Корреспондент: Восточная Европа оказалась на пороге массовых протестов

На фоне ухудшения экономики и политического противостояния с Россией восточные страны ЕС оказались на пороге массовых протестов.
Reuters

Возможно, даже по украинскому сценарию, пишет Павел Сивоконь в №47 журнала Корреспондент от 28 ноября 2014 года.

В ноябре Восточная Европа стала ареной гражданского противостояния. В Венгрии, Чехии и Польше сейчас период политической нестабильности, который уже вскоре может вылиться в масштабные выяснения отношений между властью и населением. По мнению экспертов, регион переживает сразу несколько важных кризисов, не особо заметных на первый взгляд.

Экономика еврозоны так и не ожила после продолжительного кризиса суверенных долгов, разразившегося в 2010-м. В этом году, по прогнозам Eurostat, европейская промышленность вырастет только на 0,5%, и это максимальный показатель. Если же ситуация сложится хуже, чем ожидают в Брюсселе, то ЕС окажется в рецессии и восстановить экономику будет очень сложно.

Страны Восточной Европы всё больше разочаровываются в европейском векторе развития и хотят найти новый путь

Поэтому страны Восточной Европы всё больше разочаровываются в европейском векторе развития и хотят найти новый путь. По мнению словенского журналиста и политического деятеля Эрвина Хладника, программа приватизации предприятий его страны под руководством чиновников из ЕС привела к ослаблению экономики Словении и, возможно, к рецессии.

«У нас задаются вопросом, стоит ли слушать Брюссель, тем более что денег оттуда поступает всё меньше, – говорит Хладник Корреспонденту. – И нам только предлагают вводить новые налоги и ограничивать расходы».

В ответ на это в Евросоюзе заявляют, что страны слишком злоупотребляли с ростом социальных выплат и поэтому сами завели себя в кризис

В ответ на это в Евросоюзе заявляют, что страны слишком злоупотребляли с ростом социальных выплат и поэтому сами завели себя в кризис. В любом случае к весне 2015-го большая часть государств региона, по мнению Майкла Таннера из Института Като, будут вынуждены девальвировать свои валюты как минимум на 10%.

К этому добавляется и общее разочарование политиками, которые пришли к власти в эпоху кризиса, но не справились со своими задачами и дискредитировали себя. Кроме экономических просчётов власти, население обеспокоено относительно судьбы демократии и агрессивной политики России на востоке.

Лидеры Польши, Венгрии и Чехии пока не могут дать своим избирателям чёткий ответ на то, какова будет политика этих стран. К тому же в последнее время эти государства сотрясает всё больше скандалов, связанных с личностями политиков, которые то невнятно высказываются относительно аннексии Крыма, то пытаются уверить, что венгры в украинском Закарпатье имеют право на автономию и независимость.

Всё это постепенно расшатывает ситуацию в регионе. Сейчас отношения между Брюсселем и странами Восточной Европы ухудшаются. Поэтому непонятно, станет ли Евросоюз спасать эти государства, если их экономика будет нуждаться в помощи.

Преддверие взрыва

Наиболее активные протесты этой осенью переживала Венгрия. В начале ноября более 100 тыс. человек собрались в Будапеште, чтобы выступить против политики премьера Виктора Орбана. За несколько дней до этого политик заявил, что нужно ввести дополнительный налог на интернет и приравнять его к телефонной связи.

«Это стало спусковым крючком, когда избиратели решили показать, насколько они разочарованы в нынешнем правительстве и не готовы мириться с этой ситуацией», – говорит Корреспонденту Ник Ситтер, профессор Восточноевропейского института.

По его мнению, в 2010 году Орбана поддержали на волне надежд на перемены. Но теперь понятно, что их не будет. Кроме того, в последнее время премьер и его партия Фидес проявляют слишком большую склонность к сворачиванию демократии.

В 2011-м Орбан уже пытался ограничить свободу прессы, а год назад хотел закрыть венгерскую газету, печатавшую разоблачения коррупционных действий правящей партии. Поэтому, по словам Чарльза Гати, одного из идеологов протестов в Будапеште, вопрос с налогом на интернет – лишь предлог для начала борьбы.

В начале кризиса Орбана поддержали более 60% избирателей. И даже сейчас, после масштабных выступлениий, которые будут продолжаться, оппозиционные партии не получили особой поддержки. По мнению Ситтера, они разобщены, не готовы взять на себя руководство страной, и Орбан чувствует себя в безопасности. Но это не значит, что Венгрия не может пойти по украинскому пути.

Позднее антиправительственные манифестации прошли и в Чехии. Там граждане выступали против позиции президента Милоша Земана, заявившего, что Киеву не стоит пытаться двигаться в НАТО, а нужно сохранить нейтралитет. В этом случае, по мнению аналитиков, граждане Чехии возмутились такой пророссийской позиции президента и боятся, что он начнёт ограничивать права и свободы внутри страны.

Наконец, в Польше также назревает политический конфликт. После назначения Дональда Туска на пост главы Европейского совета этой осенью, правящая партия Гражданская платформа начала терять популярность. И на выборах в начале 2015 года власть опять может получить политическая сила Ярослава Качиньского, уже возглавлявшего правительство.

При этом, с точки зрения Казимежа Марцинкевича, бывшего премьера Польши, сейчас ни одна политическая сила не имеет поддержки в обществе. И выборы могут сопровождаться массовыми выступлениями против власти вообще.

