Корреспондент: Зачем вам деньги? Вы и так уже мертвецы. Несколько городов Донбасса оставили без соцвыплат
Почти месяц жители Антрацита, Славянска и Краматорска не получают пенсии и другие социальные выплаты. Счета казначейства заблокированы из Киева по причине нестабильности ситуации, угрожающей сотрудникам соответствующих органов, пояснили в правительстве. В среду, 6 июня, Кабмин нашёл способ отправить средства в Антрацит, но остановил расчёты с городами Снежным и Красным Лучом.
Более всех возмущены краматорчане. Они считают, что ситуация в их городе неспокойная, но относительно безопасная, особенно на фоне соседнего Славянска, и действия столичного руководства вызывают у них недоумение и раздражение. Первыми забили в набат представители медицинской сферы, остро зависящей от бесперебойного финансирования их деятельности.
Ирина Измайлова, замглавврача краматорской станции переливания крови
Проблемы у работников бюджетной сферы нашего города возникли не столько с силами самообороны, сколько с властями Киева. Нас заблокировало казначейство, и больницы, детсады, школы перестали получать финансирование.
Может, в столице считают, что нас народ общими усилиями прокормит. Но не проходят проплаты за коммунальные услуги, свет, воду, вывоз мусора.
В нашем случае есть ещё и требования закона о донорстве. Мы обязаны оплатить человеку, сдавшему кровь, стоимость обеда. По последним расчётам, эта сумма равна 30 грн с копейками. Но из-за блокировки счетов казначейства мы не можем выдать даже эти деньги.
Краматорская станция переливания — крупнейшая в северной части Донецкой области. Она обслуживает также Константиновку, Дружковку, Красный Лиман, Александровку и Славянск с районами. Но сейчас выезжать туда на заготовку мы не в состоянии, наши бригады просто не могут проехать. А люди приходят и сдают, учитывая обстановку. В Славянске отделение переливания крови не может выполнять свои функции, поэтому доноры оттуда приезжают к нам. У нас уникальные люди. Сдают в долг, жертвуют своим здоровьем, а мы не в силах обеспечить им элементарное.
Речь идёт не только о запасах крови для пострадавших в боевых действиях. Кровь и препараты из неё нужны больным и во время плановых операций.
Попыток захвата такого стратегического даже в обычное время объекта, как наша станция, не предпринималось. Мне кажется, что стороны конфликта понимают: если придётся, то в больнице они все будут просто пациентами, несмотря на политические и прочие убеждения. У нас нет фашистов, нефашистов — есть украинский народ.
Помогать обязаны все и всем. В Красном Лимане, когда пришлось вывозить тяжёлых пациентов, главврач местной больницы договаривался о коридоре и с Нацгвардией, и с ополченцами. В результате машины с врачами, препаратами, кровью пропустили по всем блокпостам.
На днях в том же Красном Лимане потребовалась кровь, а к нам проехать не смогли. Тогда они связались с Донецком, доставили её из областного центра, а мы пообещали компенсировать запасы Донецку. Вот так сотрудничаем и выдумываем схемы.
Все наши люди продолжают ходить на работу. Боятся, но ходят. Читаем сообщения из Киева о том, что сотрудников казначейства и Пенсионного фонда нужно защитить. А чего их защищать? Они же вместе с нами в одном городе живут! Не могу сказать, что в Краматорске “нестабильная обстановка”. Хуже, чем в Киеве, потому что у нас стреляют. Но люди на работу ходят же.
Из-за блокировки счетов мы не можем вовремя ничего ни в пенсионный перечислить, ни в налоговую. Но потом ведь нам выпишут санкции. Главный бухгалтер уже сидит и думает, какие объяснительные записки писать. Не знаю, сколько протянем в таком режиме.
Мы оказались заложниками политических игр. Я не знаю, почему так решили по Краматорску. В Славянске очень тяжёлая ситуация, но у нас ходят трамваи, ездят троллейбусы, в магазинах всё есть, а купить ничего не можем.
Марина, сотрудница одного из диспансеров Краматорска
По закону отключить учреждение от электронного реестра казначейства можно только по просьбе его руководства. Насколько нам известно, городское казначейство с таким предложением не обращалось, решение было принято киевским руководством самостоятельно.
Наши сотрудники продолжают выходить на работу, выполняют свои обязанности, нам насчитываются отчисления, нам блокируют счета и не выдают денег, ссылаясь на закон об АТО. Не выплачивают пенсии по возрасту и по группе, пособия матерям, другие платежи. Город не финансируется вообще.
Со сферой образования те же проблемы. Им немного проще, если можно так сказать, школы ведь ушли на каникулы, а пациентов же на отдых не отправить.
Выплаты перестали поступать с 20 мая, хотя банки все работают, в том числе и те, которые обслуживают зарплатные проекты. В банкоматах наличные средства есть. В самом начале ещё был ажиотаж, когда люди запаниковали и стали снимать деньги, но сейчас такого нет.
Пока больницам услуги оказывают в рамках того, что было проплачено. Но проходит месяц, и чем потом лечить и кормить больных, непонятно.
Лариса, сотрудница одной из больниц города
Одна моя знакомая позвонила в Киев спросить, когда будут пенсии, а ей ответили: “Зачем вам деньги? Вы и так уже мертвецы”. Говорит, так и сказали, — представляете?
Ведь мы не прогульщики, мы работаем, в отделе кадров всё учитывается, налоги начисляют, а где наши пенсии и зарплаты, непонятно.
Мы в отчаянии. Кто может, живет на то, что отложил, на старых запасах. Но у многих из нас кредиты. За просроченные платежи начисляют штрафы. А как вовремя платить, если зарплаты нет? Мы стали обращаться в банки, а там говорят, что их это не волнует. Мол, брали кредиты, вот теперь и платите. Уже sms рассылают с угрозами.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 13 июня 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.