The New Times: АО Украина и ее новый акционер
О чем договорились
На прошлой неделе Россия и Украина подписали почти два десятка соглашений. Россия снизит на треть (с $410 до $268,5 за тысячу кубометров) цену газа, что даст Украине порядка $4–5 млрд в год. Снижать цену газа было нужно независимо от симпатий Путина к Владимиру Януковичу или стремления Украины к партнерству с Евросоюзом. Газовое соглашение, заключенное Путиным с Юлией Тимошенко, было крайне невыгодным для Украины. Дешевле оказалось поставлять топливо на Украину реверсом из Европы. Настаивая на выполнении договора, за подписание которого Тимошенко сидит в тюрьме, «Газпром» рано или поздно потерял бы украинский рынок , - пишет Грозовский Борис в российской газете The New Times.
Снижение цены газа для Украины не будет долгосрочным. Договор не меняется, поправки к нему снижают цену лишь на один квартал. Такие соглашения Украине придется подписывать раз в три месяца. Путин сможет манипулировать ценой газа в зависимости от поведения Януковича.
Второе соглашение отменяет украинский дефолт: из Фонда национального благосостояния Россия потратит $15 млрд на покупку украинских еврооблигаций. Первый транш, $3 млрд, будет вложен в двухлетние украинские бонды с доходностью 5% годовых уже в декабре. Часть этих денег вернется в Россию в качестве оплаты газа, отмечает управляющий партнер Capital Times Эрик Найман. По сути, Кремль кредитует Украину ее же деньгами, продолжает он: четыре года Россия получала ежегодно порядка $5 млрд за счет завышенных цен на газ.
Договор не меняется, поправки к нему снижают цену лишь на один квартал. Такие соглашения Украине придется подписывать раз в три месяца. Путин сможет манипулировать ценой газа в зависимости от поведения Януковича.
Активизируется сотрудничество в области судостроения: на рост заказов на строительство траулеров, газовозов и других типов судов рассчитывают украинский «Смарт-холдинг», Черноморский судостроительный завод и др. Украина откажется от спецпошлин в отношении импорта легковых автомобилей. На украинский рынок вернутся модели российских автозаводов. Заодно Украине, видимо, придется снять пошлины и против легковых авто из ЕС. Возобновляется сотрудничество в области авиастроения: Украина и Россия рассчитывают вместе построить 80 самолетов Ан-124 на сумму $12,9 млрд. Россия допустит на рынок и украинских производителей труб. Взамен Украина не будет препятствовать поставкам российского угля.
Вопрос о вхождении Украины в Таможенный союз формально не обсуждался.
Причины сделки
Украинская экономика находится в жестокой рецессии. В первом полугодии спад ВВП составил 1,3%. По итогам года экономика потеряет не меньше 1%. Промышленность падает темпом выше 5%, сильнее всего - металлургия и автомобилестроение. Экспорт снизился на 6,5%, в основном из-за падения цен (примерно на 30%) и спроса на металлы. Большой вклад в торговый дефицит Украины вносит сверхвысокая цена на российский газ. В этом квартале тысяча кубометров стоила на Украине $410 - дороже, чем в восточноевропейских странах. Белоруссия получает российский газ за $163.
За последние три года международные резервы Нацбанка Украины упали почти вдвое, с $34,6 до $18,7 млрд. Это почти не оставляет Нацбанку возможности поддерживать стабильный курс гривны. Девальвация пошла бы экономике на пользу: увеличатся прибыли экспортеров, повысится конкурентоспособность промышленности, оживет туризм.
Кредитная линия как минимум на $10 млрд была нужна Украине как воздух - иначе пришлось бы резко сокращать бюджетный дефицит. За год до выборов для Януковича это равносильно самоубийству.
Но Украина не может позволить себе резкую девальвацию: она снизит доверие населения к гривне и банковской системе. Ресурсов для противостояния возможному «набегу» вкладчиков на банки и для удовлетворения спроса на валюту в случае девальвации у Нацбанка нет. Ослабление гривны увеличит и расходы правительства на выплату долга.
Устойчивый дефицит бюджета, рецессия, отрицательное текущее сальдо, необходимость выплатить в декабре $2 млрд долгов Нафтогаза, а в следующем - около $6 млрд внешнего долга превратили Украину в должника, стоящего на рынке с протянутой рукой и готового примкнуть к тому, кто даст денег. Неготовность и медлительность МВФ и ЕС толкнули Януковича в объятия Путина. Ставки по валютным украинским бондам выросли до 8–9%, а по гривневым - до 14–15%. При нулевой инфляции обслуживать долг на таких условиях невозможно. Кредитная линия как минимум на $10 млрд была нужна Украине как воздух - иначе пришлось бы резко сокращать бюджетный дефицит. За год до выборов для Януковича это равносильно самоубийству.
Что получил Янукович
Теперь украинский президент может с уверенностью смотреть в будущее. Снижение цены газа и откладывание угрозы дефолта по госдолгу на полтора-два года позволяют ему отказываться от досрочных выборов, на которых настаивает украинская оппозиция. Тлетворное влияние Запада, не подтвержденное кредитными ассигнованиями, Янукович твердо отвергает: «Я категорически против того, чтобы кто-нибудь приходил в нашу страну и учил нас жить».
Оттягивание выборов жизненно важно для Януковича: согласно опросу, проведенному в начале декабря еженедельником «Перспективы недели», на президентских выборах Янукович проиграл бы лидерам оппозиции, а сильнее всего - Виталию Кличко: 46,9% против 28,6%.
