НГ: Шпионские войны Киева и Москвы
В Ленинском районном суде Севастополя начался суд над гражданином РФ Артуром Степанянцем, которого Служба безопасности Украины (СБУ) задержала в начале 2010 года, обвинив в шпионаже. В тот момент представители окружения Виктора Януковича, пребывавшие в стане оппозиции, резко критиковали власть за недружественные по отношению к России действия. Став властью, сине-голубая команда пошла по стопам оранжевой.
Примечательно, что два года назад российская сторона уходила от комментариев относительно дела Степанянца. Сейчас МИД РФ выступил с официальным заявлением по этому поводу: "В МИД России с глубокой озабоченностью продолжают следить за развитием ситуации вокруг заместителя директора филиала российского ФГУП Завод "Электроприбор, осуществляющего ремонт кораблей и других судов в Севастополе, гражданина РФ Степанянца, с января 2010 года содержащегося под стражей, которому власти Украины безосновательно пытаются инкриминировать деяния, трактуемые как якобы "шпионаж в пользу России". Москва выразила надежду, что суд в Севастополе будет объективным, справедливым и политически не ангажированным.
Москва выразила надежду, что суд в Севастополе будет объективным, справедливым и политически не ангажированным.
Что происходит за дверью зала суда – неизвестно, поскольку все обстоятельства дела помечены грифом "секретно", заседания проводятся в закрытом режиме, а попытка обнародовать информацию в таких условиях может обернуться новым делом о шпионаже и разглашении государственных тайн.
При этом в российскую прессу ранее попали некоторые подробности дела Степанянца, о которых рассказала его жена Нелли.
С ее слов, в январе 2010 года Артур Степанянц в рамках служебных обязанностей должен был организовать ремонт станции генерирования помех на одном из кораблей Черноморского флота. Для этого потребовались детали, которые производились предприятиями СССР. Степанянц по электронной почте договорился купить списанные и направленные на утилизацию блоки. Поставку их организовал житель Севастополя Валерий Тарануха, с которым Степанянц в свое время учился в Ленинградском морском училище. В момент покупки блоков украинские спецслужбы и задержали участников сделки, предъявив Степанянцу обвинение в шпионаже, а Таранухе – в госизмене.
Как выяснилось, военнослужащий украинского флота, согласившийся помочь двум товарищам, был подставным лицом. Что породило в России подозрения в том, что вся игра в шпионов была от начала до конца разработана в СБУ (сегодня ее возглавляет Игорь Калинин) в качестве спецоперации, способной задать новый тон стартовавшей тогда украинской президентской предвыборной кампании. Нелли Степанянц, два года писавшая обращения к представителям российской власти, делала акцент на том, что оборудование, которое пытался купить ее муж, не является секретным ни для Украины, ни для России.
Как выяснилось, военнослужащий украинского флота, согласившийся помочь двум товарищам, был подставным лицом. Что породило в России подозрения в том, что вся игра в шпионов была от начала до конца разработана в СБУ
Экс-глава СБУ Валентин Наливайченко, который два года назад курировал антишпионскую операцию в Севастополе, сейчас согласился дать эксклюзивный комментарий НГ: "СБУ в январе 2010 года сразу же проинформировала российскую сторону – и спецслужбы, и Минобороны РФ – об этом инциденте, попытке кражи блоков корабельных радиолокационных станций, осуществляющих наблюдение за крылатыми ракетами. В то время мы добились выведения ФСБ с территории Украины, и именно украинская контрразведка контролировала всю ситуацию в сфере безопасности. Мы вынуждены были действовать активно, быстро и открыто, чтобы не допустить кражи оборудования и вооружений не только с украинских, но и с временно расположенных на территории Украины российских военных объектов".
Наливайченко пояснил, что смысл обращения СБУ к ФСБ и Минобороны РФ сводился отнюдь не к попытке раздуть шпионский скандал: "Именно российская сторона должна была выяснить, кому и с какой целью их гражданин собирался дальше передавать это оборудование. Понятно, что это была серьезная незаконная сделка, но кто являлся конечным получателем секретных блоков? Кто и с какой целью втянул граждан Украины и РФ в это преступление? На территории Украины осуществлялась только часть преступной сделки: незаконное завладение оборудованием военного предназначения, что подпадает под статью Уголовно-процессуального кодекса Украины. Мы, со своей стороны, это преступление смогли пресечь, соучастников задержали, вывоза блоков не допустили. Но для выявления заказчиков и выяснения их планов должна была подключиться российская сторона".
