Украина не в НАТО и Путин. Мемуары Меркель
Ангела Меркель, которая возглавляла Германию на протяжении 16 лет и долгое время считалась самым влиятельным европейским политиком, написала мемуары. Книга называется Свобода. Воспоминания 1954–2021. Меркель вспоминает свои детство и юность в ГДР и саммит НАТО 2008 года. Именно на этом саммите началось обсуждение вступления Украины в НАТО. Немецкие издания уже опубликовали отрывки из книги.
Что пишет об Украине
В последнее время ее политическое наследие оказалось под вопросом. Многие считают, что нерешительная позиция Меркель в отношении России во многом привела к нынешнему положению дел в Европе и, в частности, к войне в Украине.
Важную часть своих воспоминаний Меркель посвящает именно Украине и своим колебаниям по поводу ее потенциального вступления в НАТО.
На саммите в Бухаресте в 2008 году решался вопрос о присвоении Украине статуса страны-претендента на членство в альянсе, и это был ключевой момент для Киева, признает экс-канцлер, но этого не произошло.
В своих мемуарах Меркель утверждает, что в тот момент ей казалось, что желание Украины присоединиться к НАТО должно быть сбалансировано с соображениями безопасности военного альянса в целом.
Ее беспокоило то, как складывались взаимоотношения между Украиной и Россией в тот период, особенно присутствие российского Черноморского флота у берегов Крыма, который позже Москва незаконно аннексировала.
Меркель также считала иллюзией, что статус страны-претендента на членство в НАТО послужит сдерживающим механизмом и защитит Украину от Владимира Путина, которого она в своей книге называет человеком, «всегда готовым наказать» и не заинтересованным в построении «демократических структур».
«Разве было бы мыслимо, чтобы государства-члены НАТО ответили военным путем — как материальными средствами, так и войсками – и вмешались? Разве было бы мыслимо мне, как федеральному канцлеру, обратиться к нашему Бундестагу за мандатом для наших вооруженных сил на участие в этом — и получить поддержку большинства?», — вспоминает Меркель свои соображения в тот момент.
Она пишет, что однажды Путин сказал ей: «Ты не будешь канцлером вечно. И тогда они (украинцы)станут членами НАТО, а я хочу это предотвратить».
О Путине
«Человек, который всегда был настороже, чтобы его не застигли врасплох, всегда был готов нападать, в том числе демонстрировал, кто здесь главный, при помощи собаки или заставляя других ждать его. Все это можно было счесть ребячеством и неодобрительно покачать головой. Но Россия от этого не исчезла бы с карты мира», — пишет Меркель.
Под эпизодом с собакой Меркель очевидно имеет в виду ее встречу с Путиным в Сочи в 2007 году, когда российский президент, зная, что его гостья боится собак, позвал в комнату для переговоров своего пса.
«Он не был заинтересован в построении демократических структур или процветании хорошо функционирующей экономики в своей стране или где-либо еще», — считает экс-канцлер.
«Скорее, он хотел противостоять тому факту, что Соединенные Штаты вышли победителями из холодной войны. Он хотел, чтобы Россия оставалась незаменимым полюсом в многополярном мире после окончания холодной войны. Для достижения этой цели он в первую очередь опирался на свой опыт работы в спецслужбах».
О Трампе
Ангела Меркель признает, что ее отношения с Дональдом Трампом в период его первого срока в Белом доме складывались настолько сложно, что она даже попросила совета у папы римского Франциска.
Это произошло во время их аудиенции в 2017 году как раз в то время, когда Трамп грозился вывести США из Парижских климатических соглашений (позднее он это сделал).
«Гни, гни, гни, но не ломай», — ответил ей тогда Папа. По словам Меркель, ей так понравился этот совет, что она применяла его в ряде последующих переговоров с участием президента США.
«Он смотрел на все с точки зрения застройщика, девелопера, которым он был до того, как занялся политикой. Каждый участок земли можно было продать только один раз, и если это не сделает он, то сделает кто-то другой. Именно так он видел мир», — пишет Меркель.
«В течение многих лет многочисленные немецкие автомобили на улицах Нью-Йорка были занозой в глазу Трампа. То, что американцы покупали их, могло, по его мнению, быть связано только с демпинговыми ценами и предполагаемыми манипуляциями с обменным курсом между евро и долларом».
Дошло до того, вспоминает Меркель, что на встрече в Белом доме в 2017 году Трамп не подал ей руку под объективами фотографов.
По наблюдениям бывшего лидера Германии, Трамп был очарован Владимиром Путиным, а со временем у нее сложилось впечатление, что его вообще привлекали политики с чертами автократов и диктаторов.
«Мы говорили на двух разных уровнях. Трамп — на уровне эмоций, я — фактов. В его картине мира все страны соревновались друг с другом, и успех одной — это провал другой. Он не верил, что сотрудничество может служить росту процветания для всех».