Пытки, кавказцы, расстрелы: доклад о преступлениях РФ на Донбассе
Польское издание Общий еженедельник (Tygodnik Powszechny) опубликовало интервью с соавтором доклада о военных преступлениях РФ в Донбассе, бывшим полицейским с псевдонимом Адам Новак. В материале рассказывается о жестоких пытках, которым подвергали украинских военных выходцы с Кавказа, террористы ДНР и ЛНР, а также сотрудники Главного разведывательного управления Генштаба РФ; о “конкуренции“ между различными группировками боевиков, завладении недвижимостью местных жителей и военно-полевых судах, выносящих расстрельные приговоры.
Читай также: Боевики продолжают удерживать в плену 140 украинцев
Полный текст 155-страничного доклада с именами и фотографиями преступников и некоторых жертв, картами и названиями группировок доступен на сайте donbasswarcrimes.org. Инициатором расследования стала депутат польского Сейма Малгожата Госевская, которая сама посетила зону АТО и вместе с другими авторами опросила около 70 человек, побывавших в руках пророссийских боевиков.
Приводим ключевые тезисы интервью Новака.
О пытках женщин
Нам, к сожалению, не удалось задокументировать случая с применением такой жестокости, которая была невероятной даже на фоне всего того, что мы услышали. Девушка согласилась, но потом не смогла разговаривать. Ей 22 года. Она попала в руки чеченских наемников, воевавших на стороне россиян. Ее удерживали около двух недель. Дальше можно, пожалуй, не объяснять. [Сейчас она] в психиатрической больнице. Неизвестно, сможет ли она когда-нибудь оттуда выйти. Нам не удалось получить показаний женщин, подвергшихся насилию.
Читай также: Джемилев: В Крыму ФСБ выкрала и пытала крымского татарина
Это были жертвы жестоких пыток, включавших отрезание частей тела. Они подверглись страшным побоям, унижению, на их глазах убивали друзей… Это обычные девушки и женщины. Например, волонтеры, которые возили продукты и попали в плен. Но в плен можно было попасть не только из-за политической активности. В донбасских тюрьмах оказывались также простые жители только из-за того, что у них было какое-то имущество, красивый дом, хорошая машина. Вначале на оккупированных территориях россияне просто вооружили местных преступников, отбросы общества. Они дали им оружие и сказали: теперь вы тут милиция, должен быть порядок. И такие сепаратисты выбирали жертв среди местных жителей и так долго держали их в подвале, пока те не переписывали на них дом и имущество. Официально это, конечно, выглядело, как продажа. Иногда, если кто-то стойко сопротивлялся, его убивали.
О волонтерах
У меня сложилось впечатление, что Украина функционирует благодаря волонтерам, добровольцам. Одни добровольцы в 2014 остановили врага и отбили часть Донбасса, до того, как армия успела провести реформы. Другие волонтеры одевают и кормят солдат. Когда те возвращаются из плена или с ранениями, ими занимаются, тоже на добровольной основе, врачи и психотерапевты. Беженцам помогают волонтеры.
Читай также: В Польше депутат подготовила доклад о преступлениях РФ на Донбассе
О киборгах
Была беседа с “киборгом“, я не могу ее забыть, хотя стараюсь сохранять психологическую дистанцию. В плен он попал раненым, нашпигованный осколками. Он рассказывал, что россияне вместо того, чтобы сделать ему какую-нибудь перевязку, начали его пытать. А российская санитарка уговаривала коллег, чтобы они его кастрировали. К счастью, до этого не дошло. Или другая история: украинский солдат рассказал, как его взяли в плен чеченцы и спросили, что он предпочитает: чтобы они вырезали ему сердце, отрезали гениталии или ухо? Он выбрал ухо. И его ему отрезали. Его раненого коллегу добили. Потом пришел какой-то командир и запретил добивать остальных. Человек выжил, я с ним говорил. Его фотография есть в докладе. Уха у него действительно нет.
%img2big%
Один раз мы встречались с мужчиной, а он пришел пьяный, впал в истерику и сбежал. Бывало, что люди высказывали нам претензии по поводу того, что украинское государство ими не интересуется, предоставило их самим себе… Эти люди находятся чаще всего в отчаянной ситуации. Например, группа “киборгов“, которые попали в плен, и, проведя там довольно долгое время, были освобождены. Они все в ужасном не только психическом, но и физическом состоянии. Их обливали кипятком, прижигали утюгом. Они остались практически без медицинской помощи и говорят, что армия и чиновники ими не интересуются.
