Корреспондент 10 лет назад: Как Польша готовилась к вступлению в Евросоюз

Корреспондент.net продолжает публикацию статей, которые были напечатаны в журнале Корреспондент ровно 10 лет назад. В материале за март 2004-го года речь пойдет о том, что Польша с нетерпением ждет первомайского пополнения ЕС. При этом жители страны не склонны строить иллюзии в оценке предстоящего события.
AP

 Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьиВ се­ре­ди­не 1990-х в Поль­ше поль­зо­вал­ся по­пу­ляр­но­с­тью та­кой анек­дот. В Вар­ша­ве встре­ча­ют­ся ту­ри­с­ты. Од­ни едут из Фран­ции в Рос­сию, дру­гие в об­рат­ном на­прав­ле­нии – из Моск­вы в Па­риж. Фран­цу­зы с не­до­уме­ни­ем спра­ши­ва­ют: “Это уже Моск­ва?” А при­ез­жие с Вос­то­ка вос­тор­жен­но вос­кли­ца­ют: “Не­уже­ли мы уже в Па­ри­же?!”

Се­го­дняш­няя Вар­ша­ва ма­ло чем от­ли­ча­ет­ся от Брюс­се­ля или то­го же Па­ри­жа. На­сто­я­щий ев­ро­пей­ский го­род. От ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го про­шло­го здесь ос­та­лись лишь ред­кие сле­ды.

О де­мо­кра­ти­че­с­ком бу­ду­щем же воз­ве­ща­ют мно­го­чис­лен­ные улич­ные пла­ка­ты, ко­то­рые на­по­ми­на­ют граж­да­нам о при­бли­же­нии да­ты вступ­ле­ния в Ев­ропейский Со­юз.

“Воз­мож­но, это не та­кое уж ве­ли­кое со­бы­тие, но для ме­ня оно бу­дет иметь важ­ное сим­во­ли­че­с­кое зна­че­ние, – го­во­рит 30-лет­няя Маг­да Па­сич, ди­зай­не­р из Вар­ша­вы. – Я с не­тер­пе­ни­ем жду то­го мо­мен­та, ког­да мы смо­жем пе­ре­се­кать гра­ни­цы в качестве граж­да­н ЕС. Я все­гда чув­ст­вую се­бя че­ло­ве­ком вто­ро­го сор­та, ког­да ви­жу, как бес­пре­пят­ст­вен­но они пе­ре­ме­ща­ют­ся, в то вре­мя как мы вы­нуж­де­ны по­дол­гу ждать у  погранпунктов с па­с­пор­та­ми в ру­ках”.

На­деж­ды по­беж­да­ют страх

38-мил­ли­он­ная Поль­ша – са­мая боль­шая из де­ся­ти стран-но­вич­ков, ко­то­рые 1 мая по­пол­нят со­став Ев­ро­со­ю­за. Это ре­ше­ние в ию­не про­шло­го го­да под­дер­жа­ли 77% граж­дан, при­няв­ших уча­с­тие в об­ще­на­ци­о­наль­ном ре­фе­рен­ду­ме. “Ар­гу­мен­том, ко­то­рым ру­ко­вод­ст­во­ва­лись лю­ди во вре­мя го­ло­со­ва­ния, был во­прос: “А ка­кой дру­гой вы­ход? Рос­сия?” – от­ме­ча­ет в ин­тер­вью Кор­ре­с­пон­ден­ту Ма­ри­уш Ко­валь­чик, ре­дак­тор из­ве­ст­ной поль­ской еже­днев­ной га­зе­ты Fakt.

 
 AP

По его сло­вам, с при­бли­же­ни­ем да­ты при­со­е­ди­не­ния эн­ту­зи­аз­ма у по­ля­ков за­мет­но по­уба­ви­лось. Осо­бен­но по­сле то­го, как боль­шин­ст­во го­су­дарств-чле­нов ЕС вве­ло вре­мен­ное ог­ра­ни­че­ние на до­ступ граж­дан из всту­па­ю­щих стран к сво­им рын­кам тру­да. Сра­зу же по­сле рас­ши­ре­ния ев­ро­пей­ско­го бло­ка по­ля­ков-ми­г­ран­тов го­то­вы при­нять толь­ко Ве­ли­ко­бри­та­ния, Да­ния, Шве­ция, Нор­ве­гия и Ир­лан­дия.

