Годовщина Ватикана: церковь и политика
Ватикан в его нынешнем виде возник 85 лет назад в соответствии с Латеранским соглашением между Итальянским королевством и Святым Престолом, подписанным 11 февраля 1929 года в Латеранском Апостольском дворце кардиналом Пьетро Гаспари и премьер-министром Бенито Муссолини. В мае договор ратифицировал марионеточный фашистский парламент.
До 1870 года папы управляли Римом и прилегающей к городу областью Романья. Святой Престол активно противодействовал объединению Италии (Рисорджименто), проходившему в 1859-1861 годах под руководством премьер-министра Пьемонта Камилло Кавура и революционера Джузеппе Гарибальди.
Лишь после того как главный покровитель папы, французский император Наполеон III, был свергнут, Итальянское королевство смогло присоединить Папскую область и перенести столицу из Турина в Рим.
Почти полвека отношения между церковью и светской властью оставались натянутыми. Папство предъявляло финансовые претензии за утраченные владения. Возникло противоречие между религиозными и патриотическими чувствами итальянцев.
Кто кому уступил?
Муссолини, как любой диктатор, стремился, прежде всего, сплотить нацию. Причем, в отличие от Гитлера и Сталина, на базе не какой-то новой идеологии, а консервативных ценностей.
Содержание Латеранских соглашений недвусмысленно указывает, что на уступки в основном пошло государство.
Святой Престол лишь признал реалии, сложившиеся давно, и отказался от притязаний, потерявших практический смысл.
Взамен католицизм приобрел официальный статус государственной религии, финансовую поддержку правительства и право на особую роль в системе образования.
Более того: папы получили отдельное суверенное государство, пусть самое маленькое в мире, занимающее лишь несколько кварталов, которые нетрудно обойти пешком.
Авторы соглашения исходили из идеи вселенского характера католической церкви: папа принадлежит всему миру, и ему не подобает быть гражданином Италии.
Зеркальная ситуация
Латеранские соглашения действуют и поныне - за двумя исключениями.
В 1969 году парламент Италии, вопреки его 34-й статье, разрешил разводы. Этому предшествовали участившиеся случаи убийств на почве ревности - коллизия изображена в оскароносном фильме 1961 года "Развод по-итальянски" с участием Марчелло Мастроянни.
Дополнения 1984 года касались денежных нюансов: церковь теперь не получает субсидий от правительства, но граждане продолжают платить на ее содержание специальный налог otto per mille ("восемь тысячных").
В четырех странах ЕС - Италии, Британии, Дании и Исландии - соответственно, католическая, англиканская и лютеранская церкви признаны государственными. Упоминание об особой роли православной церкви содержится в конституции Греции.
При этом церкви там не участвуют в политике, не поддерживают на выборах те или иные партии, не диктуют светские законы и правила поведения для всех, включая неверующих.
Напротив, в России церковь официально отделена от государства, но о ее возрастающей идеологической роли и сращивании с действующей властью говорят повсеместно.
Некоторые депутаты и общественные деятели призывают изменить законодательство о семье в соответствии с религиозными канонами, запретить аборты и криминализировать гомосексуализм.
В июне 2013 года Госдума приняла закон "Об оскорблении чувств верующих", по мнению критиков, позволяющий при расширительном толковании подвести под статью и пушкинскую "Сказку о попе и работнике его Балде", и публичное выражение мнения, что бога нет.
В ходе процесса над Pussy Riot обвинение в светском суде обосновывало свою позицию постановлениями Трулльского собора 691-692 годов: "Личин на ся не налагати и плясания не творити" и "желаем, чтобы приходящие в церковь не употребляли бесчинных воплей".
Православные радикалы при молчаливом одобрении или, как минимум, попустительстве властей пытаются срывать не нравящиеся им концерты, театральные постановки и художественные выставки.
"Папоцезаризм"
И католическая, и православная церковь много столетий алкали земной власти и активнейшим образом занимались политикой.
Цена этого в обоих случаях оказалась высокой.
Главная задача церкви - стараться быть моральным авторитетом для всех. Политика неотделима от насилия, интриг, обмана, двойных стандартов и прочих нехристианских вещей. Никакой властью все довольны не бывают.
Но происходило это по-разному. И многовековая непримиримая вражда между двумя апостольскими церквями вызывалась не только расхождениями по поводу непорочного зачатия Девы Марии или того, исходит ли Святой Дух только от Бога-Отца, либо также и от Сына.
На развалинах Римской империи церковь являлась единственным носителем исторической преемственности, политического опыта, культуры, да и простой грамотности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.
"Церковь, если она не хочет покориться абсолютизму Государства и сделаться департаментом администрации, необходимо должна иметь реальную опору вне Государства и нации"
Папы давали новоиспеченным королям варваров легитимность и образованных советников, встали в результате вровень с монархами, а стремились быть выше.
