Ватикан: ожидание и интриги папского конклава

Площадь Святого Петра стала похожа на своего рода Колизей. Повсюду устанавливают телевизионные камеры и палатки, ожидая начала "игр".
АР

Даже в мусульманских странах не могут пропустить "представление" и проигнорировать тайный ритуал по избранию нового папы.

Между тем букмекерские конторы уже принимают ставки, хотя оснований выбирать фаворита у них крайне мало.

Церковь сохраняет в тайне все обсуждения, но в то же время заинтересована в том, чтобы кормить мировую аудиторию новостями. Так что пока Ватикан держит в мир на коротком поводке.

Кардиналам не разрешено давать интервью, но в то же время Ватикан пускает операторов снимать крупным планом урны для голосования и печь, где сжигают бюллетени.

В Ватикане прекрасно понимают интригу вокруг работы конклава, и точно дозируют информацию. Однако сама Церковь сейчас переживает непростые времена.

Время, когда миряне благоговели перед священниками, прошло. Большинство журналистов смотрит на Ватикан как на любую другую организацию, и комментаторы с легкостью рассуждают о том, кто, по их мнению, должен возглавлять католическую церковь.

Некоторые призывают Ватикан к "оттепели", а он, в свою очередь, обвиняет прессу в том, что та пытается влиять на работу конклава.

Но дилемма остается: выборы нового папы могут продемонстрировать величие Церкви и ее влияние во всем мире. Но сами по себе они не могут восстановить ее моральный авторитет.

Утечки в прессу

Скандалы оказывают разрушительное воздействие. Вопрос не просто в том: "Почему обвинения не расследуются более тщательно?" Но уже и в том: "Почему в принципе было столько злоупотреблений?".

Мое внимание привлек один факт. Данные одного из внутренних докладов в Германии предполагают, что 60 священников были замешаны в 500 случаях сексуальных домогательств. По всему миру подобные обвинения могли предъявлять сотням священников. Это ставит под вопрос необходимость сохранять целибат католическим священникам.

Главный обвинитель, расследующий сексуальные скандалы, монсеньор Чарльз Сциклуна, заявил: "Порок охватил все сферы и все общество, но, к сожалению, новостями становятся наши грехи. Почему грехи священников вызывают такой ажиотаж?". Потому, что духовенство претендует на то, чтобы остальные считались с божественной природой призвания священников и доверяли им.

Из утечек в прессу и отрывков интервью становится понятно, что некоторым кардиналам хотелось бы, чтобы чистка после скандала была более основательной.

Некоторые призвали к открытому обсуждению доклада по результатам расследования утечек в прессу, организованным камердинером бывшего папы.

Группу священников Римской курии обвиняют во всех возможных случаях неподобающего поведения и в шантаже. Внутри церковной бюрократии – жесткие трения, и, по некоторым данным, кто-то из кардиналов задается вопросом: как можно выбирать нового папу, не зная всей правды из доклада.

Вопросы к Церкви

Американский кардинал Дэниэл Динаро сказал: "Мы хотим знать и понять как можно больше из того, что касается управления Церковью". Некоторые американские кардиналы заявили о приверженности принципу открытости.

Было бы слишком наивно считать конклав ареной соперничества реформаторов и консерваторов. Слишком много сейчас решается вопросов.

Некоторые хотели бы, чтобы папа был великим миссионером; некоторые – чтобы он умел общаться с миром как Иоанн Павел II. Кому-то хотелось бы видеть на папском престоле теолога, который бы вдохновенно нес слова Евангелия. Кто-то считает, что надо в принципе решить вопрос о том, как нести веру светскому обществу.

Очевидно, что все эти противоречия всплывут во время конклава, но есть и фундаментальные вопросы.

Некоторые кардиналы рассчитывают выбрать сильного управленца, который мог бы держать под контролем внутрицерковные разногласия. Кто-то полагает, что для этого папой должен стать опытный бюрократ. Другие бы, наоборот, хотели, чтобы Церковь возглавил человек, менее связанный с Римской курией.

Именно поэтому так сложно предсказать исход выборов.

Пока перед объективами камер – ворота Ватикана, за которыми разыгрывается действие, начинается голосование, идет дым. Но после того, как выберут нового папу, станет ясно, действительно ли Церковь встала на путь кардинальных реформ, или решила следовать прежнему курсу.

Источник: Русская служба Би-би-си, Гевин Хьюитт