Корреспондент: Панское дело. Поляки в Украине

Корреспондент продолжает цикл материалов о национальных меньшинствах в Украине. В этот раз речь пойдет о поляках.
AP

Три года назад студент Владислав Зубович из Днепропетровска узнал о себе нечто новое. Тогда к ним домой приехали погостить дальние родственники — ранее семьи между собой общались мало, и Зубович почти ничего о них не знал.

“К моему удивлению папа свободно заговорил с ними по-польски, — вспоминает 18-летний днепропетровец. — До этого я слышал от него только украинскую или русскую речь”.

Когда Зубович поинтересовался у отца, откуда он знает этот язык, тот рассказал, что его дедушка родом из Польши.

“Всю жизнь я считал себя украинцем, а оказался поляком, — говорит Зубович. — Наверное, похожие чувства испытывают дети, когда узнают, что они приемные”.

С тех пор Зубович начал активно изучать историю Украины и Польши. Кроме того, исследовал свою родословную: выяснилось, что его давний предок был с белорусских земель, но потом женился на польке из знатного рода и таким образом сам стал шляхтичем. Долгое время состоял на службе у короля, пока не погиб в бою.

Сегодня его потомок собирается служить уже украинскому народу — на днях Зубовичу пришла повестка в армию. А вообще он полагает, что Украина, Литва, Польша и Беларусь — это одна большая страна, бывшая Речь Посполитая.

Среди украинских поляков таких, как Зубович, совершенно случайно узнавший о своих корнях, большинство. Причиной тому — сильные ассимиляционные процессы среди польской диаспоры, которые наблюдались во все времена.

В раннем Средневековье поляки составляли значительную часть населения на территории нынешней Украины. После походов на Польшу в 1030-1031 годах Ярослав Мудрый захватил пленных и расселил их вдоль реки Рось, где они занимались сельским хозяйством, а позже смешались с местными жителями.

Согласно переписи населения 2001 года, 71% поляков Украины назвали своим родным языком украинский, 16% — русский и только 13% — польский. По сравнению с переписью 1989-го количество поляков сократилось более чем на треть — сегодня их 112 тыс., или 0,3% жителей страны. Они представлены практически во всех регионах, но традиционная полоса их расселения — от Житомира до Львова.

“Абсолютное большинство этнических поляков несколько поколений назад украинизировались и русифицировались”, — констатирует Владимир Ищук, главный редактор журнала Голос Полонии.

Ищук сетует, что информационное и образовательное пространство Украины не способствует местным полякам в сохранении языковой и культурной идентичности. Его издание — одно из немногих исключений. Голос Полонии бесплатно распространяется по подписке среди украинских поляков, получают его также польские сенаторы и даже, уверяет Ищук, сам президент Польши.

Тематика журнала — геополитика и та часть истории, которая касается и Украины, и Польши. Выходит он на польском языке тиражом 1.000 экземпляров, но уже до конца этого года издательство планирует расширить аудиторию, начав выпуск и на украинском.

Меркантильные цели

Впрочем, Ищук отмечает, что в последнее время обозначился обратный процесс: большое число поляков стремятся возродить потерянную религиозную, языковую и культурную идентичность.

“Растет количество тех, кто возвращается в костелы. Все больше людей посещают воскресные школы с целью изучения польского языка”, — приводит он примеры.

Польский язык изучается в некоторых украинских вузах, а в Киеве работает польская библиотека им. Адама Мицкевича.

Правда, далеко не всеми поляками движет патриотизм: многие начинают интересоваться своими корнями исключительно из меркантильных соображений. Особенно это проявилось в свете нынешних событий в Украине.

“Кому-то нужна помощь в поступлении в польский университет, кто-то хочет получить “польскую карту”, чтобы переехать в Польшу на постоянное место жительства”, — объясняет член главного управления Союза поляков Киева (СПК) Владислав Зварич.

СПК действует с 1992 года, но за последних три года количество его членов удвоилось. Сегодня в объединение входят около 30 общественных организаций и более 700 индивидуальных членов. Причем речь идет не о галочках в списке.

“Сейчас наши члены стали намного активнее: они не просто числятся на бумаге, но и вовлечены в жизнь союза”, — отмечает Зварич.

Активисты СПК организовывают в Киеве курсы польского языка, обучают всех желающих польской культуре и истории, развивают самодеятельность, помогают налаживать личные и деловые контакты, приглашают украинских детей на отдых и оздоровление в Польшу. Но наибольшим спросом пользуются услуги, связанные с учебой украинцев в польских вузах.

Ассимиляция и желание покинуть Украину привели к тому, что среди украинских поляков практически нет широко известных людей. К примеру, гребец на каноэ Михаил Сливинский, дважды серебряный призер Олимпийских игр в 1988 и 1992 годах и заслуженный мастер спорта СССР, с 2001-го выступал за польскую сборную.