Борьба шла с переменным успехом.
В 998 году папа Григорий V отлучил от церкви второго короля Франции из династии Капетингов, Робера Благочестивого (вроде бы противоречащее интердикту прозвище связано с тем, что король склонил голову и развелся с неподходящей, по мнению церковников, супругой). В 1077 году папа Григорий VII заставил императора Генриха IV "идти в Каноссу". Зато в 1309 году потомок Робера Благочестивого Филипп Красивый заставил папу Климента V перенести резиденцию во французский Авиньон и на 69 лет сделал понтификов марионетками парижского двора.
В середине XIII века Святой Престол пригрозил отлучением королю Англии за попытку отобрать часть земельных владений ордена тамплиеров, а менее чем через 100 лет поддержал короля Франции, который вообще разогнал орден, присвоил все его имущество и сжег на кострах десятки рыцарей.
Видя такое, современники не могли не задумываться о том, что именем Господа прикрываются не самые лучшие люди, преследующие конъюнктурные земные интересы.
Вероятно, приходила им в голову и другая мысль: раз папа и король, барон и епископ постоянно пререкаются друг с другом, значит, те и другие могут быть неправы, а наше дело - жить собственным умом.
Из таких размышлений выросла европейская Реформация.
"Цареславие"
В Византии продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, которая получила от государства официальный статус, защиту и поддержку. Наместником Бога на земле считался базилевс, а патриарх был, выражаясь лапидарно, его заместителем по воспитательной работе.
Русская православная церковь эту традицию восприняла и усилила. Соратник Богдана Хмельницкого Иван Богун, будучи сам православным, заметил, что "московиты любят своего царя больше, чем Бога".
Как писал Белинский Гоголю, "русское духовенство никогда не было ничем, кроме как слугою и рабом светской власти".
"По русскому пониманию и упованию надо, чтобы не церковь перерождалась в государство, как из низшего в высший тип, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью и ничем иным более"
Редкие конфликты заканчивались всегда одинаково.
Дмитрий Донской попросил у Сергия Радонежского благословения на Куликовскую битву, когда это было ему выгодно, но проигнорировал его мнение при назначении преемника московского митрополита Алексия.
Великий князь Василий II выступил полновластным арбитром в богословском споре о Флорентийской унии, а Василий III - о "нестяжательстве".
Митрополит Филипп Колычев, которого историки называют первым русским правозащитником, попытался возражать Ивану Грозному, и был брошен в темницу. "Уважение к сану" выразилось лишь в том, что узника удавил не рядовой палач, а лично Малюта Скуратов.
Патриарх Никон принялся теоретически обосновывать примат "священства" над "царством", и отправился в отдаленный монастырь рядовым монахом.
Петр I упразднил патриаршество и превратил церковь в казенный департамент во главе со светским чиновником - обер-прокурором Святейшего Синода. Объяснение было откровенным: народ привык видеть в патриархе как бы второго государя.
На банкете в честь Полтавской победы архиерей Феофан Прокопович приветствовал Петра словами: "Се Жених грядет во полунощи!", которые по православному канону относятся только к Христу.
Священников официально обязали нарушать тайну исповеди, если мирянин признается в антиправительственных настроениях.
При Екатерине II митрополит Ростовский Арсений за критику решения о секуляризации церковных земель был арестован, расстрижен и посажен в крепость под именем "мужика Андрея Враля".
После того как Александр I поцеловал благословляющую руку архимандрита Фотия, как и положено мирянину, тот долго умилялся неслыханной скромности благочестивого монарха. С Николаем I подобный номер не прошел: когда Фотий протянул ему руку для поцелуя, император велел обер-прокурору "вызвать его, чтобы научить приличию".
С 1943 по 1990 год Патриарх Русской православной церкви входил в номенклатуру политбюро ЦК КПСС.
Применительно к средневековой Европе историки говорят о "папоцезаризме", применительно к России о "цареславии".
Удивительная арифметика
По данным глобального опроса, проведенного недавно в 65 странах ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN, 59% жителей Земли считают, что религия положительно влияет на общество.
Вполне предсказуемо на первом месте в этом плане оказались исламские государства, за ними следуют Экваториальная Африка и Латинская Америка, где сегодня живет большинство практикующих католиков.
Наибольшими скептиками оказались граждане Западной Европы, которую в России последнее время сделалось модно критиковать за "отход от христианских ценностей". Число воинствующих атеистов превысило количество верующих всего в девяти государствах, шесть из которых входят в Евросоюз, в том числе католические Франция, Испания и Бельгия.
Философ и культуролог Александр Никонов отмечает малоприятную для духовенства и верующих закономерность: чем страна богаче, свободнее, привлекательнее для жизни, чем больший вклад вносит в развитие науки и технологий, тем слабее в ней религиозность. Единственным исключением, в силу некоторых исторических особенностей, являются Соединенные Штаты.
