Корреспондент: Новые самураи. Японцы наращивают военную мощь
Профессор Токийского университета Мейдзи Гайкун считает, что японский милитаризм постепенно возрождается, и это доказывает не только политика властей, но и увлечение националистическими организациями среди его студентов.
“Всё больше молодёжи вступают в ряды братств поддержки армии, а партии, говорящие о величии Японии, очень популярны”, — говорит исследователь Корреспонденту.
Только в одном Братстве Ямато в 2013 году состояли более 10 тыс. членов, а эта организация призывает Японию вернуть себе достойное место в регионе Тихого океана и во всём мире.
Аналитики уже сравнивают этот процесс с экономическим и военным возрождением перед Первой мировой войной, когда государство стремительно открывалось миру и хотело получить новые колонии в Азии. Теперь экономика страны также просыпается после 20-летней рецессии и готовится опять занять достойное место в мировом производстве.
Вместе с тем растут и военные амбиции Японии. Там уже заявили, что готовы наращивать расходы на оборону на 10% в год и к 2020-му войти в пятёрку стран по размерам армии и флота. И главное, в июле правительство предложило переписать конституцию и убрать оттуда статьи о внеблоковом статусе государства и запрете иметь свою армию.
Эти нормы были приняты в 1947 году под нажимом США, которые диктовали условия проигравшей войну Японии. Позднее Токио пытался создать свои войска, назвав их “силами самообороны”, но теперь и этого мало: просыпающаяся экономика и самосознание требуют от политиков удовлетворять запросы общества.
Тем более что на милитаризацию Японии влияет и давление со стороны Китая. Пекин в последние годы резко нарастил расходы на свои армию и флот и явно готовится стать самым мощным государством в регионе. А контракт на поставки газа из России должен обеспечить Китай недорогими энергоресурсами и поэтому позволит ему ещё больше тратить на оборону.
По данным исследовательской службы конгресса, к 2020 году Китай будет тратить на армию не менее $ 300 млрд, что сделает его второй в мире военной силой. В этих условиях Япония не может оставаться страной без армии.
Кроме того, в Токио начали форсировать создание регионального оборонительного союза, неофициально направленного против Пекина. По предварительным данным, в эту организацию, вероятно, войдут Тайвань, Филиппины, Вьетнам и Индонезия.
Наконец, к 2018-му Япония хочет подписать новый договор о военном сотрудничестве с США и получать от Америки помощь в создании собственной армии. В итоге через несколько лет Япония даже думает получить право на производство ядерного оружия, чтобы стать полноправным мировым лидером.
Новая реставрация
Последние 20 лет японские политики даже не вспоминали о возрождении армии. Тогда эта тема была слишком спекулятивной, тем более что экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего.
Единственное, чего удалось добиться правительству, — это получить от парламента согласие на отправку соединений японского флота в составе международного контингента в 1991 году в Ирак. Но и там корабли выполняли только вспомогательную функцию и участия в боевых действиях не принимали.
“У нас были и армия, и флот, но для страны с 127-миллионным населением их количества в 250 тыс. человек недостаточно, в то время как Китай может мобилизовать более 3 млн солдат”, — говорит Корреспонденту профессор Института Восточной Азии Бо Жуэ.
В то же время военные расходы страны постоянно падали, особенно после начала экономического кризиса, когда в 2010 году Токио смог проспонсировать свою армию только на $ 45,9 млрд, что стало самым низким показателем среди государств, входящих в пятёрку ведущих мировых экономик.
Такие низкие показатели объяснялись ещё и тем, что государство уже много лет жило в условиях экономической депрессии. С 2000-го, по данным Всемирного банка, средний показатель роста ВВП Японии составлял не более 1%. Между тем экономика её соседей активно развивалась, не менее, чем на 8-10% в год. А госдолг Японии в 2011 году достиг астрономической отметки — квадриллиона иен (около $ 10,3 трлн), и только на покрытие процентов страна вынуждена ежегодно тратить более $ 800 млн.
Но в 2013-м экономическая ситуация начала меняться. Премьером стал Синдзо Абэ, провозгласивший радикальный курс на оздоровление экономики. Правительство под его руководством начало закачивать деньги в экономику и проводить масштабные стройки, чтобы стимулировать покупательную способность населения и раскрутить инфляцию, которая до этого была на отрицательном показателе.
