Корреспондент: Главные замки Украины

Краевед Ирина Пустынникова собрала сведения обо всех замках, храмах и усадьбах Западной Украины еще до эпохи интернета и GPS-навигаторов, - пишет Дмитрий Слинько в №16 журнала Корреспондент за 25 апреля 2014 года.
Корреспондент: Главные замки Украины

Солнечным апрельским днем 1997 года в селе Долина Теребовлянского района на Тернопольщине появилась девушка. Любой незнакомец вряд ли остался бы без внимания в глухом селе, связанном с цивилизацией лишь разбитой дорогой.

Но эта гостья еще и вела себя необычно: каждого встречного она расспрашивала, где у них тут замок. В ответ селяне божились, что никакого замка в их краях отродясь не бывало. Хотя разговор происходил аккурат под замковой горой с остатками бастионов.

Так школьная учительница из Каменца-Подольского Ирина Пустынникова, известная в узких кругах под псевдонимом Блека, собирала материал, который потом лег в основу сайта Замки и храмы Украины. Сейчас, в эпоху соцсетей и GPS-навигаторов, найти данные о памятниках истории несложно. Однако в первое десятилетие XXI века именно ресурс castles.com.ua служил главным источником вдохновения для туристов.

“В 2004-2005 годах Блека находилась среди первопроходцев. Тогда сложно было найти хоть какую-нибудь информацию о регионе, а у нее все было четко — что, где, когда”, — вспоминает Ярослав Козак, совладелец туристической компании Уникальная Украина.

Откуда удавалось добывать сведения в эпоху, когда Google еще ничего не знал?

“Мне повезло с родителями: мама много ездила по стране с экскурсиями и всегда покупала краеведческую литературу, открытки, справочники, атласы. Я росла среди этих книг и буклетов”, — говорит Пустынникова.

Первыми проводниками энтузиастки были книга Замки і монастирі України Александра Лесика, альманах Сквозь века и 17-томная Українська радянська енциклопедія (УРЕ). Пустынникова корпела в библиотеках над Пам’ятками України, толстыми серыми талмудами про каждую область страны и Памятниками архитектуры и градостроительства УССР.

 
“Выписывала что-то в тетрадки, пробовала систематизировать сведения”, — рассказывает она. Но настоящим дефицитом 1990-х были карты. “Приходилось сидеть с лупой над крохотными картами украинских областей из УРЕ”, — говорит краевед. Позже на помощь пришла польская литература.

Сложнее всего было с методом народного опроса. Для поиска усадеб и дворцов требовалось подбирать правильные кодовые слова, ведь в советское время резиденции шляхтичей и князей переквалифицировались в санатории, училища или школы.

“В Озаринцах на Винничине восемь местных жителей убеждали меня, что никаких фортификаций в селе нет”, — приводит пример Пустынникова. Какие только синонимы она не называла — “руїни”, “замок”, “вежа”, “фортеця”... Устав от опросов, нужный объект нашла сама. Позже выяснилось, что кодовым словом было “крэпость”.

Когда в жизнь украинцев начал входить интернет, Пустынникова разместила на одном из сайтов объявление: “Была в 70 украинских замках. Расскажу что, где и как”.

Откликнулся Валерий Напиткин — хмельницкий краевед, один из лучших геральдистов Украины. Он и посоветовал создать собственный ресурс. Так появился сайт — сперва он размещался на бесплатном хостинге narod.ru, а затем переехал на адрес castles.com.ua.

Именно этот сайт прославил на всю страну памятники архитектуры, до этого известные лишь местным жителям. Среди них — руины польского города Червоногруды на окраине нынешнего села Нырков в Тернопольской области.

 
Гордится Блека и теми открытиями, которым никогда не стать туристическими Мекками, — дворцом в Удриевцах, руинами замка в Збриже, остатками имения адмирала Путятина в Глебове.

Кнут и пряник

Сейчас Пустынникова часто путешествует по Западной Европе. Несмотря на патриотизм, она признает: за те же потраченные часы концентрация архитектурной красоты там гораздо выше, чем в Украине.

“Берега Рейна столь же прекрасны, как и берега Днестра, только на Рейне еще и замки через каждые 2 км, и городки, и храмы романских времен, а у нас в активе — только наспех выстроенные дачи и типовые церкви”, — говорит краевед.

Но это не повод отказываться от внутреннего туризма.

“К западным красотам относишься так, как мужчины относятся к глянцевым барышням из плейбоев: все аппетитно и стерильно, но в жизни девушки совсем другие, — сравнивает Пустынникова. — Сложнее смириться с тем, что моему сыну досталась менее красивая Украина, чем та, которая была в моем детстве”.

