Корреспондент.net: У аппарата
Когда во время первой попытки назначить Юлию Тимошенко премьер-министром депутатам большинства не хватило для этого одного голоса, во всех грехах обвинили электронную систему Рада. А часть народных избранников увидела в этом саботаж со стороны аппарата Верховной Рады (ВР) и его руководителя Валентина Зайчука.
Эти обвинения были не первыми, звучавшими в прошлом году в адрес этой структуры. Сквозь сито аппаратчиков проходят законопроекты на этапе их подготовки Президенту на подпись. Депутаты открыто обвиняли чиновников в подделке документов: они принимают один текст — в Секретариат главы государства поступает подправленный вариант. А о деталях расходования средств аппаратом – в 2007 году он распоряжался более чем 100 млн грн. – не знают даже сами депутаты.
Аппарат Верховной Рады – теплое место, на котором обычные чиновники распоряжаются огромными государственными финансами и получают льготы, предназначенные народным депутатам.
На крючке у крючкотворцев
В конце прошлого года парламентарии приняли закон О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по вопросам закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Этот документ регулирует рынок госзакупок, на котором действует ряд организаций, зарабатывающих на посредничестве. После появления документа на сайте Президента активисты организации Молодь – надія України сравнили его с текстом, принятым депутатами. Они нашли 90 отличий, из них десятка два оказались изменениями, за которые парламент не голосовал.
"В данном случае правки были приняты в пользу общественной организации Тендерная палата Украины", - говорит Вадим Гладчук, лидер организации Молодь – надія України. Эти изменения, по его мнению, превратили Палату из общественной организации в административный распорядительный орган.
Нормы, вписанные в документ, позволят консалтинговым агентствам в сфере госзакупок получать многомиллионные доходы. В результате принятия этого закона Украина, по мнению Гладчука, будет терять около 6 млрд грн. в год.
Бывает, документы просто пропадают в дебрях коридоров ВР. "Когда я пытался провести закон о Нацбанке с целью подчинить банк государству, это кому-то не понравилось, - рассказывает Василий Волга, депутат Верховной Рады пятого созыва. - Мне [бывший первый вице-премьер Николай] Азаров сказал: не надейтесь, что кто-то позволит поставить ваш документ на голосование. Так и случилось: я полтора года пытался донести текст до зала. Безуспешно – у аппарата находилась сотня причин его неготовности".
Волга считает, что внешне хаотичный бюрократический механизм подчинен одному центру. Чтобы наверняка продавить законопроект, нужно обращаться за помощью к спикеру. Технической же стороной дела руководит глава аппарата ВР Зайчук, который не сделает ничего, о чем бы не знал спикер.
До нынешнего назначения он возглавлял Академию наук Украины, потом работал министром образования. Зайчука считали человеком экс-президента Леонида Кучмы, который одобрил его назначение в аппарат ВР в 2002 году. В своем кресле главный аппаратчик пережил спикеров Владимира Литвина и Александра Мороза.
Теплое место
Аппарат ВР славен не только своим крючкотворством. Там есть даже комиссия по делам бывших партизан. "Ее создал в 50-х годах бывший командир партизан Сидор Ковпак, в то время председатель Верховного Совета УССР", - вспоминает Борис Беспалый, депутат ВР пятого созыва. Комиссия существует и сегодня, люди идут туда за льготами.
Льготная жизнь – это вообще одна из особенностей аппарата Верховной Рады. Тамошние чиновники бесплатно обслуживаются в двух парламентских поликлиниках в Киеве, на улице Верхняя, 5. Они могут отдохнуть в любом из четырех санаториев на Южном берегу Крыма, заплатив 50% стоимости путевки. К их услугам ведомственные медпункты, кассы, парикмахерская. Рядовые сотрудники могут пообедать в самом центре столицы – в столовых на улице Садовая, 3, и Садовая, 3А, всего за 12-15 грн.
Одна из самых лакомых льгот, которые перепадают с барского депутатского плеча работникам аппарата ВР – возможность получить жилье в так называемых депутатских домах. В советское время его давали даже дворникам и уборщицам аппарата, проработавшим пять лет. Сейчас получить квартиру, не будучи чьим-то родственником или ребенком старого товарища, фактически невозможно. Стоять в очереди на получение заветных квадратных метров в столице мелким клеркам приходится годами, их более удачливым товарищам со связями – по нескольку лет. По словам депутата от БЮТ Сергея Саса, сегодня в очереди на квартиру стоит около тысячи нынешних чиновников аппарата и бывших сотрудников, ушедших на пенсию. Виды на жилье у них оптимистичные – от пяти и более лет. Но ожидание того стоит – квартиры новоселам дают бесплатно.
К примеру, дармовые квадратные метры в пресловутом депутатском доме на Срибнокильской, 24, поражают воображение. Цена таких квартир на вторичном рынке может начинаться от $ 150 тыс. Побывав в одной из них под видом покупателя, Корреспонденту удалось выяснить: большинство аппаратчиков уже продали свои просторные апартаменты в этом добротном кирпичном доме. Вырученных денег, по словам хозяина квартиры, хватает не только на покупку нового жилья, но и на хорошее авто.
Неудивительно, что в такое теплое место попасть на работу сложно. Людей "с улицы" принимают лишь на рядовые должности либо в обслугу. На позиции с перспективой берут преимущественно родственников, кумовьев, детей старых друзей либо по рекомендации.
