Корреспондент: Косовский синдром. Шесть лет независимости

Мир нередко сравнивает Крым с отколовшейся от Сербии Республикой Косово. Корреспондент попытался разобраться в отношениях сербов с косоварами спустя шесть лет после развода.
AP

В феврале 2008 года самопровозглашенному государству Косово рукоплескал практически весь мир. Теперь, по прошествии шести лет после отделения края от Сербии, Российская Федерация признала Крым своей территорией.

Косовский прецедент стал козырем для российских дипломатов в крымском вопросе. Россияне отметали все доводы западных коллег о том, что Косово представляет собой уникальный случай, так как провозглашению им независимости предшествовал затяжной конфликт на этнической и религиозной почве: около 92% населения края — этнические албанцы, а основной религией является ислам. Но позиция россиян так и осталась непоколебимой.

“То, что в Крыму всеми отмечается отсутствие каких-либо серьезных правонарушений, обуславливается именно тем, что были приняты дополнительные меры, что народные дружины самообороны были полны решимости не допустить повторения того, что случилось на Майдане, где, кстати, продолжает оставаться палаточный лагерь”, — заявил глава МИДа РФ Сергей Лавров.

Россия упрекает ряд стран в двойных стандартах, подчеркивая, что Запад признает право Косова на самоопределение, а Крыма — нет.

“Москва утверждает, что русскоязычное население в Крыму находится под угрозой преследования со стороны украинцев, но этому до сих пор нет никаких доказательств”, — отмечает журналист Радио Свобода Гленн Кейтс. Подобной точки зрения придерживается и администрация Белого дома.

Учитывая происходящее, Корреспондент попытался разобраться, как живется гражданам новой страны после отделения от Сербии и с какими проблемами столкнулось молодое государство.

 
 AP

Косово провозгласило независимость 17 февраля 2008 года. С того момента эту республику признали более 100 стран, она стала членом Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, подписала соглашение с Европейским инвестиционным банком. Вместе с тем такие европейские государства, как Греция, Испания и Румыния, отказались признать независимость Косова, опасаясь усиления сепаратистских настроений у себя дома.

Показательно, что, даже несмотря на широкую поддержку со стороны Запада, Косово продолжает оставаться частично признанным государством, а его жители лишены возможности въезда в Шенгенскую зону без визы. В то же время граждане Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории и Сербии могут беспрепятственно въезжать в страны Шенгена. Это, по мнению косоваров, является несправедливостью и одной из главных проблем их родины.

“Мы действительно ограничены в этом вопросе, так как для поездок почти в любую страну нужна виза”, — отмечает в комментарии Корреспонденту житель косовской столицы Приштины Шпетим Шуджяку.

Он считает, что это препятствует молодежи в поисках работы на территории ЕС, тогда как граждане других балканских государств могут это делать.

Коса на камень

В мировых СМИ нередко проводятся параллели между отделением Крыма и провозглашением независимости Косова, однако нередко умалчивают, через что довелось пройти албанцам до отделения от Сербии.

Шуджяку делится с Корреспондентом ссылкой на видеосервисе YouTube, где наглядно видно, как сильно был разрушен и сожжен в 1999 году его родной город Джяковица. По его словам, раны косоваров еще не зажили. К тому же судьба некоторых пропавших в период войны людей до сих пор неизвестна, а Сербия даже официально не извинилась за это, сокрушается он.

 
 AP

Отделению края предшествовал затяжной военный конфликт на Балканах, а также война в самом Косове, длившаяся с 1996 по 1999 год между жаждущими независимости албанцами и Союзной Республикой Югославией, включавшей в себя Сербию и Черногорию. В этом конфликте погибли минимум 1.500 косовских повстанцев и более 300 солдат югославской армии.

Непосредственным поводом для вмешательства НАТО в конфликт стал инцидент в селе Рачак, когда югославские силы, по утверждениям западных наблюдателей, казнили 45 албанцев. Югославские власти же заявляли, что в Рачаке имела место операция против группы албанских боевиков.

Кроме того, главнокомандующим со стороны Союзной Республики Югославии в этой войне был Слободан Милошевич — один из главных “клиентов” Гаагского трибунала. В 1999 году, во время косовской войны, со стороны ООН и НАТО ему были предъявлены официальные обвинения в геноциде, нарушении Женевской конвенции и военных преступлениях.

Само собой, сербы не признают Косова, считая, что Запад помог сепаратистам отделиться, преследуя свои интересы. Серб Милош Пович из Белграда напоминает Корреспонденту о том, что раньше Сербия выступала категорически против развертывания военной базы США Кэмп-Бондстил на территории края. Она была возведена в 1999-м возле города Урошеваца после косовской войны и считается одной из крупнейших военных баз, размещенных в ЕС. Сейчас, после отделения края, ничто не мешает США оставить Кэмп-Бондстил.

Также серб отмечает, что до войны Kosova Liberation Army (Армия освобождения Косова) проходила в списках ЦРУ как террористическая организация, однако теперь об этом никто не вспоминает. Действительно, даже влиятельное американское издание The Washington Times в свое время со ссылкой на западные разведслужбы писало о связях армии с самой известной террористической организацией в мире — Аль-Каидой. Сегодня политическое крыло Kosova Liberation Army — основанная в 1999-м Демократическая партия Косова, занимающая 34 из 120 мест в парламенте.