 

Один из самых известных украинских поляков — политик, лидер партии Собор и экс-глава Житомирской облгосадминистрации Павел Жебривский, предки которого жили под Краковом. Жебривский интересуется жизнью польской диаспоры в Украине — на парламентских выборах 2007 года, будучи кандидатом от блока НУНС, он даже апеллировал к избирателям польского происхождения. А еще политик выступает за проведение “шоковой терапии” в украинской экономике по примеру польских реформ 1990-х.

Раньше Жебривский сотрудничал с польским товариществом в Житомире, пробовал объединить его с другими польско-украинскими организациями.

“К сожалению, из-за внутренних противоречий в диаспоре этого сделать не удалось”, — посетовал политик.

Разделяй  и властвуй

Распри в польской диаспоре были всегда, что очень мешало ее сплоченности, подтверждает Зварич. К примеру, его СПК подвергается критике со стороны других польских организаций за отсутствие “фильтров” при наборе новых членов.

Чтобы войти в союз, не нужно иметь “правильную” форму черепа или искать документы о польских предках.

“К нам могут присоединиться не только этнические поляки, но и любые другие народы, которые интересуются польской культурой или историей”, — говорит Зварич.

 

По его словам, многие украинцы делают для польской культуры намного больше, чем иные этнические поляки.

В Союзе польской шляхты (СПШ) — иной подход.

“В своих рядах мы хотим объединить прежде всего тех, кто имеет шляхетские корни, независимо от мужской или женской линии рода”, — рассказывает Корреспонденту презес (глава) СПШ, доктор исторических наук Наталья Костецкая.

Ее организация была зарегистрирована в 2010 году в Житомире, где проживает внушительная польская община — 3,5% от общей численности населения города.

Ядром СПШ стала группа потомков польской шляхты, но, по словам Костецкой, двери организации открыты и для молодых поляков, которые хотят присоединиться к изучению и популяризации языка, культуры и национальных традиций. Главное, с чем борется союз, — искажение исторических интерпретаций, с детства формирующих в сознании украинцев образ поляка-врага.

“Золотой, условно литовско-польский, период украинской истории в Украине трактуют как темный век угнетения украинцев польскими феодалами, — возмущается Костецкая. — Этот лживый агитпроп перекочевал из советских времен в учебники независимой Украины и до сих пор промывает мозги молодежи”.

Позицию СПШ разделяет и общественное движение Историческая инициатива, куда вошли известные историки Украины. Целью движения стало развенчивание идеологических мифов, которые раскалывают общество, вбивают клин между регионами и национальными общинами, в том числе и между поляками и украинцами.

 
 AP

“Мы хотим снять очки, надетые нам политиками, сквозь которые поляки и украинцы видят друг друга в искаженном пропагандой виде”, — поясняет Костецкая.

Глава СПШ отмечает: технология “разделяй и властвуй”, используемая Российской империей для ведения политики в Восточной и Центральной Европе, актуальна и для современной России.

Чтобы ей помешать, СПШ вместе с Исторической инициативой проводят научные семинары и конференции, где пытаются сгладить острые углы в украинско-польских отношениях и найти точки соприкосновения. Ближайшая конференция назначена на июнь.

Польский связной

Украинские предприниматели польского происхождения, как правило, пытаются интегрировать свой бизнес в польскую деловую среду. Объясняется это просто: Польша — это Евросоюз, а потому бизнес там имеет больше прав и возможностей.

“Так мы чувствуем себя защищенными”, — считает Сергей Сторожук из Тернополя, частный предприниматель польского происхождения.

До недавнего времени он владел консалтинговой фирмой, обслуживающей международные компании, планирующие выход на украинский рынок.

“Для них это темные воды, и мы помогали им в регистрации, разъясняли нюансы администрирования украинскими органами”, — рассказывает Сторожук.

Он отмечает, что именно подобного рода услуги — самые распространенные среди украинских бизнесменов польского происхождения. Украинские поляки служат своеобразным мостиком между Востоком и Западом: с одной стороны, они находят общий язык с европейским бизнесом, с другой — хорошо знакомы со спецификой ведения дел в Украине.

Кстати, как раз из-за последнего фактора Сторожук был вынужден временно закрыть свою фирму.

“Бывало, что за два месяца к нам приходило до 30 проверяющих, что очень мешало, — вспоминает предприниматель. — Кроме того, нет четко прописанных правил растаможки, да и платежеспособность населения падает”.

Там, где это возможно, украинские бизнесмены стараются не афишировать перед польскими деловыми партнерами свое происхождение, говорит бизнесмен. Среди поляков часто встречается надменное отношение к украинцам — порой от таких предубеждений не застрахованы даже этнические поляки, живущие в Украине.

“Я бы сказал, что мы для них — как для украинцев молдаване из анекдотов”, — заключает Сторожук.

***

Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 18 апреля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.