Се­рь­ез­ные раз­но­гла­сия меж­ду Ста­рой и Но­вой Ев­ро­пой про­яви­лись во вре­мя об­суж­де­ния чер­но­во­го ва­ри­ан­та кон­сти­ту­ции ЕС. Поль­ша не пре­ми­ну­ла рез­ко вы­ра­зить свое не­до­воль­ст­во от­но­си­тель­но рас­пре­де­ле­ния ко­ли­че­ст­ва го­ло­сов в за­ко­но­да­тель­ном ор­га­не ЕС. “По­ля­ки чув­ст­ву­ют, что их об­ма­ну­ли фран­цу­зы и нем­цы, ко­то­рые фор­си­ру­ют бо­лее вы­год­ные для се­бя ус­ло­вия го­ло­со­ва­ния в Ев­ро­пар­ла­мен­те. Мы по­ба­и­ва­ем­ся, что мо­жем стать чле­на­ми вто­ро­го сор­та”, – под­чер­ки­ва­ет Ко­валь­чик.

Вме­с­те с тем, как сви­де­тель­ст­ву­ют по­след­ние дан­ные со­ци­о­ло­ги­че­с­ко­го ис­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го поль­ским Ин­сти­ту­том об­ще­ст­вен­ных оп­ро­сов, граж­да­не ре­с­пуб­ли­ки в боль­шин­ст­ве сво­ем ос­та­ют­ся ев­ро­оп­ти­ми­с­та­ми. Член­ст­во в ЕС под­дер­жи­ва­ет 61% по­ля­ков. Прав­да, в то, что стра­на боль­ше вы­иг­ра­ет, не­же­ли про­иг­ра­ет при этом, ве­рят лишь 14% оп­ро­шен­ных. Боль­шин­ст­во по­ла­га­ет, что эф­фект бу­дет не­зна­чи­тель­ным.

“Хо­ро­шо, что мы при­со­е­ди­ня­ем­ся, но мы долж­ны го­то­вить се­бя к не­про­стым пе­ре­го­во­рам, к же­ст­кой за­щи­те сво­их ин­те­ре­сов, – уве­рен Ми­халь Воз­няк, бан­ков­ский слу­жа­щий. – Ев­ро­пей­ский Со­юз – не клуб по­чтен­ных дя­дю­шек-тол­сто­су­мов пре­клон­но­го воз­ра­с­та. Я бо­юсь, что мы не зна­ем, как пра­виль­но дей­ст­во­вать. Бо­юсь, мы про­сто за­блу­дим­ся в ко­ри­до­рах ев­ро­со­ю­зов­ских уч­реж­де­ний”.

 
 AP

Ма­ри­уш Ко­валь­чик, ко­то­рый от­но­сит се­бя к ев­ро­оп­ти­ми­с­там, ве­рит в то, что с вступ­ле­ни­ем в ЕС его стра­на ста­нет бо­лее сво­бод­ной. “А ведь по­ля­ки лю­бят сво­бо­ду”, – под­чер­ки­ва­ет он.

Вме­с­те с тем Ко­валь­чик при­зна­ет, что из­ме­не­ния, про­изо­шед­шие в пред­две­рии вступ­ле­ния в ЕС вро­де по­вы­ше­ния цен на ряд про­дук­тов и ус­луг, не вы­зы­ва­ют осо­бой ра­до­с­ти. “Но су­ще­ст­ву­ет на­деж­да, что вско­ре вы­ра­с­тут так­же и на­ши зар­пла­ты. Хо­тя мы пре­крас­но по­ни­ма­ем, что за­ра­ба­ты­вать столь­ко, сколь­ко, ска­жем, в Ис­па­нии, смо­гут, на­вер­ное, толь­ко на­ши де­ти”, – по­ла­га­ет Ко­валь­чик.

