Обзор прессы США: Война в Украине как конец Кремля

"Владимиру Путину конец. Может ли война в Украине низвергнуть Кремль?" - озаглавлена огромная статья Бена Джуды в журнале PoliticoMagazine.
Обзор прессы США: Война в Украине как конец Кремля
Reuters

Автор книги "Хрупкая империя. Как Россия полюбила и разлюбила Владимира Путина" и недавнего очерка о распорядке дня российского президента, опубликованного в еженедельнике Newsweek, Джуда отвечает на этот вопрос положительно.

Как и подавляющее большинство американских комментаторов, Джуда не сомневается, что малайзийский авиалайнер сбили в июле над Украиной пророссийские сепаратисты, и что они сделали это по ошибке.

"Вовсе не собирались они и пустить насмарку десятилетие первосортных дипломатических усилий Кремля, который годами ловко мешал американцам сколачивать единый западный фронт, обрабатывая европейцев по принципу разделяй и властвуй", - пишет автор.

"Разделяй и властвуй"

По его словам, сепаратисты взорвали не только самолет, но и успешные до этого попытки России противодействовать санкциям в Брюсселе.

"Европейцы любят думать, что они манипулируют другими, но на самом деле Россия годами дергает за ниточки внутри Евросоюза, - считает Джуда. – Ребята из Брюсселя любят бахвалиться своим ЕС. Но им стыдно признаться, до какой степени Кремль крутил ими самими, настраивая их друг против друга при помощи энергоносителей, вооружений и олигархов".

По выражению американского журналиста, никто из европейских тяжеловесов не желал поступиться этими крупными, сочными кушами ради Украины. Вот почему санкции заняли так много времени.

Джуда пишет, что российские деньги имели задачу стреножить любой намек на единую общую политику, и напоминает, что Россия является третьим по масштабам торговым партнером Европы, и что ее инвестиции на континенте огромны.

Она поставляет Европе примерно четверть газа и получила у тамошних банков кредиты более чем на 310 млрд долларов.

"Тактика Кремля была простой: использовать эти деньги для того, чтобы разделять и властвовать, - продолжает Джуда. – Вот почему российские дипломаты больше не звучат, как агенты КГБ. Они никогда не говорят об идеологии; они всегда говорят о деньгах. Лучшие путинские дипломаты теперь звучат, как ушлые бизнесмены."

"Германии требуется ее собственный персональный трубопровод? – Отлично! Мы лишь хотим, чтобы Берлин проявил чуть больше понимания по части прав человека..."

"Франция или Италия желает выгодных сделок по части вооружений или энергоносителей? Замечательно! Можно организовать, но, будьте любезны, не надо больше лекций о том, как себя вести".

"Не желают ли Болгария, Венгрия, Румыния и, возможно, Австрия получить нашу последнюю трубу, пролегающую через суверенную территорию? Чудесно! Только помните: нам надо, чтобы вы поддержали нас в Брюсселе".

"Не хочет ли Лондон сделаться излюбленным адресом наших симпатичных олигархов? Шикарно! Только не копайтесь слишком глубоко в офшорных финансах".

Рейс MH17 изменил все

По словам Джуды, российские дипломаты создавали себе негласных союзников, особенно среди слабых государств Еврозоны, таких как Италия, Португалия и Испания. Их правительства, изнемогающие от экономического спада, не желали ничего так сильно, как новые миллионы российских туристов или еще большие скидки на энергоносители. Взамен они были более чем рады отстаивать позиции Москвы внутри ЕС.

Российские дипломаты промышляли также на юго-востоке Европы, используя радужную перспективу "Южного потока" для покупки друзей и одолжений в Брюсселе. В этой связи автор упоминает Австрию, Грецию, Венгрию, Италию и Словению.

Самого большого успеха Москва добилась в Афинах и Никосии, пишет Джуда. Мозговой трест Европейский совет по международным отношениям даже окрестил Грецию и Кипр "троянскими конями" России.

По словам Джуды, Кремль превратил Афины в своего военного партнера, а Никосию, столицу греков-киприотов, - в центр по отмыванию денег; ежегодно из России туда перетекали около 150 млрд долларов.