Ценные памятники истории разрушались буквально у нее на глазах.

“Фактически утрачен замок в Поморянах на Львовщине: он прошел путь от корпуса ПТУ до полной безнадежной руины, — приводит примеры Ирина. — В ужасном состоянии после пожара дворец в Тартакове”.

 
Некоторые положительные сдвиги все же происходят. Если в советские времена старинные стены безжалостно разбирали на коровники и свинарники, то сегодня селяне ими гордятся.

“Патриотизм — мощнейшее чувство, гордиться малой родиной очень приятно: мол, мы крутые, у нас в селе есть монастырь, а у соседей нет”, — улыбается краевед.

Идеальный вариант, если патриотизм разделяют местные власти.

“Как-то раз крышу одной из древних церквей община собиралась покрыть шифером: денег на восстановление гонта [деревянных пластинок] не хватало, — вспоминает Пустынникова. — У меня были знакомые чиновники в обладминистрации, они помогли разрешить ситуацию”.

Правда, пряник патриотизма без кнута штрафов не сработает никогда, уверена она.

“До сих пор не было ни одного прецедента, когда за разрушение памятника архитектуры кто-то понес наказание”, — сетует исследователь.

Да и современные стройматериалы Пустынникова считает не меньшими врагами истории, чем вандалов.

Кроме памятников архитектуры она коллекционирует старинные обычаи, дошедшие до наших дней. Любимая тема — маланки, рождественские карнавальные шествия, особо популярные на Буковине.

 
Маланкам уже несколько веков, но еще десять лет назад мало кто из украинцев слышал о них: карнавалы проводятся в труднодоступных селах, а их участники нередко говорят исключительно по-румынски. Теперь красочные фото медведей, чертей и ведьм можно найти в блоге Пустынниковой kamienczanka.livejournal.com и в фотоагентствах.

Блека стала автором десятков путеводителей, часто пишет статьи для журналов и газет — в том числе и для Корреспондента. А ее сайт, несмотря на старомодный интерфейс, остается главным источником туристической информации для искушенных путешественников, которые ищут не рестораны или точки Wi-Fi, а именно старинную архитектуру.

“Все написано живым языком, этой информации не встретишь в других источниках. Постоянно пользуюсь для планирования поездок”, — отмечает биолог и тревел-блогер Ярослав Кузнецов.

Незаменим сайт для планирования активных туров: во многие села добраться на машине непросто, а вот пешком, на велосипеде или байдарке — в самый раз.

Пустынникова призывает искать прекрасное не только в музеях — к примеру, развалины замков в Сидорове и Кудринцах на Тернопольщине очень фотогеничны.

“Замок не обязан быть музеем, чтобы радовать туристов, — говорит краевед. — Красивые руины во всем мире служат полноценными экскурсионными объектами — лишь бы не разбирали и не мусорили внутри”.

 
Архитектурная пятерка

Ирина Пустынникова рассказывает о памятниках истории Западной Украины, перспективных с точки зрения туризма:

1 Замок Вихровского (XVII век), г. Скалат, Подволочиский р-н, Тернопольская обл.

К 500-летию городка была проведена пусть и не слишком грамотная, но все же реставрация: почистили рвы, покрыли крыши черепицей, облагородили территорию, в башнях открыли выставки.


2  Дворец Вишневецких (XVII век), с. Вишневец, Збаражский р-н, Тернопольская обл.

Комплекс состоит из дворца, двух флигелей, двух ворот и парка. В Первую мировую войну он был разрушен, а в 1920-е годы восстановлен при участии известного зодчего Владислава Городецкого.

3 Ягельницкий замок (XVII век), с. Нагорянка, Чертковский р-н, Тернопольская обл.

В замке долгое время работала фабрика, сейчас его собственник — черновицкий бизнесмен, который планировал превратить памятник в туристический комплекс, но пока ничего не сделал.

4 Замок Сент-Миклош (XIV век), с. Чинадиево, Мукачевский р-н, Закарпатская обл.

Замок, построенный венгерским бароном Перени, сегодня восстанавливается благодаря семейству художника Иосифа Бартоша. Он взял архитектурный памятник в аренду и ремонтирует его своими силами.

5 Оборонная синагога (XVI век) г. Сатанов, Городоцкий р-н, Хмельницкая обл.

Здание возрождается силами областной религиозной иудейской общины, работы идут полным ходом. Пока там пластиковые окна, но когда появятся деньги на грамотную столярку, их заменят.

 
***

Этот материал опубликован в №16 журнала Корреспондент от 25 апреля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK