месяцев латвийские спецслужбы уже несколько раз выступали с заявлениями о наличии в стране так называемой "русской угрозы".

Это дало основания некоторым участникам событий заговорить о том, что в Латвии началась "охота на ведьм".

"Жизнь в мифах"

Два последних эпизода появились в латвийских новостных лентах практически одновременно - в пятницу, 17 августа. Началось с того, что министр обороны Латвии Артис Пабрикс проинформировал о своем обращении в полицию безопасности с жалобой на общественную организацию "Русское общество в Латвии".

По словам министра, теперь это ведомство, вероятно, должно будет провести свое расследование.

В полиции безопасности Русской службе Би-би-си подтвердили, что запрос министра принят к рассмотрению: "Полиция безопасности получила письмо министра обороны с просьбой оценить соответствие нормативным актам деятельность организации "Русской общество в Латвии", а также информацию, размещенную организацией в интернете. ПБ оценит то, что упоминалось в письме".

Поводом для недовольства главы минобороны послужили материалы, подготовленные этой общественной организацией.

"Эти материалы показывают, как переписывается история. А если почитать их сайт [организации "Русское общество в Латвии"], то там вообще ужас – они говорят, что стоят на стороне Бермондта, - возмущается министр. - Бермондт в 1919 году руководил объединенными остатками царской и немецкой армий, которые воевали против нового латвийского государства".

Но главное, по словам Пабрикса, в другом: "В Латвии живет много русских людей, думаю, это должно было как раз оскорбить эту часть населения. На сайте есть много вещей, которые призывают латышей думать, что все русские сейчас живут в таких же мифах – например, о том, что фашизм связан с "европейскими оккупантами". Я не хочу идти против свободы слова. Но если люди делают из нацистов, фашистов и европейцев одно целое, то это все равно, что сказать, что Гитлер был хорошим, а Холокоста не было".

В свою очередь глава "Русского общества в Латвии" Татьяна Фаворская заявила журналистам, что не только считает обвинения беспочвенными, но и консультируется с юристами о возможности подать иск в суд против министра обороны. Пабрикс, по словам Фаворской, неправильно интерпретировал материалы общественной организации.

"Свободная трибуна"?

В тот же день, 17 августа, полиция безопасности провела обыск в квартире Сергея Малоховского - главного редактора новостного портала другой общественной организации, "Русской общины Латвии". Как рассказал Малаховский Русской службе Би-би-си, обыск был проведен в рамках уголовного дела, начатого полицией безопасности около года назад.

В этом деле журналист фигурирует в качестве свидетеля.

"На портале baltijalv.lv, который я редактирую, есть раздел "Свободная трибуна", где читатель может разместить свой собственный материал. Такие материалы редакция не редактирует. Житель Эстонии разместил там текст, где в довольно резкой форме сравнивал современную идеологию Латвии и Эстонии касательно советской оккупации и задавался вопросом, что в таком случае делает в Афганистане эстонский и латвийский воинский контингент", - рассказывает Малаховский.

Спецслужбы, по его словам, хотели получить от него сведения об авторе текста.

"Долгое время я этих данных не предоставлял, но сейчас они у меня изъяли компьютер, и все, что нужно, они возьмут сами, - сетует Малоховский. - Хотя делать этого в моем конкретном деле не было никакой необходимости. Там ведь была и личная переписка, которая теперь неизвестно, где всплывет".

Комментируя обыск, полиция безопасности Латвии оказалась немногословной: "Полиция безопасности информирует, что в рамках уголовного процесса был проведен санкционированный судом обыск. Задержанных нет".

Расширение "черного списка"

Этим двум инцидентам предшествовало расширение латвийского "черного списка": 8 августа министерство иностранных дел Латвии признало персонами нон-грата Модеста Колерова - бывшего советника президента РФ Владимира Путина и бывшего главу новостного агентства Regnum, а также замредактора этого агентства Игоря Павловского.

