Корреспондент: Лесби против США. Как гей-активистка изменила законодательство США

Пожилая американская вдова-лесбиянка Эдит Виндзор навела шороху в федеральном законодательстве США - тщательно охраняемый блюстителями морали закон о защите брака как союза между мужчиной и женщиной с ее подачи признан недействительным, - пишет Наталия Мечетная в № 1 журнала Корреспондент от 10 января 2014 года.
АР

Эдит Виндзор, 84-летняя вдова-лесбиянка, перекраивает ни много ни мало федеральное законодательство Соединенных Штатов. С ее легкой руки Верховный суд США признал неконституционным ключевое положение федерального акта о защите брака.

Замахнуться на американскую Фемиду Виндзор заставило возмущение, связанное с тем, что после смерти Теи Клары Спайер, с которой она заключила брак в Канаде в 2007 году, ей выставили счет на более чем $ 350 тыс. федерального налога на наследство - так, словно Виндзор приходилась Спайер абсолютно чужим человеком.

“Виндзор против США” - именно так местные СМИ окрестили длительный судебный процесс.

Итог схватки ошеломляет: федеральный закон о защите брака (TheDefenseofMarriageAct, или DOMA), определяющий брак как союз между мужчиной и женщиной, признан дискриминационным. Верховный суд принял решение по иску Виндзор, постановив, что однополые супруги имеют те же права согласно законодательству, что и разнополые. Пятеро из девяти судей Верховного суда высказались за неконституционность положения закона, утверждающего брак как исключительно союз мужчины и женщины.

За борьбой Виндзор, пребывающей более чем в преклонном возрасте, с американскими законодателями, следила вся Америка. Когда Виндзор вышла с победой из здания Верховного суда, ее встретили десятки ликующих сторонников. “Эди! Эди!” - скандировали восхищенные люди.

Виндзор вошла в тройку людей 2013 года по версии журнала Time - именно за нее голосовала читательская аудитория издания. Лесбиянка-правозащитница уступила лишь занявшему первое место папе римскому Франциску и экс-сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену. Таким образом, звездами уходящего года стали глава Католической церкви, шпион-разоблачитель и пожилая лесбиянка. Они определили основной тренд настроений в американском обществе, оставив позади государственных мужей и сильных мира сего.

“Привет, с кем я говорю? Ах, Барак Обама! Я хотела поблагодарить вас”, - американские журналисты, как завороженные, стенографировали личный разговор Виндзор с президентом США, который позвонил поздравить ее после вынесения судебного решения.

“Это победа пар, которые боролись за равенство перед законом”, - в свою очередь заявил Обама, поручив ответственным чиновникам пересмотреть соответствующие федеральные законы для реализации судебного решения.

Ее борьба

“Когда моя прекрасная, замечательная Тея умерла четыре года назад, я была раздавлена горем, - вспоминает Виндзор. - Месяц я пролежала в больнице с сердечным приступом. Это было то, что врачи называют “синдромом разбитого сердца”.

В то время женщина поняла, что федеральное правительство относится к ней и ее возлюбленной как к абсолютно чужим друг другу людям, а это означает, что налог за право наследования имущества будет огромным. Осознав, что в местных судах эту проблему не решить, Виндзор подала судебный иск, требуя признания DOMA неконституционным. И одержала победу.

Федеральное правительство относится к ней и ее возлюбленной как к абсолютно чужим друг другу людям, а это означает, что налог за право наследования имущества будет огромным

“Эдит Виндзор наглядно показывает силу индивидуальности. Она, еврейская лесбиянка, родившаяся в семье иммигрантов в Филадельфии, отказалась идти на попятную”, - отмечает журналист и правозащитница Джордин Розенски.

В американском обществе, в котором демократические ценности и всевозможные свободы поразительным образом соседствуют с консерватизмом и религиозностью, это стало настоящей революцией. Право Виндзор, 44 года прожившей в паре со Спайер, на налоговые скидки признали даже самые консервативные американцы.

Калифорниец Дерек Ди Бон, называющий себя приверженцем республиканцев и американских традиций, в разговоре с Корреспондентом высказался против того, чтобы союзы однополых пар называли браками, но признал, что налоговое законодательство должно учитывать тот факт, что эти люди не являлись друг другу чужими. Вместе с тем он критикует Белый дом за явное гей-лобби.

Опрошенные изданием прагматичные ньюйоркцы, к коим принадлежали и две лесбиянки, благосклонно относятся к гей-парам: дескать, сейчас, в посткризисное время, геи как налогоплательщики приносят доход в городской бюджет и при этом не претендуют на всевозможные скидки и пособия, положенные по законодательству молодым парам, имеющим детей.

“Однополые пары больше наполняют казну, чем так называемые традиционные семьи”, - отмечает жительница Большого яблока Лида Чачра.

Сейчас, в посткризисное время, геи как налогоплательщики приносят доход в городской бюджет и при этом не претендуют на всевозможные скидки и пособия, положенные по законодательству молодым парам, имеющим детей.

Сама Виндзор заявила, что хотя и польщена тем, что вошла в тройку людей года уважаемого издания, она всего лишь один человек, который был частью продолжающейся битвы за брачное равноправие для всех семей.

Когда Виндзор, одетая как настоящая леди, с брошью на груди в виде кольца, усыпанного бриллиантами (подарок возлюбленной вместо обручального кольца - чтобы не вызывать лишних вопросов) появлялась в здании суда, даже самые ярые защитники DOMA относились к ней с уважением. Да и сама истица не раз отмечала почтительное и внимательное отношение к ней судей. По ее словам, с их стороны она не чувствовала никакой враждебности.