Взамен делегации Греции и Кипра в Брюсселе проталкивали российскую позицию по всем вопросам, касающимся Черного моря и южного Кавказа, и даже наложили вето на предложения ЕС отправить наблюдателей на спорные границы в Южной Осетии, Абхазии и Молдове.

"Вот почему до уничтожения рейса МН17 особого движения по санкциям не было, - пишет автор. – Кремлевские коврижки разделили трех тяжеловесов: Британия отказывалась терять свой бизнес с российскими банками; Франция была твердо намерена не терять военные контракты на миллиарды долларов, а Германия, которая получает из России 40% своего природного газа, отказывалась поступиться чем-либо, имеющим отношение к энергоносителям".

"МН17 все изменил, - отмечает Джуда. – Одна эта ошибка означала, что в суде европейского общественного мнения Владимир Путин превратился из несимпатичного соседа в монстра".

"Российские мятежники совершили то, что было не по силам американским дипломатам, - заключает автор. – Все дипломатические усилия России в Европе лежат в обломках МН17... Российская экономика уже балансирует на грани рецессии. Решение ограничить доступ российских банков к западным финансовым рынкам ударит по карману не только Кремль, но и российских олигархов, чьи компании с ними связаны. Американские дипломаты получили то, что хотели. Европейские санкции напугали российские элиты. Они могут сколько угодно над ними куражиться, но за кулисами они подсчитывают, сколько они потеряют".

"Голый русский король"

Известная публицистка Кэти Янг в воскресенье поместила на консервативном сайте RealClearPolitics статью под заголовком "Голый русский король", в которой называет Путина самым большим лузером недели.

"Его попытки превратить Украину в вассальное государство сумели лишь сделать ее недружественным соседом", - объясняет свою мысль автор, бывшая москвичка, приехавшая в США с родителями почти четверть века назад и американизировавшая свое имя из Екатерины Юнг.

"Прошедшая неделя принесла Путину лишь череду плохих новостей", - пишет Янг и перечисляет: помимо более чувствительных санкций, на которые, наконец, сподобились США и Европа, гаагский арбитраж постановил, что Россия должна выплатить 50 млрд долларов бывшим акционерам ЮКОСа; страсбургский суд по правам человека добавил к этой сумме еще 2,5 млрд и попутно обязал Москву выплатить Борису Немцову 40 тысяч долларов за незаконный арест на митинге 2010 года.

Суд счел арест незаконным.

Если Россия не начнет платить, пишет автор, могут иметь место попытки арестовать ее имущество за границей.

А в Лондоне началось дознание по делу об убийстве Александра Литвиненко, добавляет Янг, отмечая, что еще год назад этому мешали тревоги британского правительства по поводу международных отношений. Международные отношения сейчас, очевидно, уже не те, что были когда-то.

По ее словам, Путин узнал на собственной шкуре, что "Новороссия" - это не Крым. Значительный процент крымского населения действительно выступал за воссоединение с Россией, пишет автор, но вот на восточной Украине распространенное недоверие к новому прозападному правительству в Киеве не вылилось в сепаратистские настроения: согласно апрельскому опросу Пью, лишь 18% населения края в целом и 27% русскоязычных рассматривали отделение как допустимый вариант.

Уничтожение МН17 было одновременно трагической превратностью судьбы и естественным результатом безответственных действий России, которая создала зону военных действий на территории Европы и предоставила мощное армейское оружие разношерстному ополчению, включающему массу безумных экстремистов, бандитов и искателей приключений. Все это должно было привести к последствиям, которых никто не хотел и которые были однозначно нехороши.

Янг упоминает недавнюю статью корреспондента журнала Time Саймона Шустера, который, по ее выражению, наделяет Путина почти сверхъестественной способностью всегда одерживать верх и набираться силы от каждого кризиса на манер мифического чудовища.

Автор отмечает, однако, что анализ Шустера был основан на той уже устаревшей предпосылке, что Запад не наберется коллективной воли на жесткие санкции, и на том допущении, что невзгоды от западных санкций побудят россиян еще теснее сплотиться вокруг своего лидера.

"В краткосрочной перспективе это, может быть, и правда, - пишет Янг. – Но я не поручусь, что эта сплоченность выдержит настоящие испытания".

Источник: Русская служба Би-би-си



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK