Пресса Британии: Откровения бывшего "банкира Кремля"

"Никто не ускользнет от президента"

"Предприниматели в России - в роли холопов государства, говорит бывший помощник Путина" - гласит заголовок на первой полосе Financial Times.

И ниже: "Никто не ускользнет от президента, предупреждает бывший банкир Кремля Пугачев".

"Сергей Пугачев, известный как "банкир Кремля", который в свое время был весьма близок Путину, дал Financial Times свое первое интервью с момента захвата государством его многомиллионной империи", - рассказывает Financial Times.

В разговоре с журналистами издания Пугачев заявил, что российская экономика трансформировалась в феодальную систему, где бизнесмены являются лишь номинальными владельцами своих активов.

"Сегодня в России нет частной собственности - лишь холопы, принадлежащие Путину", - цитирует Пугачева Financial Times.

Газета напоминает историю "банкира Кремля": его карьера пошла в гору в начале девяностых вместе с успехами деятельности основанного им Межпромбанка, на базе которого в дальнейшем строилась бизнес-империя Пугачева.

В 2001 году бизнесмен решил заняться большой политикой, став представителем правительства Тувы в Совете Федерации.

В 2008 году журнал Forbes оценивал состояние Пугачева в 2 млрд долларов - тогда бизнесмен занимал пятидесятое место в рейтинге богатейших россиян.

В 2010 году Межпромбанк лишился лицензии и был признан банкротом. Прокуратура предъявила Пугачеву обвинения по статье "присвоение или растрата в особо крупном размере".

"В прошлом году московский суд выдал ордер на арест Пугачева, обвиняя его в крахе Межпромбанка. Годом ранее он бежал из России, после того как государство решило взять под контроль его судостроительные верфи, дабы компенсировать потери Межпромбанка", - рассказывает Financial Times.

"Обо всех этих событиях скоро услышит лондонский суд, где бизнесмен намеревается представить доказательства того, что банкротство банка было частью государственного "рейда" против его бизнес-империи", - информирует издание.

Как пишет Financial Times, Пугачев отрицает свою ответственность за крах Межпромбанка. По его словам, банкротство банка стало "результатом кампании, предпринятой Кремлем, чтобы прибрать к рукам по необременительной цене принадлежавшие ему контрольные пакеты в двух самых больших и самых современных судостроительных предприятиях России".

Впоследствии, продолжает газета, акции "Северной верфи" и Балтийского судостроительного завода отошли находящейся под контролем государства Объединенной судостроительной корпорации, председателем совета директоров которой в то время был могущественный соратник российского президента Игорь Сечин.

"Развод с разделом имущества"

"Москва собирается дать местным судам полномочия конфисковывать находящуюся в России собственность иностранных государств", - предупреждает Financial Times.

По словам издания, делается это для того, чтобы помочь российским олигархам компенсировать потери, вызванные арестом их зарубежного имущества и счетов в результате введения западных санкций.

Принятый накануне Думой в первом чтении так называемый "закон Ротенберга" о компенсациях россиянам, пострадавшим от "неправосудных решений" зарубежных судов, как отмечает Financial Times, усилил опасения западных инвесторов по поводу судьбы их активов в России, в случае если противостояние между Москвой и Западом продолжится.

Как следует из законопроекта, российские граждане и компании, чье имущество подвергнется аресту или другим взысканиям иностранных судов, смогут потребовать компенсации в российских судах, при этом компенсация будет производиться за счет средств федерального бюджета.

"Однако некоторые эксперты в области права полагают, что магнаты будут прибегать к этому закону не очень-то охотно. Ведь чтобы получить компенсацию через российский суд, им придется доказывать свое право собственности на иностранные активы", - отмечает Financial Times.

Активы многих российских богачей за рубежом находятся в управлении оффшорных холдингов и трастов - эта схема позволяет скрывать истинных владельцев от российских властей, поясняет газета.

"Они боятся налогового инспектора. Они боятся рейдерских атак. Вот почему они первым делом выводят свои компании в зарубежную юрисдикцию", - заявил Financial Times на условиях анонимности практикующий в Москве западный юрист.

Как рассказывает издание, идея законопроекта появилась в Думе еще в 2013 году - тогда его планировали принять в ответ на американский "закон Магнитского".

Правительство тогда раскритиковало его как антиконституционный, однако в сентябре нынешнего года законопроект неожиданно получил поддержку кабинета министров.

"Некоторые политические обозреватели полагают, что таким образом Кремль готовится к битве с бывшими акционерами ЮКОСа", - информирует Financial Times.

"Суд в Гааге в июле постановил присудить бывшим акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов компенсации. Если решение останется в силе, а Москва откажется платить, то акционеры могут инициировать аресты российского госимущества в других странах", - поясняет издание.

"Можете назвать этот документ "законом о разводе России и Запада с последующим разделом совместно нажитого имущества", - пошутила в интервью Financial Times аналитик московского Центра политических технологий Татьяна Становая.

Санкции - не помеха?

"ВТБ Капитал, инвестиционное подразделение российского банка, подпавшего под санкции, ведет детальные переговоры о приобретении мажоритарного пакета акций итальянского дома моды Roberto Cavalli" - сообщает Financial Times со ссылкой на неназванные "хорошо осведомленные источники".

Один из информаторов издания утверждает, что ВТБ собирается купить ни много ни мало 70% акций Cavalli.

"Дом моды Roberto Cavalli известен своими дизайнерскими джинсами и экзотическими анималистическими принтами в одежде", - рассказывает газета.

Как выяснила Financial Times, сделка, по слухам, близится к завершению, однако российские банкиры деньги за свою долю акций пока еще не платили.

Дом моды Roberto Cavalli отказался от комментариев, тогда как ВТБ Капитал еще не ответил на запрос газеты.

Financial Times напоминает, что Cavalli ведет переговоры о продаже мажоритарного пакета акций с подразделением российского банка, против которого были введены санкции ЕС и США.

Посредством санкций страны Запада ограничили ВТБ - второму по объему активов банку России - доступ к международным рынкам кредитования.

Помимо этого, продолжает газета, санкции преследовали еще одну цель - затруднить инвестиционную деятельность ВТБ на Западе.

Несмотря на это, у инвестиционного подразделения банка, по сведениям Financial Times, появился шанс принять участие в переговорах, после того как другие крупные инвесторы, такие как бахрейнский Investcorp и лондонская Permira, не сумели сторговаться с Cavalli.

Источник: Русская служба Би-би-си