BBC

К чему приведет блокирование торговли на Донбассе?

Активисты блокирования железнодорожного сообщения на Донбассе заявляют, что не намерены прекращать свою акцию, вопреки призывам правительства прекратить блокаду из-за угрозы энергетического коллапса.
К чему приведет блокирование торговли на Донбассе?

Активисты блокирования железнодорожного сообщения на Донбассе заявляют, что не намерены прекращать свою акцию, вопреки призывам правительства прекратить блокаду из-за угрозы энергетического коллапса.

По состоянию на понедельник, 13 февраля, приостановлено движение на трех железнодорожных ветках, в ближайшее время активисты планируют перекрыть ещё две, сообщили ВВС Украина в штабе блокады.

Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило на рассмотрение правительства проект постановления о введении чрезвычайного положения в энергетике.

Во вторник, 14 февраля, Кабмин должен рассмотреть это решение.

Премьер-министр Владимир Гройсман предупредил, что блокирование грозит энергетическим коллапсом нескольким регионам Украины, зависимым от поставок угля из этого региона, и предупредил инициаторов об уголовной ответственности.

В то же время среди политиков и общественных деятелей немало тех, кто считает блокаду оправданной и даже запоздалой, утверждая, что она должна была быть введена еще в 2014 году, после так называемых референдумов самопровозглашенных "республик".

100 активистов и 28 тысяч вагонов

Сейчас железнодорожные пути блокируют не более 100 активистов, преимущественно бывшие бойцы батальонов "Донбасс", "Айдар", "Правого сектора".

Один из координаторов акции, депутат парламента из фракции "Самопомощь" Семен Семенченко в комментарии ВВС Украина утверждает, что желающих приобщиться - две тысячи человек, которые будут прибывать на Донбасс по ротации. Это волонтеры и бывшие участники АТО.

По словам депутата, в ближайшее время активисты намерены заблокировать еще два последних железнодорожных направления - на Мариуполь Донецкой области и Счастье-Старобельск Луганской.

Также они установили наблюдательные пункты на еще двух частично разрушенных участках железной дороги - Авдеевка-Покровск и Красногоровка-Курахово.

По подсчетам Семена Семенченко, за 20 дней блокады в целом было заблокировано движение около 28 тыс. вагонов.

Эта цифра может существенно возрасти, если блокада не будет снята, поскольку три дня назад, как утверждают активисты, они заблокировали главную железнодорожную артерию Ясиноватая-Константиновка, по которой двигалось наибольшее число поездов - 40-50 в сутки.

"Торговля на крови"?

"Российскую агрессию я почувствовал на себе, и те осколки, которые есть во мне, не дают забыть все, что там происходит. Как власть может торговать на смертях?" - этот аргумент сторонника блокировкания, павлоградца, участника АТО Евгения Терехова, из тела которого извлекли более 80 осколков после тяжелого ранения под Марьинкой, поддерживают многие.

"Ежедневно линию разграничения пересекает более сотни вагонов с грузом. Ежемесячно автомобильным транспортом на оккупированную территорию Украины перевозится товаров на 80 млн грн. Боевики задолжали украинцам 25 млрд грн за электроэнергию. Украина покупает у оккупантов десятки миллионов тонн угля в то время, как оккупанты продолжают убивать украинских военных и мирных жителей", - написал Терехов на своей странице в Facebook.

"Людям рассказывают сказки, что в Украину завозится только очень нужный для ТЭС и металлургии антрацит, - рассказывает ВВС Украина депутат Семен Семенченко. - Сюда заходит сталь, большое количество кирпича, глины. За неполные три года СБУ выдала более 100 тыс. разрешений на оптовые поставки товаров. Туда и обратно переправляются порох, древесина, цветы, химия, и все, что угодно".

Депутат говорит, что инициаторы блокирования проанализировали поставки товаров и имеют полное представление о том, как происходит торговля с "ДНР-ЛНР".

"Первая группа товаров - то, что мы называем торговлей на крови. Это товары, поставку которых разрешает СБУ, но мы считаем, что это нарушение закона о борьбе с терроризмом. Хотя бы потому, что среди получателей товаров, например, два металлургических комбината, имеющих российских владельцев. Вторая группа - это контрабанда: топливо, оружие, наркотики, которые попадают на украинскую территорию из России через различные дыры на границе, а также в этих вагонах, которые никто не проверяет. Третья группа - контрафакт, то есть товары, производимые на территории так называемых "ДНР-ЛНР" - это алкоголь, сигареты, лекарственные препараты с захваченных оккупантами предприятий", - рассказывает Семен Семенченко.

Служба безопасности Украины неоднократно заявляла, что предприятия на неконтролируемых Киевом территориях зарегистрированы как украинские и платят налоги в государственный бюджет.

Но активисты блокирования убеждают, что они не могут существовать в "ДНР-ЛНР" без платы налога в казну "республик", а следовательно финансируют и боевиков.

"Главное - большинство людей понимает: нельзя экономически усиливать врага, нельзя обманывать, говоря, что "там наши люди", а на самом деле набивать себе карманы на торговле и на разнице в ценах", - отмечает в комментарии ВВС Украина Семен Семенченко.