Бюджет-2014, несмотря на рецессию, президент Украины выстроил в лучших предвыборных традициях. Прогноз ВВП в бюджете завышен на 7–8%, а бюджетные расходы - примерно на четверть. Выполнить бюджетный план можно будет только при девальвации гривны на 15–20%, отмечает Эрик Найман. Янукович получает возможность продолжения щедрой бюджетной политики. В 2014 году вдвое увеличится обеспечение всех категорий военнослужащих. Как и Путин, Янукович теперь оплачивает за государственный счет антиоппозиционные митинги, на которые по разнарядке свозятся бюджетники из регионов.
Стабилизация ситуации с долгом остановит начавшийся было отток средств с депозитов населения и рост спроса на валюту. Начинающийся банковский кризис будет отсрочен.
Выгоды Путина
Выделенные Украине $15 млрд - не вполне долг, говорит Виталий Ваврищук, руководитель аналитического отдела ИК SP Advisors: это больше похоже на приобретенную акционером долю в капитале Украины. Если бы капитал страны равнялся ее годовому ВВП, $15 млрд - небольшая покупка: всего 8%. Но доля России в украинском госдолге по итогам этой сделки достигнет 50%. Новый кредитор, за счет которого выплачивается долг старому, куда желаннее прежнего, утратившего веру в способность заемщика рассчитаться с долгами. Именно новый, а не старый кредитор решает, обанкротить ли заемщика.
Достаточно Януковичу потерять власть, отдав ее в руки неугодным Путину политикам, или в очередной раз сменить вектор - и газ подорожает, а кредитная линия закроется.
Путин спас Украину от дефолта, откровенно говорит премьер Украины Николай Азаров. Так что сейчас у российского лидера явно больше 50% голосующих акций в правительстве Януковича - управляющем органе АО «Украина».
Получив такие возможности, Путин неплохо обезопасил себя от потерь. И от газового соглашения, и от покупки украинских еврооблигаций Россия может отказаться в любой момент. Достаточно Януковичу потерять власть, отдав ее в руки неугодным Путину политикам, или в очередной раз сменить вектор - и газ подорожает, а кредитная линия закроется. Логично и решение кредитовать Украину через еврооблигации, а не в рамках двусторонних договоренностей. Кредитор не сможет перестать выполнять обязательства только перед Россией. Либо он платит всем - либо не платит никому.
Мягкая сила
Официально не входя в Таможенный союз (ТС), Украина близка к тому, чтобы сделать это фактически. Подписанные на прошлой неделе соглашения позволят увеличить торговый оборот между двумя странами. А в январе Украина и ТС согласуют меры, ведущие к безбарьерному перемещению определенной номенклатуры товаров между ТС и Украиной, сказал министр Евразийской экономической комиссии по торговле Андрей Слепнев. Безбарьерная торговля (без дополнительных проверок и сертификатов) может заработать не позднее 2015 года, говорит Слепнев.
Без формальной интеграции в ТС Украина сделала или пообещала сделать практически все, что хотел от нее Путин. Будет расти сотрудничество в чувствительных для России областях, где господствуют госкомпании, а производство кредитуется госбанками: авиа- и космическая промышленность, судостроение. Снижаются барьеры на торговлю металлами, углем и продукцией машиностроения. О чем еще мечтать? Формальное членство Украины в ТС - необязательное условие для того, чтобы страны увеличили объем торговли и кооперации.
Украина может стать одновременно наблюдателем (не будучи формально членом) в ТС и Евразийском экономическом союзе, получив в то же время статус ассоциированного члена ЕС, мечтает Янукович. Это правильный подход. Правила двух торговых союзов не должны друг другу противоречить. Другое дело, что у Путина на этот счет свое мнение: он в отличие от Януковича рассматривает членство в одном из торговых союзов как препятствие к вхождению в другой. Так рассуждает и ЕС.
Вслед за Израилем
Тут на помощь Украине приходит Израиль. «В 2014 году будет разработано и подписано соглашение о создании зоны беспошлинной торговли между Израилем, Россией и Казахстаном и Белоруссией», - говорит министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. Сейчас на страны ТС приходится всего 2% израильского экспорта; соглашение позволит увеличить этот объем более чем вдвое, надеются израильские чиновники.
Чем меньше в мире пошлин, квот, сертификатов, любых других торговых ограничений, тем лучше всем странам, участвующим в мировой торговле
Основная работа над соглашением завершена, остались последние штрихи, говорит Либерман. Впрочем, Израиль входит в ассоциацию свободной торговли с Евросоюзом, который будет против его соглашения с ТС. Если Израилю удастся преодолеть протесты европейских юристов и заключить соглашение с ТС, почему то же самое не сможет сделать Украина?
Деполитизированные соглашения с ТС и Евросоюзом послужат на пользу всем странам. Чем меньше в мире пошлин, квот, сертификатов, любых других торговых ограничений, тем лучше всем странам, участвующим в мировой торговле. Конечно, от таких соглашений проигрывают неконкурентоспособные национальные производители, уступающие часть рынка иностранцам. Но выигрыш, получаемый потребителями, перевешивает.
Европа опоздала
ЕС не будет соревноваться с Россией за Украину, подчеркивает председательствующий в ЕС литовский министр иностранных дел Линас Линкявичус: «Это же не бокс и не борьба, и даже не аукцион, когда соревнуются, кто заплатит б