НГ: Янукович отрезает себе пути к отступлению
В ночь на среду в Киеве состоялась третья попытка силового разгона евромайдана. В отличие от событий 30 ноября и 1 декабря спецвойска не избивали участников акции, а попытались их оттеснить стеной тысяч щитов. Но на сей раз штурм проходил на глазах у находящихся в Киеве главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и замгоссекретаря США Виктории Нуланд. Еще во вторник вечером высокие гости проводили с Виктором Януковичем многочасовые беседы о необходимости поиска компромисса и мирного разрешения кризисной ситуации. А на рассвете в среду Нуланд видели на майдане Независимости, раздававшей пирожки и печенье, - пишет Татьяна Ивженко в российской
Вчера в Киеве должен был состояться круглый стол с участием власти, оппозиции, общественных активистов и, возможно, зарубежных посредников, в ходе которого планировалось договориться о выходе из кризиса. Накануне Виктор Янукович встретился с тремя президентами Украины – Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко. Большую часть беседы показали все украинские телеканалы: Янукович выглядел уверенным в своей правоте и в своих силах, а гости казались расстроенными. Попытки трех предшественников убедить нынешнего главу государства в неприемлемости силового варианта, видимо, не увенчались успехом. Янукович услышал рекомендацию освободить арестованных участников акций, которых полторы недели тому назад избил и захватил в свои машины спецотряд «Беркут». Президент пообещал похлопотать, но стоял на своем: силовиков спровоцировали и получили по заслугам.
Еще более категорично он отнесся к предложению отправить в отставку правительство Николая Азарова, которое заварило кашу, остановив подготовку к подписанию соглашения с ЕС.
После полуночи был дан приказ оттеснить митингующих с майдана. Среди тех, кто руководил силовиками, журналисты заметили начальника киевского «Беркута» Сергея Кусюка, которого власть обещала отстранить от должности после прошлых кровавых побоищ в центре Киева. Люди стали стеной и до последнего защищали майдан. В три часа ночи зазвонили церковные звоны: город, как в Средневековье, оповещали тревожным набатом об опасности.
«Силовики наступали с разных направлений. Меня поразила не просто сплоченность, но организованность людей на майдане: каждый знал, куда идти, что делать. И не переходили грань, не применяли силу. Я заметил, как один из беркутовцев вдруг, попав в людской водоворот, оказался среди участников акции. Его не били, не тащили, а просто вытолкнули аккуратно обратно», – рассказал украинскому телевидению замдиректора Центра Разумкова Валерий Чалый.
Участники акций стали скандировать, обращаясь к силовикам: «Не выполняйте преступный приказ!» Но те не отступили, в некоторых местах Беркут применил дубинки и слезоточивый газ. Раненых выносили представители Красного Креста и добровольцы.
Эксперты отмечают, что среди участников протестного движения оказались представители дипмиссий иностранных государств. Дипломаты общаются с людьми на улице, чтобы понять, что происходит. При этом посольства уже неделю не получают никакой официальной информации от украинской власти, отметил Чалый. По его словам, Эштон и Нуланд попытались узнать новости и планы в беседе с Януковичем, но спустя несколько часов увидели другую реальность. «К ЕС и США наконец пришло понимание: бессмысленно призывать лидеров оппозиции к диалогу с властью, они не руководят и не управляют протестным движением», – отметил эксперт.
Как невозможно доверять словам украинского лидера: первая жестокая расправа «Беркута» состоялась спустя несколько часов после того, как Янукович перед телекамерами выразил восторг по поводу активности студентов и похлопал участникам мирных акций. Штурму в ночь на 11 декабря предшествовало признание Януковича в беседе с Кравчуком, Кучмой и Ющенко: «Я считаю, что это мои единомышленники (стоят на майдане. – «НГ»), большинство из которых пришли на мирные акции. И имели полное право выйти, высказать свою точку зрения».
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что ко вторнику оппозиция уже смягчила ситуацию и понизила планку требований к власти, – со сцены перестали звучать призывы провести досрочные президентские выборы. Это давало Виктору Януковичу возможность для маневра, но он ею не воспользовался. «Происходит делигитимизация власти в глазах не только граждан, но и Запада», – считает он.
В момент очередной атаки на майдан в США был вечер. Госсекретарь Джон Керри незамедлительно отреагировал на новости из Киева, назвав омерзительным решение украинской власти применить силу вместо уважения демократических прав и человеческого достоинства. Линас Линкявичус, глава МИД Литвы, председательствующей в ЕС, выступил с заявлением, в котором признал, что официальный Киев теряет доверие Запада, и призвал украинскую власть немедленно остановить силовой сценарий.
