Корреспондент: Кросс на бульваре Круазетт

Корреспондент: Кросс на бульваре Круазетт
Reuters

О том, что Древо жизни 67-летнего американского режиссера Терренса Малика победит на 64-м Международном кинофестивале, прошедшем в Канне с 11 по 22 мая, говорили еще до того, как кто-нибудь посмотрел сам фильм.

В среде кинокритиков ходила шутка, что можно не тратиться на организацию фестиваля, а сразу выдать режиссеру приз и разъехаться по домам. Возможно, так и стоило поступить - на первом же показе для прессы Древо жизни громко освистали. Ожидания от долгостроя Малика были настолько высоки, что разочарования было не избежать.

Технически безупречное, визуально совершенное и настолько же тривиальное по содержанию ретро о поисках бога на примере американской семьи со строгим отцом (Брэд Питт), лучезарной матерью (Джессика Частейн) и их погибшим сыном разделило критиков на два воинствующих лагеря. Нехитрая христианская символика в сочетании с компьютерными эффектами, иллюстрирующими сотворение мира, возмутили скептически настроенных критиков и восхитили армию фанатов режиссера.

Древо жизни громко освистали. Ожидания от долгостроя Малика были настолько высоки, что разочарования было не избежать.

Снимающий черепашьими темпами Малик (Древо жизни - его пятая работа за 38-летнюю карьеру) - некто вроде Джерома Сэлинджера от кино, священная корова для синефилов по обе стороны Атлантики. Его статус божества подтверждается тем, что каждый показ в Канне начинается с заставки под музыку французского композитора Камиля Сен-Санса, которая звучала в начальных титрах его Дней жатвы, получивших в 1979 году приз за режиссуру на этом фестивале.

Помимо прочего, Малик - один из самых уважаемых авторов поколения Нового Голливуда, среди которых такие звезды мировой режиссуры, как Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе, а также его экранное альтер эго, актер Роберт де Ниро.

Решение каннского жюри во главе с де Ниро вручить главную награду Древу жизни стало благородным жестом поддержки этому крайне амбициозному поэтическому кино, которое в ближайшие недели выходит в прокат и будет соперничать с блокбастерами Кунг-фу Панда - 2 и Мальчишник-2: Из Вегаса в Бангкок.

Решение каннского жюри во главе с де Ниро вручить главную награду Древу жизни стало благородным жестом поддержки этому крайне амбициозному поэтическому кино

Золотая пальмовая ветвь выдает Малику карт-бланш, оправдывая любые авторские причуды. Например, победа на самом престижном в мире кинофестивале в определенной степени легитимизирует право режиссера на то, чтобы годами монтировать свои фильмы и не появляться перед журналистами и публикой.

Начиная с 1998 года, когда состоялась премьера его военной драмы Тонкая красная линия, в природе существует всего одно пресс-фото Малика (портрет в ковбойской шляпе), которое он разрешил публиковать. Несмотря на то что в нынешнем году режиссер приехал в Канн вместе со всей съемочной группой Древа жизни, он не появился на красной дорожке, а приз от его имени получали продюсеры картины.

Скандал откуда не ждали

Полная противоположность Малику - датский режиссер Ларс фон Триер, еще один участник конкурсной программы. Знаменитый своими эпатажными высказываниями и не менее эпатажными фильмами, датчанин спровоцировал громкий скандал, которого фестивалю так не хватало в прошлом году.

В этот раз на Лазурный Берег фон Триер привез психологический фильм-катастрофу Меланхолия об отношениях двух сестер накануне того, как Земля столкнется с планетой, прилетевшей из созвездия Скорпиона. Сняв наименее шокирующую из своих картин, режиссер, тем не менее, изо всех сил старался поддерживать коммерчески привлекательную репутацию провокатора при общении с журналистами.

Триер привез психологический фильм-катастрофу Меланхолия об отношениях двух сестер накануне того, как Земля столкнется с планетой, прилетевшей из созвездия Скорпиона.

Он бодро шутил о православии как о церкви удовольствий, о четырехчасовом порно с участием актрис Меланхолии Шарлотты Генсбур и Кирстен Данст, о пристрастии к алкоголю своего постоянного артиста Стеллана Скарсгарда. Под занавес, отвечая на вопрос британской журналистки о немецком романтизме как источнике вдохновения Меланхолии, режиссер углубился в рассказ о своих немецких и еврейских корнях и подытожил его явно в шутку сказанной фразой: "О’кей, я нацист".

Зал разразился смехом, однако уже к вечеру чувство юмора парадоксальным образом изменило оргкомитету Каннского кинофестиваля, который всегда славился поддержкой самых радикальных высказываний.