 
 AP

“Отношения между Сербией и Косовом очень напряженные. И таковыми они будут, пока мы не получим его обратно. Край является колыбелью сербского государства — тем местом, где оно сформировалось”, — полагает Пович.

Вопросы о признании государства Сербией, а также о его членстве в ООН и сейчас остаются открытыми и животрепещущими. Об этом и говорил премьер частично признанной республики Хашим Тачи, когда Республика Косово отмечала шестую годовщину своего существования.

Признание со стороны Сербии, одного из кандидатов на вступление в ЕС, Косову необходимо для того, чтобы не остаться законсервированным государством. Уже сегодня иностранец, получивший при въезде штамп Косова, согласно сербскому законодательству считается нелегально пересекшим границу Сербии. С таким штампом въезжать из края в Сербию запрещено. К тому же в будущем в случае дальнейшего расширения ЕС обоим странам без установления дипотношений будет невозможно находиться в Шенгенской зоне.

Несладкая свобода

Экономическая ситуация в молодом государстве оставляет желать лучшего. Объем ВВП республики составляет $ 14,11 млрд. По этому показателю Косово разместилось на 146-м месте в мире — между Кыргызстаном ($ 14,3 млрд) и Нигером ($ 13,98 млрд). ВВП на душу населения здесь более чем скромен — $ 7.600, тогда как у Сербии — $ 11.100.

Основные статьи экспорта — изделия из металла, кожаные изделия, бытовая техника, готовые пищевые продукты, напитки и изделия из табака. Государство получает международную помощь и живет за счет переводов албанцев, проживающих за рубежом. Уровень безработицы тут составляет 30,9% — это один из самых высоких показателей в мире.

 
 AP

Кроме того, косовары нередко оказываются в центре международных скандалов. Огромный резонанс в мире вызвало дело клиники Medicus в Приштине, сотрудники которой проводили десятки незаконных операций по трансплантации органов.

Следствие установило, что врачи — участники преступной группировки находили бедных выходцев из Средней Азии и Восточной Европы, готовых, к примеру, продать свою почку за 15 тыс. евро. Затем они искали богатых клиентов, плативших за орган почти в десять раз больше, и делали пересадку. Некоторые доноры вообще не получили никаких денег после изъятия органа. По этому делу пятерых врачей уже приговорили к нескольким годам тюрьмы.

Причем это далеко не первый скандал, связанный с торговлей человеческими органами. В 2010 году комитет Совета Европы по правам человека представил доклад, в котором речь шла о том, что члены Армии освобождения Косова занимались торговлей человеческими органами (подозревается, что они были изъяты преимущественно у пленных сербов) и наркотиками в конце 1990-х годов, во время войны.

Тогда тень подозрения в причастности к преступлениям упала даже на Тачи, но косовские власти отмели все обвинения. По этому делу до сих пор продолжается следствие, начатое специальной международной комиссией во главе с американским прокурором Клинтом Уильямсоном. В списке пропавших без вести по делу фигурируют 527 человек. Следствие склоняется к тому, что люди мертвы, однако где искать их тела, неизвестно.

Также в последние годы Косово обвиняют в том, что оно стало перевалочной базой для транзита в Европу афганских наркотиков — преимущественно кокаина и героина. О тенденции усиления роли косовско-албанских преступных группировок в Западной Европе свидетельствуют доклады Управления ООН по наркотикам и преступности.

Справедливости ради Пович отмечает, что проблема с оборотом наркотиков существовала в Косове и тогда, когда государство еще было в составе Сербии. Теперь же она только усугубилась.

 
 AP

Экономика страны, по мнению Шуджяку, застопорилась из-за того, что много фабрик было сожжено в период вооруженных столкновений. Албанские вклады в сербских банках так и остались невозвращенными. К тому же, по его мнению, немало проблем государству создает и северная часть косовского города Митровицы, населенная в основном сербами.

Это место стало лазейкой для черного рынка, откуда в Косово проникают сербские товары без уплаты таможенных пошлин, что также приводит к ухудшению экономики. Бичами Косова Шуджяку называет чиновничью коррупцию, кумовство, непрофессионализм должностных лиц, отсутствие помощи сельскому хозяйству.

“Все это и составляет головоломку текущей экономической ситуации”, — уверен местный житель.

По словам Повича, некоторые косовары ищут нелегальные пути для получения сербских паспортов и свободного передвижения по Шенгенской зоне в поисках лучшей жизни.

“Да, они бедствуют, но никогда не признают это. Иностранцу они скажут, что рады отделению”, — говорит Пович.

Еще один косовар, Флорим Брахими из Приштины, в комментарии Корреспонденту отмечает тот факт, что главной проблемой края является вопрос о его участии в ООН, что включает предоставление стране персонального кода, международного номера банковского счета (IBAN), участие в международных спортивных и культурных мероприятиях.

По мнению Брахими, Сербии также следует как минимум извиниться, а еще помочь найти албанские могилы на ее территории.

“Да, экономика Косова не приводит в восторг, но в целом можно сказать, что это [экономические проблемы] — цена независимости”, — заключает Брахими.

***

Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 18 апреля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.