Вза­им­ное не­до­воль­ст­во

В от­че­те Ев­ро­пей­ской Ко­мис­сии о со­сто­я­нии эко­но­ми­ки стран, го­то­вя­щих­ся к вступ­ле­нию в блок, Поль­ша названа худ­шей из всей де­сят­ки. На­и­боль­шие пре­тен­зии ев­ро­пей­ских чи­нов­ни­ков вы­зы­ва­ет не­со­от­вет­ст­вие сель­ско­го хо­зяй­ст­ва ре­с­пуб­ли­ки са­ни­тар­ным нор­мам Ев­ро­со­ю­за.

Этот факт при­зна­ет и Яро­слав Ка­ли­нов­ский, ми­нистр сель­ско­го хо­зяй­ст­ва Поль­ши. Не­дав­но он вы­ска­зал опа­се­ния, что око­ло ты­ся­чи мяс­ных ла­вок, ско­рее все­го, вы­нуж­де­ны бу­дут за­крыть­ся имен­но из-за не­со­от­вет­ст­вия са­ни­тар­ным стан­дар­там ЕС. В этом слу­чае, пре­до­сте­рег ми­нистр, без ра­бо­ты ос­та­нут­ся по­ряд­ка 10 тыс. че­ло­век.

Не­до­воль­ст­во Ев­ро­со­ю­за на­тал­ки­ва­ет­ся на встреч­ную ре­ак­цию в поль­ской де­рев­не. Не­смо­т­ря на фи­нан­со­вую под­держ­ку в раз­ме­ре $ 3,7 млрд, ко­то­рые он на­ме­рен вы­де­лить стра­не на мо­дер­ни­за­цию сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, фер­ме­ры ос­та­ют­ся глав­ной дви­жу­щей си­лой скеп­ти­че­с­ких на­ст­ро­е­ний в об­ще­ст­ве. Кре­с­ть­я­не опа­са­ют­ся, что зна­чи­тель­но бо­лее сла­бое по срав­не­нию с ЕС поль­ское сель­ское хо­зяй­ст­во не вы­дер­жит кон­ку­рен­ции с по­став­щи­ка­ми про­дук­ции из Гер­ма­нии, Фран­ции и дру­гих стран, ког­да гра­ни­цы ста­нут от­кры­ты­ми.

 
 AP

“Ев­ро­па? Я ту­да не хо­чу. Я мно­го по­те­ряю, по­то­му что с на­ми не бу­дут об­ра­щать­ся так, как с дру­ги­ми”, – уве­рен 52-лет­ний поль­ский фер­мер Ка­зи­мир, про­жи­ва­ю­щий в де­рев­не Га­ли­ни, что в 300 км к се­ве­ру от Вар­ша­вы. Ему при­над­ле­жат 200 га зем­ли, за­са­жен­ные пше­ни­цей, рап­сом и яч­ме­нем.

Мне­ние Ка­зи­ми­ра раз­де­ля­ет его од­но­сель­ча­нин, ко­то­рый пред­ста­вил­ся Ре­ми­ги­у­шем. Сей­час 39-лет­ний фер­мер, об­ра­ба­ты­вающий 80 га зем­ли, за­ни­ма­ет­ся при­ве­де­ни­ем сво­е­го хо­зяй­ст­ва в со­от­вет­ст­вие с нор­ма­ми ЕС. В ста­ром де­ре­вян­ном хле­ву, где со­дер­жат­ся 30 ко­ров, кла­дут плит­ку и ус­та­нав­ли­ва­ют ча­ны из не­ржа­вей­ки для хра­не­ния мо­ло­ка. Ра­ди это­го, по при­зна­нию Ре­ми­ги­у­ша, ему при­шлось от­ка­зать­ся на вре­мя от про­ве­де­ния в дом цен­т­раль­но­го отоп­ле­ния, а так­же по­куп­ки но­во­го хо­ло­диль­ни­ка, о ко­то­ром уже дав­но меч­та­ет его же­на Ирэ­на.