Что касается России, положительно оценивают влияние религии на общество 49% ее граждан. 28% придерживаются противоположной точки зрения, остальные затруднились с ответом, либо уверены, что религия ни на что не влияет.
При этом, по данным опросов, к православным относят себя 70-75% населения России, однако соблюдают Великий пост менее 15%, регулярно ходят в церковь, молятся, исповедуются и причащаются всего четыре процента - примерно столько же, сколько в СССР.
Явление, которое на Западе называют "воскресным христианством", а Никонов "религией-лайт", характерно не только для России. Но и о своей вере в Высшее Начало в метафизическом смысле заявляют не более 60% граждан, причем сюда входят приверженцы других религий и те, чье мировоззрение представляет собой причудливую смесь из деизма, веры в судьбу и переселение душ.
Выходит, количество верующих во Христа, не говоря о воцерковленности, примерно на треть меньше числа тех, кто убежден в благотворности религии, и наполовину - относящих себя к православным.
После принятия закона "Об оскорблении чувств верующих" его поддержали 55% опрошенных. Богу не молимся, в церковь не ходим, но за неуважение к религии считаем необходимым наказывать.
Как такое может быть?
Райком и храм
"Где был райком, там храм стоит!" - сказал о современной России политолог Евгений Сатановский.
По мнению многих его коллег, проблема именно в том, что государство и часть граждан не привыкли жить без "райкома", а как он называется, в конце концов, не важно.
"Для президента и его сторонников церковь - элемент отстаиваемой ими модели мира, в которой должны быть жесткие поведенческие нормы, иерархия ценностей, непререкаемые авторитеты, короче, все, что они обозначают словом "порядок", - считает генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин.
Аналитики указывают, что православие в российском массовом сознании - не столько Бог и евангельская мораль, сколько "русская вера", политическая и цивилизационная идентичность, предусматривающая приверженность консерватизму, антизападничеству и сильной власти, и нынешние политические лидеры России ценят его, прежде всего, за это.
"Прямо сказать, что, вопреки конституции, религия делается государственной, они не могут, но де-факто считают, что для народа нужна какая-то вера. Коммунистическая идея выгорела, значит, решено поставить на православие", - заявил Русской службе Би-би-си независимый аналитик Дмитрий Орешкин.
Власть стремится "перевести политическую борьбу в религиозную плоскость и отождествить церковь и Путина", - говорит политолог Павел Салин.
Над схваткой?
А насколько хочет "отождествляться" церковь?
Патриархия - структура закрытая. Но, по мнению наблюдателей, в ее руководстве, наряду с современными "иосифлянами", имеются и "нестяжатели": те, кто полагает, что надо держаться в стороне от политических баталий и иметь обо всем независимое суждение вместо того, чтобы поддерживать светскую власть в любых ее начинаниях и благословлять оружие.
Чрезмерная близость к "царству" 100 лет назад оказала "священству" крайне худую службу, а оно - институт древний, с хорошей исторической памятью, мыслящий категориями вечности. Перефразируя известные слова Сталина о гитлерах и немецком народе, можно сказать, что политики и сиюминутные проблемы приходят и уходят, а вера и церковь остаются.
Взаимные симпатии Кремля и РПЦ не вызывают сомнений. Однако после дела Pussy Riot, ставшего апогеем ее вовлеченности в политику, наблюдатели стали отмечать некоторые признаки стремления иерархов "равноудалиться" от злобы дня, текущих действий государства и эскапад "православной общественности", вообще, меньше мелькать в медийном поле.
Вопреки обычаю, патриарх Кирилл отсутствовал на выступлении президента перед Федеральным Собранием, когда Владимир Путин объявлял о присоединении Крыма.
РПЦ занимает весьма сбалансированную и осторожную позицию касательно ситуации в Украине. По другим вопросам, разделяющим общество, предпочитает хранить молчание.
"Православные верующие есть по разные стороны, поэтому церковь должна не вмешиваться в политические баталии и быть осторожной в своих высказываниях, чтобы не разделять людей и духовно окормлять тех и других", - заявил Русской службе Би-би-си известный православный публицист, бывший пресс-секретарь патриарха Владимир Вигилянский.
После призыва патриарха в феврале 2012 года ходить на демонстрации и дела Pussy Riot церковь совершенно нежелательным для нее образом стала предметом критики и высмеивания.
"Если РПЦ и дальше собирается действовать столь же агрессивно, вполне возможно возникновение антиклерикального движения под лозунгом "Попы уже достали!" или даже какой-нибудь атеистической партии", - предупреждал в своем блоге писатель Борис Акунин.
Возможно, предостережение хотя бы отчасти услышали.
Источник: Русская служба Би-би-си