Корреспондент: Мнение. Военное детство
Война всегда бьёт первым делом по самым слабым и незащищенным, пишет донецкий журналист Рамиль Замдыханов в колонке, опубликованной в №45 журнала Корреспондент от 14 ноября 2014 года.
Из-за боевых действий отменены занятия в школах и закрыты детские сады в нескольких районах Донецка. А местная детвора тем временем приобретает другие полезные знания. В средствах массовой информации здесь разъясняют опасность противопехотных мин, которые своей формой, напоминающей бабочку, могут привлечь любознательных малышей.
Двое детей погибли на стадионе около донецкой школы № 63. Ещё четверо — в больнице с ранениями. Причина трагедии — снаряд, прилетевший невесть откуда и взорвавшийся как раз на границе футбольного поля, где гоняли мяч подростки. Случай шокирующий. Но не произойти он не мог. Вероятность такого случая в районе, где расположена та школа, была, несомненно, гораздо выше, чем в другом. Так называемый Северный посёлок расположен совсем недалеко от Донецкого аэропорта, а что это означает сегодня, слишком хорошо знает вся страна.
Впрочем, периодически под огнем оказываются и другие районы города. Остаётся открытым вопрос, являются ли такие обстрелы целенаправленной диверсией с целью запугать и деморализовать население или попадания в жилые кварталы — это всего лишь досадные промахи.
Несмотря на, казалось бы, уже выработавшуюся привычку к разрушениям и потерям, гибель подростков на футбольном поле повергла Донецк в настоящий шок. Власти самопровозглашенной ДНР даже объявили двухдневный траур по погибшим детям. Мера, безусловно, оправданная, хотя, нужно признать, отменять по этому поводу слишком большое количество увеселительных мероприятий в городе не пришлось — настроения в прифронтовом, по сути, Донецке и без того далеки от карнавальных.
Как водится в таких случаях, противоборствующие стороны обвинили друг друга в произошедшем. Несколько позже появилось заявление экспертов ОБСЕ, которые лишь указали направление, откуда вёлся обстрел. Расследовать случившееся представители международной организации отказались, сославшись на то, что это не в их компетенции. В любом случае говорить о том, что конкретные виновники смертей ни в чем не повинных детей будут найдены и наказаны, не приходится. Спишут на войну.
Трагедия около школы № 63 вызвала широкий резонанс, но нужно вспомнить, что это далеко не первый случай массовой гибели детей в ходе военных действий на Донбассе. В августе минометному обстрелу подвергся пляж у водохранилища в до того совершено мирном Зугрэсе. Тогда среди 15 погибших оказались трое несовершеннолетних. В начале октября там же двое подростков погибли при попытке разобрать неразорвавшийся артиллерийский снаряд.
Печальная статистика обширна, а главное, она гарантированно будет пополняться и далее. Список убитых и искалеченных взрослых и, что особенно жутко, детей, проживающих или оказавшихся в зоне боевых действий, далеко не закрыт. В отличие от военных, гражданское население совершенно не защищено от действия смертоносных боеприпасов, плохо обучено методам выживания, как правило, не имеет под рукой средств спасения и защиты. Безусловно, гражданские стараются держаться подальше от мест боестолкновений. Но в условиях войны на Донбассе опасность может внезапно прийти в любой посёлок, улицу и дом совершенно неожиданно, никого не спросив.
В ночь с субботы на воскресенье около четырёх утра мощнейшие залпы артиллерии, расположенной в городской черте, разбудили абсолютно весь Донецк. От выстрелов гаубиц стекла грозили расколоться и вылететь, а дома сотрясала мощная вибрация. Всполошённые горожане стали вспоминать забытый летний опыт и с тревожными чемоданчиками, в которых находилось самое необходимое, начали перебираться поближе к выходам из квартир. Интенсивность грохота орудий не шла ни в какое сравнение с залпами Градов, к гулу которых дончане успели привыкнуть и уже практически не реагируют. Впрочем, даже в разгар пушечной пальбы по городу ездили дежурные троллейбусы, стальным нервам водителей которых можно только позавидовать.
Утренняя канонада продолжалась что-то около часа, после чего стихла. О её последствиях либо результатах достоверно известно немного.
О чём можно говорить наверняка, так это о том, что робким надеждам на перевод решения конфликта на Донбассе из плоскости боевых действий в стадию переговоров так и не суждено было сбыться. Несмотря на заявления лидеров сторон о готовности и решимости остановить войну, реально главным форматом «общения» Украины и самопровозглашённой республики остаются артиллерийские обстрелы и ближний стрелковый бой. А жертвы среди мирного населения в логике такого общения, как ни прискорбно это признавать, совсем не лишний, а весьма востребованный аргумент, который можно при случае выложить на стол, чтобы укоризненно посмотреть в глаза своему оппоненту: «Видите, к чему привела ваша непродуманная политика?!».
Реально противостоять такому положению дел пока, похоже, некому. Многочисленная донецкая диаспора, которая существовала в Украине и до войны, а после нескольких волн эвакуации значительно увеличилась, так и не сформировалась в единую силу, способную выразить своё консолидированное мнение о том, каким способом обходимо решить конфликт на Донбассе.
Миллиардер Ринат Ахметов, сам когда-то учившийся в школе № 63, где произошла трагедия с подростками на футбольном поле, в очередной раз призвал к мирному урегулированию конфликта за столом переговоров. В то же время многочисленные лидеры мнений, кажется, вполне удовлетворены тем, что пока вместо политиков говорят пушки. Судя по тому, как развиваются события, риторика воинственно настроенных эвакуантов сейчас востребована больше, чем слова олигархов, чьи активы ежедневно страдают от артиллерийских обстрелов и балансируют на грани полной остановки и ликвидации.
Каким видят своё возвращение в родной край те, кто сегодня призывает ужесточить военную операцию и добиться немедленной и скорой победы над врагом? Пока ответ на этот и многие другие вопросы тонет в грохоте взрывов и выстрелов, что гремят в ноябрьском донецком небе.
***
Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 14 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.