В итоге Абэ смог нарастить динамику ВВП до 1,5% в 2013-м и хочет разогнать инфляцию до 2% к 2015-му. Если ему это удастся, японская экономика будет расти с ускорением 3-5% в год, что опять выведет её на ведущие позиции в мире.
Вместе с экономикой стали расти и политические амбиции Японии. В прошлом году, по данным статистического департамента этой страны, количество патриотических обществ там удвоилось. И правящая Либерально-демократическая партия всё чаще говорит о необходимости усиления контроля над Тихим океаном и создания большого флота. Тем более что Токио ощущает, как в регионе нарастает напряжённость и борьба за сферы влияния, и не хочет оставаться в стороне.
Союзники и конкуренты
В нынешнем году стало понятно, что США активно сворачивают свои силы по всему миру и больше не хотят отвечать за контроль над Тихим океаном. В Вашингтоне не спешат подписывать новый договор о военном сотрудничестве с Тайванем, который постоянно враждует с материковым Китаем, и заявили, что не желают вмешиваться в территориальные споры за острова в Южно-Китайском море (см. Корреспондент № 22).
Как заявил изданию Дуглас Эллиотт из Брукингского института, политики США уже сейчас начинают готовиться к выборам президента в 2016 году.
“Войны в Ираке и Афганистане подточили популярность президента-демократа и его партии, и поэтому втягиваться в новое противостояние никто не хочет”, — говорит эксперт.
Кроме того, США в следующем году собираются сократить свой военный контингент на японском острове Окинава и перебросить 800 морских пехотинцев в Австралию. Наконец, 7-й флот США, отвечающий за Тихий океан, ждёт сокращение бюджета на $ 10 млрд.
В этой ситуации Китай становится всё более агрессивным, от учений ракетных войск и своего авианосца недалеко от берегов Японии до увеличения на 110% военного бюджета за последние десять лет. К 2020-му в ООН прогнозируют, что Пекин построит самый мощный военный флот на земле.
Очень волнует Токио и военная активность Северной Кореи, которая несколько раз уже запускала ракеты в сторону Японии и проводила ядерные испытания. По оценкам совета по внешней политике, если на Корейском полуострове начнётся война, то Пхеньян может ударить и по Японии.
Все эти события и прогнозы заставляют спешно вооружаться страны региона. В 2012 году Индонезия и Филиппины на 30% нарастили свои военные бюджеты, а Вьетнам начал программу по переоснащению армии. Теперь на этот путь вступает и Япония.
По новой программе развития вооруженных сил к 2016- му страна планирует построить четыре атомных ударных авианосца, десять эсминцев и более восьми морских баз на островах. К этому же сроку Токио намерен завершить перевооружение армии.
Также в стране хотят усилить подготовку резервистов, чтобы нарастить численность солдат для призыва до 1-5 млн человек. Одновременно правительство ведёт пропаганду о великом прошлом Японии, стараясь повысить интерес молодых людей к военной службе.
Последний рубеж
Но даже если полное перевооружение армии Японии будет завершено по плану, то останется ещё одно оружие, пока недоступное Токио, — ядерное. После Второй мировой войны Япония стала безъядерной зоной и никогда не стремилась этот статус изменить.
Теперь же, после того как деспотичная Северная Корея получила ядерное оружие и провела несколько испытаний, в Токио заговорили, что Японии нужна бомба.
“Япония может и самостоятельно создать такое оружие. Но тогда это испортит её отношения с США и европейскими союзниками”, — отмечает Жуэ.
А ведь эти страны гарантировали неприкосновенность территории Японии.
Хотя в последнее время в Токио говорят, что можно создать атомное оружие не афишируя этого, как поступили Пакистан или Индия, и признаться только после его испытаний. Премьер Абэ пока не комментирует данный вопрос, но в парламенте он уже неофициально обсуждается.
Причём при существующем уровне промышленности Токио понадобится инвестировать в разработки военного атома всего $ 50 млрд, что для такой большой страны не очень значительная сумма.
Эксперты считают, что японское атомное оружие может появиться очень скоро, особенно если Китай и Северная Корея продолжат гонку вооружений в Тихом океане, которая заставляет и их соседей реагировать соответственно.
***
Этот материал опубликован в №30 журнала Корреспондент от 1 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.