Секретные финансы
Аппарат ВР делится на две части. Первая занимается сопровождением законодательной деятельности депутатов. Вторая – Управление делами (УД) — ведает материально-техническим обеспечением. Эта структура ворочает огромными бюджетными средствами. В бюджете 2007 года на содержание парламента было выделено 719 млн грн. Из них на организационное, информационное и материально-техническое обеспечение – 104,3 млн грн., которыми и распоряжалось УД.
У управления есть и другие материальные резервы: киевские отели Киев и Национальный, своя автобаза, издательство и телевидение. А еще санатории на Черном и Азовском морях: Ореанда, Дюльбер, Морской прибой, Таврийские зори. И государственный стройкомбинат.
До последнего времени распоряжался этим глава УД и первый замруководителя аппарата ВР Дмитрий Рудковский, который уволился с должности в конце января. Это депутат ВР четвертого созыва, член фракции Соцпартии. С 1992-го по 2002 год он служил начальником Главного управления капитального строительства и расквартировывания войск Минобороны (МО). Затем Рудковского назначили первым замом министра обороны – руководителем аппарата МО. Он был уволен оттуда, но, как и спикер Александр Мороз, будучи социалистом, нашел пристанище в УД. Карьере Рудковского не помешало то, что в 2006 году тогдашний министр обороны Анатолий Гриценко публично обвинил его в махинациях с землями Минобороны.
Большая часть подразделений управления, как и само УД, имеют право на коммерческую деятельность. Стройкомбинат, к примеру, фактически финансируется из бюджета, так как его услуги вместо парламентариев оплачивает государство. "Комбинат – самостоятельный субъект, - говорит Вячеслав Коваль, руководитель аппарата с начала 2000-го по май 2002 года. - Он живет не только за счет строительства жилья депутатам, но и ведет коммерческое строительство". У этой структуры есть завод строительных конструкций, мощности по обработке древесины и металлоизделий, база.
"Успешная деятельность комбината не в последнюю очередь строится на зависимости киевского мэра от парламента, который может устроить ему досрочные выборы", - говорит Виталий Черняховский, координатор общественной организации Форум спасения Киева. По его словам, Киевсовет легко выделял землю комбинату. Как, например, в 2002 году произошло с участками по адресам Панаса Мирного, 28А, жилищный комплекс по улице Волынская, 10, и других.
Эта небольшая компания в лучшие годы имела, по ее собственным данным, месячный оборот в 10 млн грн. С приходом в 2006 году в столичную мэрию команды Леонида Черновецкого комбинат свое присутствие на строительном рынке несколько сократил.
Аппарат ВР славен и тем, что его бухгалтерия – тайна за семью печатями. Даже сами парламентарии не в состоянии точно рассказать куда и на что идут деньги, которыми распоряжается аппарат. А ведь были прецеденты, когда часть этих печатей удавалось снять, и открывалась удивительная картина. Как это случилось в 2000-м, когда в парламенте работала депутатская следственная комиссия, расследовавшая нарушения со стороны тогдашнего спикера Александра Ткаченко и руководства аппарата ВР. По словам главы комиссии Ярослава Кендзера, парламентские следователи выявили злоупотреблений и откровенных краж в 1999 году на сумму около 50 млн грн. – более трети от всех затрат госбюджета на Верховную Раду.
Отвечать за порядок в аппарате должно его руководство – в первую очередь Зайчук, а также спикер и первый вице-спикер парламента. Корреспондент попытался понять, что происходит с финансами в Управделами Верховной Рады, но руководство этой структуры не нашло времени для ответа.
Общую смету расходов на ВР утверждает парламент. В ней предусмотрены десять программ, деньги на которые распределяются произвольно. Делают это с ведома регламентного комитета Верховной Рады. Но и там Корреспонденту не смогли предоставить информацию об обороте денег внутри управления? парламента аппарата ВР?.
"К обязанностям регламентного комитета относятся контроль за организацией его работы, смета парламента", - говорит Сас, член комитета. По его словам, если бы в комитет поступили факты о нарушениях, их рассмотрели бы на заседаниях комитета и решили, выносить ли вопрос в зал. Комитет может обратиться даже в Генпрокуратуру о нарушении уголовного дела. "Но пока таких случаев не было", - констатирует бютовец.
Депутаты попросту не горят желанием узнать всю правду об аппарате. Ведь, по словам Беспалого, они не хотят конфликтовать с руководством парламента, которое связано с аппаратом меркантильными интересами. Кроме того, именно аппарат и профильный комитет ВР распределяют для народных избранников квартиры и иные льготы. Тот же Сас признается, что ждал свою квартиру 2,5 года.
Надежд на то, что аппарат ВР внезапно станет прозрачным и менее прожорливым, нет. По Конституции его главу назначает парламент, но предлагает спикер. На вопрос Корреспондента о судьбе руководства аппарата председатель парламента Арсений Яценюк ответил, что "чистить" его не будет. В регламентном комитете тоже утверждают, что не слышали о подобных кадровых перестановках.
Валентин Зайчук же лишь укрепляет свое положение. Совсем недавно его брат-близнец Борис получил повышение: из кресла главы Пенсионного фонда он, с подачи Президента, пересел в кресло заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны.
Это расследование было опубликовано в № 5 журнала Корреспондент от 9 февраля 2008 года