Не обращая внимания на то, что пиар-служба фон Триера весь день рассылала электронные письма с извинениями за некорректные слова режиссера, совет директоров фестиваля объявил обладателя Золотой пальмовой ветви за Танцующую в темноте и Гран-при за Рассекая волны персоной нон грата и запретил появляться на мероприятиях каннского киносмотра.

Yацеленность на скандал всегда была важной составляющей Канна

Впрочем, нацеленность на скандал всегда была важной составляющей Канна. В этот раз организаторы делали ставку на политический памфлет Завоевание, выставляющий в неприглядном свете действующего президента Франции Николя Саркози.

Но шумиха вокруг картины Ксавье Дюрренже обернулась пшиком в связи с тем, что фильм оказался беззубой лирической комедией из жизни французских политиков. Так что история с Триером пришлась как нельзя кстати.

К счастью, это не помешало исполнительнице главной роли Данст получить звание лучшей актрисы. Свою благодарственную речь она начала со слов изумления: "Вот это была неделька! Спасибо, что не исключили наш фильм из конкурса".

Отцы и дети

Точно такой же неожиданностью стал приз за режиссуру, доставшийся земляку фон Триера и сыну его монтажера Николасу Виндингу Рефну. В Канне он представил триллер Драйв, где, как и в случае с Древом жизни, амбиции и форма преобладают над содержанием.

Взяв за основу стандартный сюжет голливудского боевика (связанный с мафией каскадер заступается за соседку с ребенком), Рефн с переменным успехом деконструирует жанр: вместо положенных погонь у него томительное ожидание, а вместо пистолетов его герои используют ножницы и молотки. Вторым планом в Драйве проходит мотив отцов и детей, который в этом году в целом доминировал на Круазет.

Израильская трагикомедия Йосефа Седара Примечание о двух толкователях Торы, чье кровное родство не помешало им рассориться друг с другом из-за официальных регалий и званий, уехала из Канна с призом за сценарий

Израильская трагикомедия Йосефа Седара Примечание о двух толкователях Торы, чье кровное родство не помешало им рассориться друг с другом из-за официальных регалий и званий, уехала из Канна с призом за сценарий. Однажды в Анатолии турка Нури Бильге Джейлана разделил Гран-при фестиваля со светлой драмой братьев-режиссеров из Бельгии Жан-Пьера и Люка Дарденнов Мальчик с велосипедом о подростке, которому не хватало отцовской любви.

Под нетипичным углом ту же тему раскрыла псевдодокументальная лента Полисс (искаженное от рolice - "полиция"), получившее Приз жюри. В фильме, выполненном в стилистике российского сериала Улицы разбитых фонарей, француженка Майвенн показала будни парижского спецподразделения по борьбе с педофилами, причем среди подозреваемых часто оказывались мамы и папы.

Из главных фестивальных фаворитов без внимания жюри остался только Гавр финна Аки Каурисмяки о добрых жителях портового города, прятавших у себя мальчика-нелегала из Африки. По общему мнению, последняя работа финского классика была слишком уж позитивной, чтобы получить награду в Канне, поэтому режиссеру пришлось довольствоваться призом международной прессы ФИПРЕССИ - редкое проявление человеколюбия, учитывая недоброжелательную натуру кинокритиков.

Победный Кросс

Но самой трогательной победой стал триумф украинки Марины Вроды, взявшей Золотую пальмовую ветвь в конкурсе короткометражек. Ее 14-минутная работа Кросс, представлявшая на фестивале Францию, рассматривает урок физкультуры как метафору жизни.

Имя победительницы объявляли судивший конкурс режиссер Мишель Гондри и актриса Людивин Санье. Поднявшись на сцену, где преимущественно звучала французская речь, Марина извинилась, что владеет только английским, русским и украинским, - но из-за волнения она забыла и английский.

Врода призналась, что многому научилась, работая ассистентом режиссера по массовкам на съемках драмы Счастье мое Сергея Лозницы, который участвовал в каннском конкурсе в прошлом году.

Cамой трогательной победой стал триумф украинки Марины Вроды, взявшей Золотую пальмовую ветвь в конкурсе короткометражек

Кросс был снят на французские деньги, найденные продюсером фильма Флоранс Келлер, которая несколько лет назад заведовала аудиовизуальным сектором во Французском культурном центре в Украине.

Лента с самого начала считалась главным фаворитом среди короткометражных фильмов. Кросс идет по следам пластилинового фильма Шел трамвай девятый номер Степана Коваля, взявшего Серебряного медведя на Берлинском фестивале в 2003 году, и короткометражных Путников Игоря Стрембицкого, победивших в Канне в 2005-м.

Кроме прочего победа Кросса еще раз демонстрирует удивительный парадокс, когда сделанный украинцами фильм получает престижную награду кинофестиваля, в то время как кино в Украине практически нет.

***

Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 27 мая 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK