Доведет ли язык российской дипломатии до Киева - BBC

Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков выразил "отвращение" в связи с санкциями, а его шеф Сергей Лавров заявил чуть раньше, что Запад хочет "захватить Украину". За последние два месяца язык российских дипломатов почти совсем перестал был дипломатичным.
Reuters

В советское время одним из самых популярных анекдотов на тему советской внешней политики был анекдот про контрольную в МГИМО, в котором студентам было задано написать достойный великой державы ответ на ноту протеста президента некоего африканского государства.

До применения обсценной лексики из этого анекдота в нынешних заявлениях в адрес Украины и Запада МИД России, конечно, не доходит - хотя однажды шесть лет назад министр Лавров уже выступил и в этом жанре. Но подтекст заявлений уже очень близок к тому, что в анекдоте говорилось прямым текстом.

Москва в этом конфликте пошла - на уровне риторики в том числе - ва-банк, отметает любые обвинения в свой адрес и яростно атакует в ответ, а события в Украине описывает в выражениях, которые слабо соотносятся с реальной обстановкой.

Все четыре месяца, что в Киеве стоял "Евромайдан", МИД России почти совсем не делал заявлений об этом противостоянии. Декларированная позиция Москвы состояла в том, что она не вмешивается во внутренние дела Украины.

 

В конце ноября, когда начались выступления против решения правительства Украины отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС, МИД России разместил на своем сайте всего два материала об Украине. В одном из них уже содержались довольно резкие выражения в адрес Евросоюза, но пока лексика еще укладывалась в рамки обычной пикировки.

"По-русски это называется "переложить с больной головы на здоровую", - так МИД в своем официальном "комментарии" 26 ноября отреагировал на заявление глав центральных органов ЕС, Херманна ван Ромпёя и Жозе-Мануэля Баррозу, в котором они выразили "крайнее неодобрение" давлением России в Украину в вопросе об ассоциации с ЕС. МИД РФ в ответ обвинил сам Евросоюз в "неприкрытом давлении" в Украину и другие страны "Восточного партнерства".

27 ноября МИД разместил интервью посла в ЕС Владимира Чижована тему Украины. Резких выражений дипломат Чижов не употреблял, заверял в готовности к "триалогу" и лишь заметил, что "не Евросоюзу решать, какая власть и какое правительство должно быть у украинского народа".

Начинали с "обеспокоенности"

Затем, в течение декабря-января МИД разместил всего пять вполне проходных сообщений на тему Украины, лишь в одном из которых упоминались "провокационные действия радикальных сил оппозиции". Это было сообщение о разговоре заместителей министров 21 января, через два дня после начала уличной битвы на киевской улице Грушевского.

МИД не комментировал "письменно" даже декабрьские визиты на Евромайдан заместительницы госсекретаря Виктории Нуланд, главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон, тогдашнего министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и других западных политиков. Все основные заявления по Украине в этот период делал лично президент Путин.

И лишь 3 февраля появился первый специальный "комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией в Украине".

"В России весьма обеспокоены стремлением оппозиционных сил Украины еще более накалить ситуацию в стране", - говорилось в этом комментарии, который теперь, задним числом, выглядит крайне сдержанным и дипломатичным.

А 17 февраля МИД России выдал первый "украинский" комментарий с прямыми обвинениями в адрес США. Призыв Госдепартамента к властям Украины прекратить преследование участников столкновений и создать коалиционное правительство с участием оппозиции официальный представитель МИД Александр Лукашевич назвал примером "кукловодства".

Обмен российского МИДа колкостями с "западными партнерами" с конца февраля превратился в перепалку

 

Путь от "радикалов" до "неонацистов"

"В очередной раз констатируем, что США, прикрываясь призывами не мешать свободному выбору народа Украины, на деле пытаются навязать "западный вектор" ее развития как "единственно правильный", диктуя властям суверенной страны, как и что им следует делать", - сказал Лукашевич.

18 февраля, в день начала решающей битвы в центре Киева, МИД оперативно отреагировал на события "комментарием", в котором пока еще фигурировали не "молодчики" и "неонацисты", а лишь "боевики".

Уже 19 февраля в комментарии МИД появились "бесчинствующие молодчики".

