Корреспондент: Точка зрения. Зима на выносливость
Об этом пишет донецкий журналист Рамиль Замдыханов в колонке, опубликованной в №41 журнала Корреспондент от 17 октября 2014 года.
В этом году в Донецке выдалась на удивление тёплая, сухая, а в удачные дни ещё и тихая осень. По сравнению с летом в городе стихли обстрелы. Лишь со стороны северной части города, примыкающей к злосчастному аэропорту, ежедневно приходят сообщения о разрушенных до основания или повреждённых и сгоревших домах и административных зданиях. Жить там стало смертельно опасно. Но люди живут. И, к сожалению, погибают.
В транспорте, на улицах можно услышать случайные разговоры, в которых жители Донецка признаются друг другу, что устали прятаться и лезть в подвалы при звуках обстрела.
«Убьют, значит, убьют, — говорит седовласая бабушка своей ровеснице в троллейбусе. — Значит, судьба такая. Когда бомбят, я во флигеле сижу, дочка в доме. Потом выходим картошку копать».
Внуки и правнуки её, правда, временно выехали в Одессу.
В принципе шаткость и неестественность новых границ понимают и те и другие, поэтому все ждут дальнейшего продолжения противостояния. Всё дело только в сроках.
На фоне того, что противостояние в Донецке локализовалось в районе аэропорта, именно оттуда появляются сообщения об увеличении концентрации с обеих сторон бойцов и вооружений. Происходит ли это на самом деле или таким образом повышают свою значимость люди с оружием, которые начинают испытывать серьёзную конкуренцию с политическим крылом, пока не ясно. В принципе шаткость и неестественность новых границ понимают и те и другие, поэтому все ждут дальнейшего продолжения противостояния. Всё дело только в сроках.
Самые тревожные провидцы предсказывают, что операция начнётся «уже завтра». Лица со стратегическим мышлением говорят, что команду наступать дадут сразу после окончания выборов (не важно где — в Украине или в «республиках»). И абсолютно все соглашаются с тем, что если полномасштабное противостояние почему-то не возобновится на этой неделе или в ближайший месяц, то оно обязательно случится после зимы, во время которой морозы покажут, какой из режимов — киевский или донецкий с луганским — оказался более жизнеспособным.
Пока что городские власти в столице Донбасса рапортуют о том, что все необходимые регламентные работы по подготовке отопления выполнены и запуск горячей воды в батареи состоится в срок. Но уже сейчас очевидно, что задача обеспечения теплом не только важнейшая, но и тяжелейшая. И финансово, и организационно. Особенно если принимать во внимание, что решать её придется не только в Донецке, но и в тех близлежащих городах и селах, где войной разрушено всё или почти всё — котельные, дома, коммуникации.
В преддверии неизбежных холодов вторая, а возможно, и первая по степени важности проблема — это продолжающаяся невыплата пенсий и других социальных пособий населению на территории «республик». Вероятно, делегациям, договаривавшимся о режиме прекращения огня в Минске, стоило бы обсудить первым делом не километры, за которые отводится их тяжёлая артиллерия, а вопрос с пенсиями старикам, инвалидам и прочим незащищённым слоям населения. Потому что из-за голода погибнуть может гораздо больше людей, чем от случайных снарядов и мин. Но пока что Донецк, не успевающий запустить свою автономную финансовую систему, просто не имеет средств для выплаты пособий, а Киев перечислять деньги на неконтролируемые территории считает ниже своего достоинства.
Тем временем в Донбассе военная интрига постепенно уступает место политической, в которой, как известно, традиционно «не все однозначно». Совсем недавно враги и союзники безошибочно классифицировали друг друга по признаку «свой — чужой» на основании того, по какую сторону прицела они находятся. Но когда они оказались за круглыми столами, на собраниях и конференциях, возникли путаница и подозрения.
Только на этой неделе произошло покушение на лидера движения Новороссия Павла Губарева, чуть позже последовало увольнение и. о. мэра Донецка Константина Савинова и назначение нового главы города, прозвучало довольно большое количество публичных заявлений первых лиц, полевых командиров, рядовых бойцов. Из прозвучавших слов следует, что очень многие из тех, кто из окопов попал в кабинеты, оказались не готовы к новым правилам игры, лишённым простоты и прозрачности честного боя. Ситуация начала вязнуть в политическом глицерине, что уже сейчас не нравится людям в форме, привыкшим к прежнему оперативному простору. Признают ли они новую реальность или постараются отказаться от навязываемой им заумной шахматной партии? Пока ответа нет.
Впрочем, можно почти уверенно говорить, что, несмотря на возражения, несогласие и даже, вероятно, бунты и локальное неподчинение, выборы состоятся. Регион получит органы власти, которые будут настаивать на своей правомочности, апеллируя к итогам голосования. Это так же верно, как и то, что Киев никогда не признает их легитимность и прошедшие выборы в Донбассе станут дополнительным аргументом наряду с референдумом 11 мая, оправдывающим возможное проведение военной операции в регионе. Население Донбасса, которое, по сложившемуся в Украине мнению, «само виновато» в происходящем, окажется виновным повторно, что даст право развернуть против него очередную агитационную кампанию, теперь как к региону-рецидивисту.
Немного опережая события, уже сегодня экс-президент Леонид Кучма, подписывавший известные документы в Минске, говорит о том, что власть в регионе захватили махровые рецидивисты, а каждая семья на Донбассе имеет минимум один автомат Калашникова. Можно, конечно, состязаться в иронии, опровергая это утверждение, но ясно, что сейчас слишком многие готовы, а главное, желают поверить в слова бывшего президента, не побрезговавшего, однако, сесть за один стол с теми, кого он априори считает преступниками. А это значит, что операция Ликвидация, на которую намекал Кучма, — для очень многих сил и в Украине, и за её пределами не просто желанный, а единственно приемлемый выход из ситуации. В то время как разговоры о мире — как, впрочем, и всегда — остаются разговорами в пользу бедных. Которых, к сожалению, с каждым днём становится всё больше и в Киеве, и в Донецке.
***
Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 17 октября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.