“Я действительно верю в Верховный суд. Я верю в конституцию и чувствую определенную уверенность в победе”, - с таким публичным заявлением выступила Виндзор после того, как суд согласился слушать ее дело.

Возле здания суда десятки восхищенных сторонников не раз встречали даму овациями. “Любовь победила”, - вынесла свой вердикт местная пресса.

Сейчас в 37 из 50 штатов однополые браки незаконны, причем во многих из них действуют запрещающие такие союзы конституционные поправки. Однополые браки признаются в 12 штатах и округе Колумбия. Вердикт Верховного суда США по делу Виндзор не обязывает штаты, не признающие однополые браки, начать регистрировать подобные союзы. Но он означает, что тысячи однополых супругов по всей стране отныне смогут пользоваться теми же правами, что и остальные женатые люди, говорится в заявлении американской организации за права ЛГБТ-сообществ Freedom to marry.

Вердикт Верховного суда США по делу Виндзор не обязывает штаты, не признающие однополые браки, начать регистрировать подобные союзы. Но он означает, что тысячи однополых супругов по всей стране отныне смогут пользоваться теми же правами, что и остальные женатые люди

Нынешняя администрация США во главе с Обамой выступает в поддержку секс-меньшинств в их стремлении заключать браки. Еще в своих предвыборныхвыступлениях Обама обещал сделать все, чтобы люди могли официально создавать семьи независимо от пола.

DOMA игнорировал десятки тысяч однополых пар, которые скрепили свой союз законным путем, однако не подлежат государственной защите подобно тому, как подлежат пары разного пола, однажды пояснил позицию администрации президента заместитель министра юстиции Дональд Веррилли. И дело здесь не только в налоговых выплатах - проблемы у однополых супругов могут возникнуть и с миграционными органами, если один из членов семьи не является американцем.

Долгая помолвка

На протяжении более четырех десятилетий Виндзор и Спайер жили вместе в квартире на Пятой авеню возле Вашингтон-сквер. На публикуемых американской прессой многочисленных фотографиях изображена общая жизнь успешной пары, которая могла позволить себе наслаждаться жизнью, проводя время в экзотических путешествиях. Обе всегда выглядели красиво, стильно и элегантно.

“Вы знаете, мы обе были очень успешны в своей карьере. Что мы смогли бы, если бы мы не тратили свою энергию на то, чтобы прятаться?” - задала однажды Виндзор риторический вопрос.

Их связь началась в далеком 1962 году - в то время геи в значительной мере воспринимались обществом как преступники или психически больные люди. Виндзор была замужем, но однажды, просматривая в кинотеатре фильм, поняла, что ее больше привлекает главная героиня, чем герой. И попросила у мужа развод.

“Мне нужно что-то другое”, - аргументировала Виндзор свое решение в разговоре с экс-супругом. После этого она стала искать гей-тусовки.

Эти женщины любили друг друга 44 года. Неужели они не заслужили клочок бумажки, легализующий их отношения?

Виндзор вспоминает, что в те дни открыто заявлять о своей гомосексуальности было невозможно, особенно для представителей среднего класса, к которому она принадлежала. Тея была успешным психологом, а Эдит получила степень магистра в области математики и устроилась на работу программистом в компанию IBM.

В 1977-м в возрасте 45 лет у Спайер выявили рассеянный склероз, а в 2007-м доктора отвели ей всего год жизни. Тогда пара решилась поехать в Канаду и узаконить свои отношения. Виндзор было 77, Спайер - 75, но они, по словам Виндзор, все так же любили друг друга, как и много лет назад. “Где-то за три недели до смерти Тея сказала, мол, о боже, мы же до сих пор влюблены друг в друга, разве нет?” - говорит вдова. Их любовь вдохновила даже фильммейкеров - о Тее и Эдит был снят документальный фильм под названием Очень долгая помолвка. В социальных сетях в честь этой пары созданы специальные страницы.

“Я хотел бы когда-нибудь иметь отношения, подобные этим”, “Эти женщины любили друг друга 44 года. Неужели они не заслужили клочок бумажки, легализующий их отношения?” - такие отзывы в адрес однополой пары оставляют многочисленные комментаторы со всего мира.

ЛГБТ-сообщества отмечают, что достижение Виндзор сложно переоценить. Ее победа в суде стала катализатором для легализации однополых браков в таких штатах, как Иллинойс и Нью-Мексико. Вердикт Верховного суда по делу Виндзор оказался прецедентом, благодаря которому судьи в ряде штатов смогли оспорить конституционные поправки, запрещающие однополые браки. Даже в социальном ролике компании Microsoft, отметившей выдающихся женщин, сказано, что Виндзор “одержала победу в борьбе за равенство”.

Гей-пары с их отчаянным стремлением узаконить отношения вдохнули новую жизнь в пребывающий в глубоком кризисе институт традиционной семьи, в свою очередь отметило в комментарии Корреспонденту калифорнийское сообщество LGBTQ Resource Center в городе Оушенсайде.

Действительно, Виндзор придает браку почти сакральное значение.

“Брак символизирует обязательства и любовь, как ничто иное в мире. Где бы вы ни были, тот факт, что вы женаты, что-то означает для людей и заставляет вас чувствовать себя по-другому”, - пояснила американка.

***

Этот материал опубликован в №1 журнала Корреспондент от 10 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.