22 февраля, в день бегства Януковича из Киева, в сообщении о разговоре министра Сергея Лаврова с коллегами из Германии, Польши и Франции, к "бесчинствующим молодчикам" добавились "вооруженные экстремисты и погромщики".

Именно с этого дня богатство языка мидовских заявлений на тему Украины - а также Запада - пошло в рост. МИД присоединился к российскому телевидению и начал рисовать собственную картину происходящего в соседней стране, а стиль его заявлений стремительно сблизился со стилем заявлений советского ТАССа.

В этой картине и "украинском" словаре МИД появились "неонацисты", "антисемитские проявления", "расправы под телекамеры с неугодными", "осквернение православных храмов", "вооруженные наемники "Правого сектора", будто бы готовые терроризировать русскоязычное население Востока, "запрет русского языка" и другие понятия и явления, следы которых многочисленные независимые от Кремля журналисты, работая в разных концах Украины, если и находили, то с трудом и в небольших количествах.

Желтый МИД

В марте МИД несколько раз вступал в дружескую конкуренцию с российскими телеканалами и бульварной прессой, пересказывая в официальных сообщениях как минимум непроверенную информацию либо интерпретируя реальные события с точностью до наоборот.

Так, 24 марта российские дипломаты выдали официальный комментарий "в связи с очередной выходкой ультранационалистов в Украине", которой они сочли будто бы случившееся ограбление поезда Кишинев-Москва в Виннице 21 февраля. По версии МИД, люди " в форме украинской повстанческой армии" отобрали у всех пассажиров-россиян деньги и золотые украшения.

"В Украине, похоже, возрождается анархия начала XX века [...] Такое вот "правовое государство" формируется в настоящее время в Украине!" - сообщил МИД РФ.

МВД Украины в ответ на это сообщило, что никакого ограбления поезда в те пять минут, что он стоял в Виннице, просто не было.

Сообщение о письме с угрозами от несуществующей "национал-социалистической рабочей партии Украины" священнику Александру Широкову МИД озаглавил "в связи с угрозами в адрес священнослужителей", что подкрепляло мысль о том, что таких угроз - множество.

"Подобные нападки на священнослужителей в Украине еще раз подтверждают атмосферу национальной и конфессиональной нетерпимости, которая царит в настоящее время в Украине", - сделал МИД вывод, к которому не приходили иерархи представленных в Украине конфессий и религий.

Виталий Чуркин обвинял структуры ООН в предвзятости, когда их выводы не устраивали Россию

 

"Получить обезболивающее"

Обмен МИДа колкостями с "западными партнерами" с конца февраля тоже превратился в перепалку.

В пространном заявлении от 24 февраля о ситуации в Украине раздраженно, но еще сравнительно сдержанно сказано: "В позиции некоторых наших западных партнеров просматривается не забота о судьбе Украины, а односторонний геополитический расчет".

Уже 6 марта, после того как госдепартамент США в необычном жанре, по пунктам, обвинил президента Путина во лжи относительно Украины, НажатьМИД России заявил, что это американцы сами занимаются "примитивным искажением реальности" и "бессовестно однобокой трактовкой событий", притом с "цинизмом" и использованием "неприкрытых двойных стандартов".

"Не будем опускаться до полемики с низкопробной пропагандой. Скажем лишь: в очередной раз мы имеем дело с неприемлемым высокомерием и претензиями на истину в последней инстанции", - заявил Александр Лукашевич и заочно напомнил США их военные кампании и акции начиная с 50-х годов прошлого века. Далее представитель МИД сказал, что США "не в состоянии адекватно воспринимать развитие событий не по американским лекалам" и что у них "сдают нервы".

В конце марта, отвечая на заявления о концентрации российских войск на восточной украинской границе, Лукашевич предложил "некоторым политикам из США и других стран НАТО", выступавшим с такими заявлениями, "получить обезболивающее" в виде данных военных инспекций. По стилю и контексту напрашивалось "успокоительное", но это слово представитель МИД пока не употребил.

"Да вы сами-то!"

После аннексии Крыма российская дипломатия вслед за президентом Путиным на все обвинения "заграницы" стала отвечать встречными обвинениями в организации Майдана и поддержке новых властей Украины.

"Евросоюз, выдав на-гора очередную оторванную от жизни "согласованную позицию", вновь продемонстрировал полное непонимание процессов, происходящих в Украине", - так МИД РФ 15 апреля прокомментировал решение Совета ЕС. Далее в заявлении используются выражения "верх цинизма", "заангажированные подходы".