Пиар и противники

Министерство энергетики и угольной промышленности предполагает, что в случае полного прекращения поставок антрацитового угля с неконтролируемых территорий Донецкой и Луганской областей в объединенной энергосистеме Украины определенное время будут применяться графики отключений потребителей.

14 февраля Кабинет Министров должен рассмотреть проект постановления, предложенный Минэнерго, о введении чрезвычайного положения в энергетической отрасли.

Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик предупредил, что запасов угля антрацитовой группы хватит для работы ТЭС до конца марта.

Правительство поддерживают известные бизнесмены.

"Депутаты, которые сегодня блокируют, хотят получить себе пиар, пиар ценой того, что будут остановлены заводы, (...) начнутся веерные отключения по всей Украине. Более того, они искажают факты, говорят, что борются с тем, что это может финансировать терроризм, не говоря правду украинскому населению, что деньги от реализации продукции предприятий, которые находятся на оккупированной территории и работают в рамках существующих правил, утвержденных тем же Советом национальной безопасности, Кабинетом Министров, эти деньги не поступают на ту территорию. Эти деньги поступают в банковскую систему Украины. И никаких отношений живыми деньгами там не происходит", - заявил Сергей Тарута.

"Отказ от украинского угля с неконтролируемых территорий приведет к необходимости покупать его непосредственно у фактического агрессора, за доллары, по ценам значительно выше внутренних", - говорит еще об одной проблеме эксперт Национального института стратегических исследований Алексей Полтораков.

Эксперт также обращает внимание на время начала блокады торговли с неподконтрольными территориями.

"Почему-то эта акция касается только одной отрасли - угольной, а за скобки выносятся такие товары, как сигареты, конфеты, а может и оружие и наркотики. Они идут по другим каналам - через автодороги, блокпосты, серые зоны. Во-вторых, почему-то акция привязана к отопительному сезону, ведь если блокада будет продолжаться, это может привести к очередному повышению тарифов. В-третьих, напомню, что Украина судится с российским "Газпромом" в Стокгольмском арбитражном суде. Блокада может заставить Украину снова покупать российский газ, а это значительно ослабит ее позиции в Стокгольме", - сказал Алексей Полтораков в комментарии ВВС Украина.

Почему без альтернативы?

В соцсетях многие задают правительству вопрос, почему в течение почти трех лет после начала военных действий на Донбассе оно не позаботилось об альтернативных источниках получения энергоносителей.

"Эти люди за три года не дали ответа на вопрос, что делать в ситуации, когда поставки угля внезапно прекратит страна-агрессор или оккупированные территории. Если ответа нет, то это не энергетический штаб страны, а цирк-шапито", - так резко высказывается Семен Семенченко.

Его коллега по фракции "Самопомощь" в парламенте Лев Подлисецкий замечает, что не может Украина просить у Запада ужесточения санкций против финансистов терроризма и при этом иметь торговые отношения с "ДНР-ЛНР", которых признала террористическими.

"Говорите, не выживем без антрацита с оккупированных территорий ?! ОК, скажите, сколько времени надо, чтобы немедленно заказать доставку из ЮАР и получить антрацит в Украину? Три недели! Вот на эти три недели сделать "окно", но все украинцы будут знать, что еще три недели мы финансируем террористов и оккупантов. Сколько времени, чтобы перевести с антрацита на газовую группу угля?! Шесть месяцев? Теперь надо сказать, что как минимум последние шесть месяцев мы сознательно финансировали террористов и оккупантов", - написал он в Facebook.

Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил в минувшие выходные, что в Украине есть достаточно ресурсов для того, чтобы отказаться от угля антрацитовой группы, который поступает с Донбасса, в случае принятия соответствующего политического решения.

"Если будет принято политическое решение и на уровне государства скажут: блокируем и больше не идет никакой обмен товарами, в Украине достаточно ресурсов для того, чтобы выйти полностью без антрацитовой группы", - заявил он в эфире телеканала "1+1".

В то же время, министр сказал, что в случае отказа придется найти 15 млрд гривен в бюджете для закупки необходимых объемов такого вида угля.

"Рай для махинаций" и гуманитарные последствия

Ответ на эти вопросы, говорят эксперты, лежит не только в экономической, но и моральной плоскости. Торговля с неконтролируемыми территориями, отмечает депутат парламента Мустафа Найем, выгодна многим во власти.

"Хозяйственные и коммерческие отношения на оккупированных территориях - рай для махинаций", - написал депутат в "Новом времени". - Без четкого определения статуса оккупированных территорий и прозрачных экономических отношений война на Донбассе и дальше останется выгодной кормушкой и выгодной проблемой".

Эксперт Национального института стратегических исследований Алексей Полтораков отмечает, что на неконтролируемых территориях Донбасса остались сотни тысяч граждан Украины, которые остаются работниками украинских предприятий и перед которыми Украина имеет социальные обязательства.

"Строительство экономической китайской стены на Донбассе может иметь катастрофические гуманитарные последствия для людей, которые там живут", - отмечает он.

В частности, отмечает Алексей Полтораков, длительное блокирование приведет к закрытию шахт, следствием чего может стать переход шахтеров в ряды боевиков.


Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK