Одна из худших. Грузия на пороге COVID-катастрофы

Грузины не желают отказываться от массовых застолий и верят теориям заговоров о вакцине против коронавируса.

В Грузии складывается катастрофическая ситуация с эпидемией коронавируса: один из худших показателей в мире по проценту положительных тестов. Власти рассматривают возможность развертывания полевых госпиталей, поскольку вскоре больницы могут оказаться переполненными.

Как Грузия, которая раньше считалась образцом успешной борьбы с пандемией коронавируса, оказалась на последнем месте в регионе и одном из последних в мире по эффективности противодействия инфекции. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

На гребне четвертой волны

В четырехмиллионной Грузии на этой неделе два дня подряд выявляли более трех тысяч новых случаев коронавирусной инфекции. Это антирекорд за все время эпидемии. Таким образом, основной показатель ситуации с эпидемией - процент положительных результатов при тестировании - достиг 8,68 процента. Это один из худших показателей в мире. 

Около половины всех случаев новых заражений приходится на британский штамм альфа, остальная половина - на индийский штамм дельта, сообщил директор Национального центра по контролю над заболеваниями, профессор Амиран Гамкрелидзе 

Последние две-три недели, когда власти говорили о вероятности четвертой волны заболеваемости, суточное число заболевших держалось менее двух тысяч человек. На сегодня прирост немного спал - до 2,7 тысячи. Всего на 30 июля число подтвержденных случаев достигло 416 тысяч, из которых пять тысяч оказались смертельными. 

Гамкрелидзе сообщил на специальном брифинге, что все больницы и другие медучреждения в Грузии переходят на чрезвычайный режим работы. В частности, они прекращают прием пациентов для плановых операций и других видов плановых медицинских сервисов.

В связи с возрастающей нагрузкой на больничный сектор в Минздраве страны не исключают возможность развертывания полевых госпиталей. 

О высокой вероятности открытия полевых госпиталей в среду во время встречи с журналистами также заявила сама министр труда, здравоохранения и соцзащиты Грузии Екатерина Тикарадзе.

"Да, это, возможно, станет необходимым", - отметила министр, отвечая на наводящий вопрос журналиста. При этом Тикарадзе многозначительно добавила: "Правительство рассматривает вопрос мобилизации добровольцев".

Источник в Минздраве Грузии объяснил Коммерсанту, что речь идет о мобилизации всех лиц, имеющих медицинский опыт. В том числе военврачей, пенсионеров, а также студентов-медиков.

Полевые госпитали - "это трагический выбор", поскольку в них "очень трудно обезопасить больных коронавирусом, подключенных к АИВЛ, еще и от бактерий", отметил собеседник газеты.

Однако замглавы ведомства Тамар Габуния говорит, что следует проследить за развитием эпидемиологической ситуации, чтобы понять, продолжится ли рост новых случаев или, напротив, начнет постепенно идти на спад, поскольку "прогнозы неоднозначны".

"По прогнозам некоторых международных партнеров, например, Института измерения здоровья, мы уже находимся в пиковой [фазе], и через определенное время стоит ожидать спада. Есть прогнозы, согласно которым мы еще не дошли до пика и можно ожидать еще большего роста", - сказала она.

Габуния отметила, что текущая неделя "в определенном смысле будет критической, мы увидим, какое направление возьмет распространение эпидемии".

Глава Национального центра по контролю заболеваний Амиран Гамкрелидзе рассказал о подготовке усиления карантинных ограничений.

"Одно из первых направлений, которые мы сегодня обсуждали на [заседании Координационного] совета, - это активизировать вакцинацию, а так же как можно чаще носить маску - и в закрытых помещениях, и на открытых пространствах, где собираются люди, особенно в предвыборный период, нужно будет носить маску", - сказал он.

Также будет полный запрет на массовые собрания. Совет также подготовил инструкции для мобилизации мест для изоляции больных и их контактных лиц.

Эпидемиологи говорят, что, в случае сохранения числа положительных случаев на уровне 3-4 тысяч в сутки, "восстановление ограничений станет неминуемым". Впрочем, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили ранее признал, что нового локдауна "страна просто не выдержит".

 

"Грузинская социальная патология"

Весной 2020 года Грузия считалась в Европе образцом успешного ответа на все вызовы пандемии коронавирусной инфекции. Однако через полгода, когда пришла вторая волна, ситуация в Грузии оказалась самой тяжелой в мире. Тогда говорили, что после ослабления карантина власти "не смогли проконтролировать ситуацию".

Так, с ноябра 2020 года в Грузии вновь начали действовать строгие ограничения, включая комендантский час, который был отменен только в конце июня. Примерно с этого времени число новых больных с около тысячи в день начало расти.

Главный эпидемиолог Грузии Паата Имнадзе основной причиной быстрого роста заболеваемости называет несоблюдение элементарных норм по ношению масок и "упорное нежелание" грузин хотя бы во время всеобщего бедствия отказаться от массовых застолий. В первую очередь поминок с сотнями гостей, а также свадеб.

Кроме того, Имнадзе резко раскритиковал тех, кто пытается дождаться западных вакцин Pfizer и AstraZeneca, не желая прививаться китайскими вакцинами Sinofarm и Sinovac, большое количество которых зарезервировано в Грузии.

"Те, кто пытается выбирать между несколькими хорошими вакцинами, хуже антиваксеров (англю anti-vax - антипрививочники", - подчеркнула Имнадзе.

Движение антипрививочник в Грузии оказалось очень масштабным. Местные эксперты говорят о нем как о проявлении "грузинской социальной патологии".

"Такое движение есть во многих цивилизованных странах, но у нас оно особенно агрессивное", - сказал аналитик ресурса Nation.ge Давид Авалишвили.

Грузинские антиваксеры утверждают, что у вакцинированных "заработал телесный Wi-Fi, а к уколотой руке прилипают монеты".