Экс-глава СБУ отмечает, что в случае, если заказчики были выявлены или, напротив, если в России доказали, что оборудование не было секретным, а сделка, тайно проводившаяся в частном гараже, была законной, то заинтересованные стороны могут обратиться в суд: "Двух лет должно было хватить для проведения всех оперативных мер. Вперед – в украинский суд с соответствующими доказательствами и документами".
Именно российская сторона должна была выяснить, кому и с какой целью их гражданин собирался дальше передавать это оборудование.
В 2010 году российские дипломаты попытались вести с Украиной переговоры об экстрадиции сотрудника ФСБ, задержанного за шпионаж. Однако источники в Киеве утверждают, что речь шла не о Степанянце. СБУ в тот момент провела несколько антишпионских операций. "ФСБ тогда признала провал одной из них: подполковника ФСБ, чье имя так и не было публично названо, задержали и в тот момент отказались выдавать России, а прикрывавших его деятельность троих сотрудников ФСБ отправили на родину с запретом на въезд на территорию Украины в течение пяти лет. Там было обвинение в вербовке украинских граждан, допущенных к гостайне, в той истории были и шантаж, и похищение людей, много чего… Но Степанянц проходит совсем по другому делу", – сказал НГ один из информированных источников.
Экс-глава СБУ вчера не стал уточнять подробности, однако подчеркнул: "В 2010 году украинская контрразведка показала, что способна обеспечить безопасность на всей территории Украины. И сейчас, я убежден, иностранные спецслужбы нам не нужны. Выведение подразделений ФСБ с нашей территории было абсолютно правильным решением. И нынешняя ситуация – еще одно тому подтверждение. Противодействие шпионажу на флоте и антитеррористическую деятельность на суверенной украинской территории должна выполнять украинская спецслужба. Тем более с учетом того, что российская контрразведка на нашей территории неоднократно осуществляла недружественные акты, в том числе вербовочные подходы и подходы к секретоносителям, нарушая тем самым Уголовный кодекс Украины".
Дело о шпионаже – это всегда очень сложная и запутанная тема. МИД РФ озвучил заявление в духе холодной войны, во времена которой дипломаты пытались спасти провалившегося шпиона, обвиняя противника в провокации
На старте президентской предвыборной кампании пребывавшая тогда в оппозиции Партия регионов обвинила оранжевые силы в шпиономании. Нынешний премьер-министр Украины Николай Азаров, бывший тогда депутатом Верховной Рады, сказал украинским СМИ: "Мы решительно осуждаем вот такое безосновательное обвинение, направленное на сознательное ухудшение наших взаимоотношений с Россией". Но, получив власть, соратники Януковича изменили тон. Один из спикеров Партии регионов, депутат Михаил Чечетов, комментируя НГ заявление МИД РФ относительно дела Степанянца, сказал: "Мы не должны рассматривать ситуацию сквозь политическую призму. Нарушил или не нарушил закон – суд решит. И не имеет значения, кто ты, какие звания и заслуги имеешь, гражданином какой страны являешься: действовал в Украине – отвечай здесь. И чем меньше будет попыток политического давления на суд, политизации самого процесса, тем объективнее и справедливее будет результат. Здесь, как и в деле Тимошенко, вокруг которого на Западе поднялась шумиха, нужно действовать цивилизованно, в рамках закона. А закон прямо запрещает представителям власти вмешиваться в деятельность судебной системы – будь то дело Тимошенко, Степанянца или любого рядового гражданина".
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран уверен, что нынешнее рассмотрение в суде дела Степанянца не имеет никакого отношения к украинско-российским межгосударственным отношениям и не связано с проблемами вроде переговоров о цене на газ. Он сказал НГ: "Дело о шпионаже – это всегда очень сложная и запутанная тема. МИД РФ озвучил заявление в духе холодной войны, во времена которой дипломаты пытались спасти провалившегося шпиона, обвиняя противника в провокации. Это попытка перевести тему с юридического уровня на политический. Чем может ответить украинская сторона? Только действительно справедливым судебным вердиктом". Политологи допускают, что политическое вмешательство Москвы может повлиять на решение севастопольских судей.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.