Как пояснили в департаменте прессы латвийского МИДа, у "компетентных органов" возникли подозрения в том, что оба гражданина России вели на территории Латвии тайную деятельность, направленную против безопасности страны и ее территориальной целостности.

Игорь Павловский заявил Русской службе Би-би-си, что до сих пор не понимает подоплеку происходящего.

"Почему именно нас? Знаете, если нет никаких рациональных объяснений, то это что-то из разряда мистики или психиатрии. Я не психиатр, я журналист. Никаких предпосылок не было. Есть вариант, что им не понравились мои высказывания относительно внутренней политики Латвии по части языка и гражданства. Но некоторые латышские политические деятели иногда высказываются жестче", - говорит Павловский.

Российский МИД оценил этот жест латвийской стороны как "откровенно недружественный", а на сам факт упомянутого расширения списка персон нон-грата отреагировал с недоумением. Примерно так же посол России в Латвии Александр Вешняков охарактеризовал предыдущее расширение "черного списка" Латвии, которое тоже произошло за счет российских граждан. В начале марта в него попали два российских историка: директор фонда "Историческая память" Александр Дюков и его коллега Владимир Симиндей.

Однако в случае с новостным агентством Regnum включением российских граждан в "черный список" дело не ограничилось.

По словам Павловского, сразу после того как латвийский МИД обнародовал свое решение, в московском офисе новостного агентства были проведены обыски. "У меня есть бумага от Следственного комитета РФ, где сказано, что следственные действия проходят по запросу латвийских следственных органов, - говорит Павловский. - Это было сделано в рамках уголовного дела в отношении одного латвийского гражданина. Этот гражданин одно время сотрудничал с агентством Regnum, это было в 2010 - 2011 годах. Он был фрилансером".

Как ранее пояснял Павловский, вопросы по просьбе латвийской стороны российские следственные органы начали задавать представителям агентства примерно за неделю до обыска. Тем не менее, государственная полиция Латвии до сих пор отрицает свою причастность к обыскам. Никаких просьб к российской стороне не вспомнили и в генеральной прокуратуре Латвии.

Охота на ведьм?

Один из фигурантов начатого спецслужбой уголовного процесса, Сергей Малаховский, полагает, что все последние эпизоды с участием полиции безопасности могут быть связаны между собой.

"Думаю, это звенья одной цепи. Тем более, что обвинения г-на Пабрикса в адрес председателя правления "Русского общества в Латвии" Татьяны Фаворской звучат примерно так же - ее, кажется, тоже обвинили в разжигании национальной розни. Это еще с дела Гильмана началась кампания давления на инакомыслящих в Латвии", - говорит Малаховский.

История Гильмана – уже четвертый эпизод с участием полиции безопасности за это лето и пятый с марта этого года. Полиция безопасности начала уголовный процесс в отношении публициста Александра Гильмана после того, как местная русскоязычная газета "Час" опубликовала его статью, посвященную депортациям из Латвии. В тексте Гильман, сам родившийся в ссылке, рассуждает о светлых сторонах этого феномена. Такая постановка вопроса возмутила депутатов из подкомиссии сейма по государственному воспитанию, которые и обратились с жалобой в полицию безопасности.

Однако бывший министр внутренних дел Линда Мурниеце убеждена, что никакой "охоты на ведьм" латвийские спецслужбы не ведут.

"Я уверена, что если ПБ заводит уголовное дело, то для этого есть повод, - сказала она Русской службе Би-би-си. - С тех пор как я была министром и сама надзирала за этой структурой, я отлично помню, что она никогда не принимала незаконных решений. Может быть, люди, которые хотят совершить что-то противозаконное, будут говорить, что за ними охотятся по политическим причинам, но, я думаю, это очень преувеличено. Все проверяемо, за любым делом надзирает прокуратура, и никто в этой стране просто так уголовных дел не возбуждает".

Источник: Русская служба Би-би-си