"Вместо того, чтобы пугать нас очередным набором санкций, Евросоюзу следовало бы сосредоточиться на совместном поиске решения внутриукраинского кризиса", - ответили российские дипломаты на обвинения в провоцировании конфликта на юго-востоке Украины.

"Западные спонсоры майданщиков, особенно те, кто засвидетельствовал упомянутое Соглашение, а также стоящие за ними США, обязаны обуздать вышедших из-под контроля подопечных, заставить их отмежеваться от неонацистов и прочих экстремистов, прекратить применение вооруженных сил против украинского народа", - выговаривал "партнерам" в Совете Безопасности ООН посол Виталий Чуркин.

Вашингтон, по версии Чуркина, "одергивает" Евросоюз. "Посмотрим, остался ли какой-то суверенитет у Европейского союза, способен ли он самостоятельно принимать рациональные решения", - развил посол России в ООН мысль о гегемонии Соединенных Штатов.

О степени самостоятельности украинских политиков, по мысли Чуркина, нечего и говорить: "Эти люди без получения зеленого сигнала из ведущих западных столиц ничего не делают".

Предвзятая ООН

Отдельный вид филиппик российских дипломатов - отповеди международным организациям. В апреле МИД уже сообщал, что "США и ЕС нагнетают антироссийскую истерию" в разных международных организациях.

Россия раньше сама часто апеллировала к авторитету ООН и, реже, ОБСЕ и их "правозащитных" институтов - в случаях, когда надеялась на выгодные для себя выводы. Теперь, когда выводы относительно Украины оказались крайне неприятны Москве, она обвинила эти организации в однобокости и предвзятости.

Именно этими словами - "однобокий и предвзятый" - посол Чуркин 17 апреля охарактеризовал доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о ситуации в Украине. В пространном выступлении Чуркин обвинял комиссариат ООН в том, что его эксперты не увидели того, что видит Москва: "атмосферу насилия и беззакония", "рост неонацизма", "угрозы и запугивание в отношении журналистов" и другие детали картины украинской жизни, нарисованной Москвой.

"Что же касается содержащихся в докладе [...] безосновательных измышлений о ситуации в Крыму, являющемся субъектом Российской Федерации, то они в принципе не могут быть предметом для обсуждения в ходе сегодняшнего заседания, посвященного ситуации в Украине. [...] Создается впечатление, что доклад сфабрикован под заранее сформулированные выводы", - заключил Чуркин.

В словаре советских заявлений на внешнеполитические темы слово "измышления" было одним из любимых и обычно снабжалось прилагательным "гнусные", как и другое любимое слово - "инсинуации".

Отдельную филиппику МИД РФ посвятил 8 апреля и Верховному комиссару ОБСЕ по делам нацменьшинств Астрид Торс.

"Отвратительные санкции"

"Позиция Верховного комиссара ОБСЕ заставляет усомниться в ее готовности беспристрастно и объективно оценивать ситуацию в Украине. Рассчитываем на изменение этого однобокого подхода", - заявил Александр Лукашевич после того, как Астрид Торс по итогам поездки в Украину выразила озабоченность положением крымских татар и украинцев в Крыму и не увидела "бесчинств национал-радикалов и неонацистов", о которых так много говорит Москва.

Несмотря на все богатство уже использованных слов и выражений, в последние дни апреля заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков нашел новые краски для описания третьего раунда американских санкций против людей из ближайшего окружения Путина и их фирм.

"Заявление пресс-секретаря Белого дома вызывает отвращение", - сказал Рябков и добавил, что США "полностью утратили чувство реальности".

На фоне "отвращения" от санкций заявление министра Лаврова на ту же тему даже несколько разочаровало отсутствием творческого подхода. Лавров всего лишь сказал, что санкции США и ЕС объявлены "вопреки здравому смыслу в связи с тем, что происходит в Украине".

А находясь, на Кубе подвел следующий итог спору вокруг украинского кризиса: "Попытки обвинить в собственных грехах кого-то еще - это удел слабых политиков либо политиков, которые понимают, что их геополитические амбиции провалились, и они пытаются сорвать зло на ком-то еще".

Источнки: Русская служба Би-би-си