НГ: Кучма снова пойдет по судам
Именно он в марте прошлого года сообщил сенсационную новость о расследовании, связанном с превышением Кучмой на посту президента служебных полномочий. Сейчас возбуждение первого уголовного дела признано незаконным в судебном порядке. Но Кузьмин утверждает, что есть основания для нового, более серьезного расследования.
Напомним, возбужденное почти год тому назад уголовное дело было связано с убийством в 2001 году журналиста Георгия Гонгадзе. Отталкиваясь от содержания записей, тайно проводившихся в тот период в кабинете главы государства офицером Николаем Мельниченко, следствие склонялось к выводу о причастности Кучмы к преступлению.
Подозреваемый категорически это отрицал, настаивая на том, что не был ни знаком с Гонгадзе, ни заинтересован в его смерти.
Все украинские эксперты весной прошлого года отмечали важную особенность дела против Кучмы: признав так называемые пленки Мельниченко уликой, Генпрокуратура открыла ящик Пандоры. Ведь в записях, проводившихся длительное время, зафиксированы голоса очень многих людей, которые и сейчас остаются в системе украинской политической элиты. Легализация этих записей открыла бы путь к десяткам уголовных дел, к разоблачениям и потрясениям, способным не только разрушить систему власти, но поставить под вопрос существование государства Украина, отмечали политологи.
К концу прошлого года ситуация изменилась. В ноябре Служба безопасности Украины возобновила проводившееся в начале 2000-х расследование против Мельниченко – по фактам нарушения присяги, превышения служебных полномочий, разглашения государственной тайны. А в декабре Конституционный суд Украины постановил, что улики, добытые незаконным путем, не могут быть основанием для возбуждения уголовного дела. 14 декабря Печерский районный суд Киева отменил постановление Генпрокуратуры о возбуждении дела против Кучмы, а 20 января Апелляционный суд подтвердил решение Печерского суда. Таким образом, громко начатое дело Кучмы не дошло до рассмотрения в суде по сути обвинений.
Один из украинских юристов, попросивший не называть его имени в газете, уверен, что политическими, а не юридическими были и основания для начала преследования Кучмы, и доводы относительно закрытия уголовного дела. "Конечно, все решалось наверху, в политических кабинетах. Вот факт: постановление о возбуждении уголовного дела, согласно законодательству, может быть обжаловано только на стадии следствия. В деле Кучмы, как мы знаем из сообщений пресс-служб, следствие уже было завершено. Обвиняемый знакомился с материалами, дальше – только суд. И следователям пришлось объявлять о дорасследовании, чтобы только создать основания для закрытия этого дела без суда. Кто-то же дал команду все это провернуть?" Примечательно, что несколько юридических компаний вообще отказались от комментариев.
Николай Мельниченко, формально объявленный в международный розыск, но регулярно общающийся с украинскими журналистами в разных странах мира, убежден, что указание закрыть дело против Кучмы дал лично генпрокурор Виктор Пшонка. Но в таком случае весьма странно выглядит опубликованное на днях "Независимым бюро новостей" интервью первого замгенпрокурора Рената Кузьмина, который заявил: "Если суд принял решение в пользу Кучмы и посчитал, что дело мной было возбуждено незаконно, то это вовсе не означает, что завтра в отношении Кучмы не может быть возбуждено уголовное дело уже законно. Например, не за превышение власти, а по другой, более весомой статье". Кузьмин добавил: "Уж чью-чью жизнь, а жизнь Кучмы и украинской элиты в ходе расследования этого уголовного дела я изучил хорошо. Он считает, что не причастен к убийству? А я считаю, что у следствия достаточно оснований утверждать, что причастен".
Юрист предположил, что у следствия могли появиться новые улики, которые в отличие от пленок Мельниченко не дестабилизируют ситуацию в стране, а позволяют нанести точечные удары по отдельным политикам: "Определенно можно сказать только одно: отмена решения о возбуждении первого уголовного дела не наделяет Кучму статусом неприкасаемого".
Ранее руководитель социологической службы Украинский барометр Виктор Небоженко спрогнозировал, что в этом году уголовные дела могут быть открыты не только против Кучмы, но и против третьего президента Виктора Ющенко. Директор Института публичной политики Виктор Чумак считает, что власть заинтересована, во-первых, в том, чтобы накануне парламентских выборов отвлечь внимание общества от насущных экономических проблем; во-вторых, в том, чтобы продемонстрировать свою справедливость. "Понятно, что у людей вызывает раздражение завершение дела Кучмы – тихонечко закрыли. Это воспринималось бы по-другому, если бы состоялся суд, было разбирательство. Но теперь власти требуется доказать, что в Украине нет избирательного правосудия, что перед законом все равны. Поэтому не исключаю как нового расследования в отношении Кучмы, так и других уголовных дел – против людей, формально лояльных к действующей команде власти", – сказал он. Вместе с тем Чумак отметил, что Ренат Кузьмин может вести самостоятельную игру, независимую даже от той группы влияния в окружении президента Януковича, представителем которой его именуют в СМИ. "В замкнутой системе, состоящей из разных групп влияния и олигархических вертикалей, скрытые внутренние противоречия неизбежны. Иногда что-то прорывается наружу. Но я не думаю, что люди, именующие себя членами властной команды, заинтересованы в громких скандалах", – отметил политолог.
Эксперты в Киеве все чаще вспоминают о внешних силах, которые могли бы быть заинтересованы в ослаблении позиций украинской власти. Как и в 2001 году, когда был убит Гонгадзе, сейчас снова говорят о спецоперациях иностранных служб. Депутат от правящей Партии регионов, ранее возглавлявший Минюст, а до того выступавший адвокатом потерпевших в деле Гонгадзе, Сергей Головатый недавно заявил, что пришел к выводу: "Изначально это (убийство журналиста и громкий скандал, дискредитирующий власть. – НГ) был спецпроект против государства Украины – независимо от того, кто являлся президентом. В то время им был Леонид Кучма". Он отметил, что в реализации операции были задействованы как иностранцы, так и граждане Украины. Все это в итоге привело к "операционной чехарде", которая нанесла существенный урон имиджу государства, считает Головатый.
***