Эксперты считают, что причин у всех этих волнений две – экономический кризис, который наконец дошел до Восточной Европы, и начало нового противостояния Запада и России.

Благоденствие в кредит

«Большая часть экономического благоденствия стран Восточной и Южной Европы, а также Балтии построена на дотациях ЕС. С 2011 года государства региона получили более ? 77 млрд дотаций», — рассказывает Корреспонденту Таннер.

А вернули в центральный бюджет, по словам эксперта, втрое меньше. Например, Польша с 2008 года получила более ? 38 млрд. Большую часть денег она должна была направить на поддержание сельскохозяйственной отрасли и развитие инфраструктуры и только 30% — на социальные выплаты. Эти дотации в период кризиса позволили Варшаве наращивать ВВП на 4-5% в год, тогда как средний показатель в ЕС не поднимался выше 2%.

Но сейчас в Брюсселе начали критиковать Польшу за нецелевое использование европейских денег. Еврокомиссия обнародовала доклад, согласно которому, за первую половину 2012 года на ремонт железных дорог Варшаве было выделено ? 1,5 млрд, но работы так и не начались. И это лишь один пример проекта, который не был выполнен, а выделенные на него деньги пошли на повышение зарплат.

Весной в Брюсселе всё чаще звучали заявления о том, что нужно заставить страны Восточной Европы снизить социальные выплаты, так как в бюджете ЕС остаётся все меньше денег на помощь проблемным странам

Весной в Брюсселе всё чаще звучали заявления о том, что нужно заставить страны Восточной Европы снизить социальные выплаты, так как в бюджете ЕС остаётся все меньше денег на помощь проблемным странам. На саммите в Дублине в 2013 году политики из Брюсселя заявили, что в этом году ЕС планирует выделить своим странам-членам на борьбу с кризисом только ? 48 млрд. Это вдвое меньше прошлогоднего показателя.

В западных странах ЕС, которые вносят большую часть денег в его бюджет, уверены, что время изобилия прошло и нужно урезать социальные выплаты. Но начинать с себя не хотят, ведь это разозлит собственных избирателей.

Поэтому под удар первыми попадут новички союза. Брюссель пытается оказать давление на новые страны и заставить их пересмотреть социальные стандарты в сторону уменьшения, обещая после этого продолжить дотирование. То есть утром реформы — вечером деньги. В противном случае Брюссель грозит просто уменьшить объём отчислений.

Кроме того, программа количественного смягчения, которую начали в США ещё в 2010 году, также помогала странам Восточной Европы держаться на плаву. Согласно этой инициативе Вашингтон ежемесячно выкупал иностранные государственные облигации более чем на $ 100 млрд.

Самыми популярными были бумаги стран Азии, но облигации Польши или Венгрии также выкупались постоянно. Приток иностранных инвестиций сдерживал валюты этих государств от девальвации, несмотря на то что евро в 2013 году потерял свыше 6% своей стоимости.

Теперь же этот денежный поток иссякает: США хотят больше инвестировать в свою экономику, а не покупать чужие облигации. По мнению Моники Арсиповской из Варшавского университета, форинт, злотый и крона в ближайшее время могут потерять свыше 10% своей стоимости.

Это наряду с призывами функционеров из Брюсселя продолжать снижать расходы оттолкнёт жителей Восточной Европы от идеи единого союза.

«Они не откажутся от ЕС, но станут винить своих политиков в неспособности получить больше субсидий и инвестиций», – считает Фредрик Эриксон из Европейского центра политической экономики.

Тень на востоке    

Ещё одна причина нестабильности – политическая. По словам Гати, в Венгрии не уверены, что НАТО и США станут воевать, если на их страну нападёт Россия, поэтому они хотят сменить курс или хотя бы убедить Вашингтон и Брюссель в своей важности. А политики, управлявшие этими странами в последнее время, слишком чётко связали себя с линией Москвы и стремительно теряют популярность.

Но и прозападная партия рискует остаться без сторонников. Ведь в Брюсселе пока чётко не озвучили свою позицию относительно России.

«Санкции – это только небольшой ответ. В Еврокомиссии не знают, что делать, если Москва пойдёт дальше», – говорит Эриксон.

Если ЕС в ближайшие месяцы не сформулирует определённую позицию по России, то Восточная Европа задумается над созданием собственного оборонного союза

По его мнению, если ЕС в ближайшие месяцы не сформулирует определённую позицию, то Восточная Европа задумается над созданием собственного оборонного союза. И сегодня это один из важных запросов в регионе. На сентябрьском саммите НАТО было объявлено о создании в регионе сил быстрого реагирования, но пока Великобритания, обещавшая дать на это $ 500 млн, не спешит раскошеливаться.

Наконец, в Будапеште, Варшаве и Праге опасаются остаться без газа зимой. Их зависимость от поставок российского топлива составляет более 70%, отказаться от него в ближайшие десятилетия они не смогут, следовательно, новая газовая война больше всего ударит именно по Восточной Европе.

Всё это делает регион особенно нестабильным. А значит, в новостях уже скоро могут появиться сюжеты о захвате центральных улиц европейских столиц манифестантами и строительстве баррикад.

***

Этот материал опубликован в №47 журнала Корреспондент от 28 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.