Книжный блог: бестселлер от влюбленного в Украину

"Истории о жизни, смерти и нейрохирургии" - вся правда о медицинских ошибках, покорившая Великобританию, от Генри Марша, влюбленного в Украину.

“Истории о жизни, смерти и нейрохирургии“ - исключение в литературной среде, где успех книги обусловлен коммерчески правильным сюжетом. Генри Марш ломает эти стереотипы.

Нестандартная книга с узкой читательской аудиторией - медицинскими работниками - вдруг становится бестселлером в Великобритании. А в Украине, в которую автор, несомненно, влюблен, книга явно осталась недооцененной.

Пинеоцитома, гемангиобластома, эпендимома, то есть опухоли в различных частях мозга, - с такими диагнозами ежедневно борется старший нейрохирург Генри Марш в британском государственном госпитале. Эти болезни внесены в названия разделов книги с короткими расшифровками их значений.

Такая легкая структура, где каждое сложное название связано с конкретным случаем в больничной практике, одновременно захватывает и подкупает.

Светлана Самохина

Журналист, редактор, литературный критик. Писала книжные обзоры и рецензии для “Зеркала недели“, “Литакцента“ и других изданий. Основатель и автор книжного блога “Мирбиблиофила“. Мечтает, “чтобы читательская культура распространилась, а количество читающих украинцев росло“.

Сверхсложные операции, ужасные симптомы болезней, с которыми больные учатся мириться и жить, пятиминутки медицинских бригад, где решается чья-то жизнь, - вся эта кухня нейрохирургии придает ей человеческое лицо, приближает и вдохновляет.

Автор открывает нам другой ракурс нейрохирургии - не со стороны пациента, где часто преобладают эмоции, а со стороны врача, который должен их отбросить и принять хладнокровное решение - оперировать человека или нет.

Генри Марш признается, что в лекарственных кругах не принято обсуждать ошибки, допущенные в медицинской практике. Тем более, если речь идет об ошибках во время операций, которых легко можно было бы избежать. Но момент упущен и теперь пациент, например, после относительно легкого хирургического вмешательства будет иметь паралич левой ноги или “повисшую“ стопу и никогда не сможет участвовать в спортивных соревнованиях.

Именно в этой голой правде, честности, с которой г-н Марш рассказывает о своих врачебных ошибках, кроется такой неожиданный успех “Историй о жизни“.

“Одна из самых горьких нейрохирургических истин: ты можешь иметь хорошие результаты, выполняя сложные операции, только если много практикуешь, а это значит, что ты будешь делать кучу ошибок, оставляя за собой шлейф искалеченных пациентов“, - признается автор.

Конечно, сочувствие, которое вызывает врач, - не лучший инструмент для удержания читательского внимания и формирования скелета, на котором держалось бы литературное наследие. Но в этом случае имеет место еще уважение и искреннее восхищение хирургическим талантом. Потому что это, безусловно, талант - дарить жизнь или по крайней мере отсрочить смерть.

Отдельное внимание стоит уделить профессиональной, и возможно духовной связи автора с Украиной, где г-ну Маршу выпала честь восстанавливать нейрохирургию после распада Советского Союза.

В начале 90-х автор случайно попадает в Киев и знакомится с Игорем Курильцем - одним из молодых нейрохирургов тогдашнего Научно-исследовательского института нейрохирургии. С тех пор он не только лично учит Курильца, но и берет всю медицинскую отрасль Украины под свою опеку.

Автор делится своими впечатлениями от отечественной медицины эпохи перестройки, иногда полными горечи или наоборот иронии, смешно называет медицинские шапочки поварскими колпаками.

Некоторые из этих воспоминаний напоминают сотни подобных, опубликованных ранее, как то заваленные мусором, шмотками и водкой базары, коррупция и тому подобное. Но некоторые - действительно уникальные - об операции, которая должна была избавить женщину от невралгии тройничного нерва. Ее Генри Марш делал в Украине впервые, без официального разрешения, с помощью секонд-хенд инструментов и во время съемок телевидением для репортажа в новостях.

Кстати, если возникают сомнения в правдоподобности части произведения, связанной с Украиной, нужно просто зайти на сайт Международного центра нейрохирургии. Там можно увидеть Генри Марша среди учредителей заведения вместе с упоминавшимся уже Игорем Курильцом. А кто захочет дополнительной информации - сеть изобилует многочисленными интервью с обоими нейрохирургами на медицинские, политические и мировоззренческие темы.

Более того, австралиец Джеффри Смит снял о Генри Марше документальный фильм “Английский хирург“. Киноленту впервые показали в 2007 году на Лондонском кинофестивале, она получила множество европейских и американских наград.

Пишут, что действие в основном происходит в украинском госпитале среди устаревшего оборудования и колоритных пациентов. Вероятно, книга явилась определенным продолжением темы нейрохирургии в Украине, однако именно книга сейчас является мотиватором для просмотра фильма.

Дилемма книги, которая выражается в борьбе между врачебной практичностью и человеческим сочувствием, лучше всего раскрывается в эпизоде с западноукраинской девочкой Катей. Врач берется ее оперировать, но девочка все равно погибает. О том, как г-н Марш попал в дом к матери девочки, в глухую деревню с разбитыми дорогами, однако с накрытым столом и подарком в виде чемодана с разделанным поросенком, невозможно читать без слез.

Эта книга не может считаться той, что оставит определенный след именно в литературном мире, поскольку она не открывает и не развивает никаких литературных стилей, не отличается замысловатым сюжетом или нестандартной композицией.

Но она действительно о жизни, о людях и для людей, и полностью оправдывает свой статус бестселлера. Несомненно, каждый читатель задумается о его собственном жизненном пути и том, что он оставит после себя, если вдруг узнает о диагнозе - опухоль в головном мозге.

Один из признаков хорошего произведения - дать читателю плод для размышлений. Именно с этим Генри Марш справился на все 100.