Кон­ку­рент­ная борь­ба

“Я не ис­пы­ты­ваю сча­с­тья по по­во­ду вступ­ле­ния в Ев­ро­со­юз, – при­зна­ет­ся Ма­ри­о­ла Ли­шек, поль­ская биз­нес-ле­ди. – Ду­маю, наш биз­нес еще до­ста­точ­но слаб, что­бы кон­ку­ри­ро­вать с ком­па­ни­я­ми ЕС, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ют пра­ви­тель­ст­ва их стран. Мы уже сей­час те­ря­ем, по­то­му что вы­нуж­де­ны де­лать боль­шие вло­же­ния, что­бы при­бли­зить­ся к их тех­но­ло­ги­ям”.

Кши­ш­тоф Ол­шев­ский, ди­рек­тор поль­ско­го пред­при­я­тия Solaris, ко­то­рое за­ни­ма­ет­ся про­из­вод­ст­вом ав­то­бу­сов, эту точ­ку зре­ния не раз­де­ля­ет. Свою кон­ку­рен­то­спо­соб­ность на ев­ро­пей­ском рын­ке этот из­ве­ст­ный транс­порт­ный бренд уже до­ка­зал. В ию­ле 2002 го­да с кон­вей­е­ра по­знань­ско­го за­во­да Solaris со­шел ты­сяч­ный ав­то­бус, ко­то­рый се­го­дня разъ­ез­жа­ет по ули­цам Бер­ли­на.

 
 AP

В про­шлом го­ду Solaris вы­шел на ры­нок Фран­ции. Поль­ское пред­при­я­тие ока­за­лось един­ст­вен­ным, су­мев­шим удов­ле­тво­рить за­про­сы проф­со­ю­за го­род­ских транс­порт­ни­ков фран­цуз­ско­го го­ро­да Дуэ. В чис­ле осо­бых тре­бо­ва­ний на при­об­ре­те­ние по­лу­дю­жи­ны ав­то­бу­сов зна­чи­лось на­ли­чие са­нуз­ла для шо­фе­ра. “Имен­но так, бла­го­да­ря этой ис­то­рии с ту­а­ле­том, мы вы­шли на фран­цуз­ский ры­нок”, – улы­ба­ет­ся Ол­шев­ский.

Меж­ду тем, что­бы выйти на уровень со­пер­ни­чества на рав­ных с за­пад­ны­ми ком­па­ни­я­ми, поль­ско­му пред­при­я­тию при­шлось при­ло­жить не­ма­ло уси­лий. До 1998 го­да его про­дук­ция счи­та­лась са­мой до­ро­гой на рын­ке, по­сколь­ку за­ви­се­ла от не­мец­ко­го по­став­щи­ка де­та­лей. “Так боль­ше про­дол­жать­ся не мо­жет”, – ре­шил Ол­шев­ский. Взяв кре­дит в бан­ке, по­ляк на­ла­дил вы­пуск мо­де­лей ав­то­бу­сов соб­ст­вен­но­го изо­б­ре­те­ния, а так­же ком­плек­ту­ю­щих к ним. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­с­тью транс­пор­та про­из­вод­ст­ва Solaris яв­ля­ет­ся на­ли­чие низ­ко рас­по­ло­жен­но­го по­ла.

“На­ши кли­ен­ты зна­ют, что мы вни­ма­тель­ны к их про­бле­мам. Мой но­мер мо­биль­но­го те­ле­фо­на за­пи­сан на ви­зит­ной кар­точ­ке, так что они мо­гут свя­зать­ся со мной в лю­бой мо­мент”, – де­лит­ся се­к­ре­том ус­пе­ха ди­рек­тор Solaris.

Мариуш Ковальчик счи­та­ет, что кон­ку­рен­ция мо­жет пой­ти на поль­зу по­ля­кам. “На­де­юсь, что Поль­ша в кон­це кон­цов ста­нет нор­маль­ным го­су­дар­ст­вом, нач­нут дей­ст­во­вать ев­ро­пей­ские стан­дар­ты в во­про­сах пра­ва, эко­но­ми­ки и эко­ло­гии. Ког­да мы всту­пим в Ев­ро­со­юз, то бу­дем вы­нуж­де­ны при­спо­саб­ли­вать­ся к тем пра­ви­лам, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют там”, – под­чер­ки­ва­ет он. 

 
 AP

***

Этот материал опубликован в №9 журнала Корреспондент от 14 марта 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.