Тем не менее атаки на майдан продолжались всю ночь. Поскольку раньше «Беркут» бил беззащитных людей дубинками по головам, на сей раз строительные организации привезли участникам акции защитные каски. Но силовики действовали иначе. Они теснили участников акции к центру площади. За ними на освобожденные территории заходили мародеры – тренированные парни в спортивной одежде, которые обычно под видом рядовых граждан устраивают провокации, давая милиции возможность применить силу, на сей раз пытались утащить палатки, вещи, электрогенераторы. Затем площадь подчищали коммунальщики.
К утру ситуация изменилась: майдан отстоял границы. И отбил атаку силовиков на здание городской госадминистрации, где теперь находится штаб протестного движения. Бойцы ретировались, а руководители украинских правоохранительных структур вышли к прессе, чтобы пояснить, что штурма не было и не будет. А ночные события – это «мероприятия по благоустройству территории», проводимые в интересах киевлян, которые якобы жалуются на неудобства и на неготовность города к празднованию Нового года.
Эта же причина была озвучена после первого штурма евромайдана Беркутом, когда в ночь на 30 ноября было решено срочно установить главную елку и залить каток. Цинизм власти в тот момент многократно увеличил силу протеста. «Власть не понимает: то, что происходит, – это не митинг, не акция. Это настоящее народное протестное движение. Его нельзя оттеснить, запугать, можно только уничтожить неимоверными усилиями. Иначе оно победит рано или поздно», – сказал Виталий Бала. Вчера днем в центре снова стал собираться многолюдный митинг, участники которого решили больше не расходиться.
В Киеве отмечают, что команда Януковича своими действиями подогревает и усиливает протестное движение. Никто из экспертов не может объяснить, почему это происходит. Валерий Чалый отметил: «На майдане мне довелось слышать мнение людей, которые считают, что президент Украины не руководит, что ситуацией управляют извне». Во вторник информированные источники, близкие к власти, убеждали, что Вашингтон и Москва уже договорились: якобы ценой очередного потепления украинско-американских отношений должен был стать украинский компромисс. По словам источников, предполагалось, что Виктор Янукович останется президентом, хотя должен будет сменить команду правительства и руководство силовых структур. При этом Киев отложит интеграцию с ЕС, но и не будет вступать в евразийские структуры.
Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко скептически отнесся к подобным конспирологическим версиям. Он сказал «НГ»: «Слухи о каких-то сделках за спиной – это игры в геополитику, а реальная ситуация намного сложнее и противоречивей». Эксперт отметил, что после очередной демонстрации властью силы разговоры о возможности подписания командой Януковича соглашения об ассоциации с ЕС потеряли смысл. По мнению Фесенко, ночные события могут иметь две причины: «Отчасти это, возможно, головокружение силовиков и Януковича от первого успеха: в понедельник быстро, без шума и пыли зачистили палаточный лагерь в правительственном квартале – и решили двигаться дальше, на майдан. С другой стороны, ночная атака началась фактически на глазах у Эштон и Нуланд. И это позволяет допустить, что в окружении Януковича есть люди, которые привязывают его к Москве, привязывают, что называется, кровью. Ему обрубают все пути назад. Янукович, возможно, сам до конца не понимает, что, толкая на такие действия, его превращают во второго Лукашенко, как он и раньше не понимал, что нельзя за неделю до саммита в Вильнюсе срывать подписание соглашения с ЕС, в дипломатии и международной политике нет понятия «кинуть лохов».
Эксперт допустил, что президент Украины получает неполную информацию, а поэтому неправильно оценивает ситуацию: «Нарушен баланс сил. Допускаю, что Янукович стал политическим и информационным заложником. Ему говорят, что несложно, проявив твердость, вернуть контроль над ситуацией. И он не учитывает, что силовой сценарий запустит цепную реакцию, которая окончательно делигитимизирует украинскую власть и создаст угрозу раскола страны».
Вчера в центр Киева организованно привозили силовиков из разных регионов страны. Их перемещали даже в школьных автобусах. Людей на майдане становилось все больше, они укрепляли баррикады. Лидеры оппозиции заявили, что не станут участвовать в круглом столе с властью. Виталий Кличко сказал: «Компромиссов с головорезами и диктаторами быть не может. От них нужно избавляться. Сегодня вопрос номер один – отставка Януковича». Арсений Яценюк заявил, что ночными событиями президент Украины «плюнул в лицо Америке, странам ЕС и 46 миллионам украинцев. Мы этого не простим, просто так это с рук не сойдет».
Эксперты считают, что после 11 декабря от Виктора Януковича побегут представители окружения, которые не хотят делить с ним ответственность. Вчера появилась информация о том, что отдельные региональные подразделения Беркута отказались ехать в Киев разгонять демонстрации. Политолог Алексей Гарань написал в блоге: «Янукович делает безумные вещи. Он топит себя. Кто хочет утопить вместе с ним себя, свои семьи, виллы-заводы-пароходы?»
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.