Читай также: Более полутысячи освобожденных из плена признаны потерпевшими
Как пытали сотрудники ГРУ
У нас есть примеры ужасных, я бы сказал, профессиональных пыток, которыми занимались сотрудники российской военной разведки - ГРУ. Во-первых, они сами так представлялись. Во-вторых, они пытали профессиональных офицеров украинской армии, которые раньше, когда служили еще в армии советской, прошли войну в Афганистане: они знают эту среду и ее методы. Например, кипятильником прижигают рот, под ногти забивают тонкие предметы, ножами протыкают колени, надрезают мышцы, посыпают раны солью. Чтобы добыть информацию используют также химические средства.
%img3big%
Об идентификации террористов
Читай также: Боевики пытают украинцев в плену - Тандит
[Нам удалось идентифицировать] несколько десятков. Некоторых частично: есть имя или кличка, описание. Но некоторых полностью: есть фамилии, дата рождения, место их деятельности и совершения преступления… Текст доклада доступен в интернете, и мы надеемся, что его прочтут люди, которые по описаниям и кличкам узнают преступников, а потом свяжутся с нами. Если у нас есть описание человека по имени Давид, жертва которого рассказала, что до войны он работал начальником подразделения в донецкой милиции, а доклад прочтут бывшие милиционеры из Донецка, есть шанс, что кто-то его узнает и решится передать нам информацию. Хотя бы анонимно, по электронной почте.
У нас не было доступа к каким-либо секретным сведениям. Нам очень помогла информация из украинского интернета: там есть сайты, на которых и власти, и добровольцы публикуют массу данных о ситуации в Донбассе, в том числе о происходящем на противоположной стороне, пишут, кто там кто. Впрочем, множество людей, которых мы подозревали в военных преступлениях, вовсе этого не скрывают. Наоборот, они хвалятся этим в российском интернете, в социальных сетях.
Читай также: ООН: За четыре месяца на Донбассе убиты 47 мирных жителей, 131 - ранен
О садисте Мильчакове
Мужчина, которого пока нет в списке преступников, потому что нам не удалось добраться до его выживших жертв. Мы придерживались такого принципа, чтобы включать в этот список только тех, кто фигурирует в полученных показаниях. Его зовут Алексей Мильчаков, он русский из Петербурга. Двадцать с небольшим лет. Это монстр с хрестоматийными чертами серийного убийцы.
Свое присутствие в социальных сетях он начал с того, что сфотографировался со щенком, потом перерезал ему горло и съел, чтобы показать, что он настоящий мужчина. Он отправился добровольцем в Донбасс, стал командиром подразделения в батальоне “Русич“ - это российские националисты со славяно-фашистским уклоном. В Facebook он публиковал свои снимки с освежеванными трупами. Тип психопата-извращенца. В России его чествуют, как героя, приглашают на телевидение в качестве эксперта по украинской тематике. У нас он фигурирует только в примечаниях… У нас есть пока только описания совершенных им убийств.
%img4big%
О наемниках с Кавказа и русских “джихадистах“
Читай также: Киборг Рахман рассказал о пытках в плену у террористов
Самая жуткая группа - это наемники из кавказских республик. Чеченцы и осетины, а еще донские казаки из России. Они отличаются особой жестокостью. Но другие группы мало им уступают. Есть, например, организация под названием Русская православная армия - это добровольцы из России. Их отличает особая агрессия в отношении иноверцев, то есть тех, кто не принадлежит к Православной церкви Московского Патриархата. “Иноверцев“ можно убивать. Наиболее жестоко они преследуют украинских протестантов. До войны там было небольшое протестантское сообщество. Они убили нескольких священников, в некоторых случаях вместе с их семьями.
Других пытали с особой жестокостью. Бывали ситуации, когда их действия, например, нападения на протестантские храмы, благословляли православные священники. Когда я слушал показания об этой “армии“, у меня складывалось впечатление, что это просто православные джихадисты. В интернете я нашел их видеоролики, например, инструкции, как “православно“ чистить оружие, чтобы оно дольше служило.
Читай также: Татьяна Рычкова: На Донбассе нужно вводить миротворческие войска
О Гиркине (Стрелкове)
Его деятельность хорошо задокументирована. Ему можно приписать преступления, перечисленные в Римском статуте, на основе которого работает Международный уголовный суд. Во-первых, Гиркин как командующий несет ответственность за действия своих подчиненных и за попустительство на совершение преступлений. Во-вторых, в Славянске у него был штаб в бывшем здании Службы безопасности Украины. Сейчас Славянск снова находится под украинским контролем, мы были в этом здании. Штаб Гиркина находился прямо над подвалом, в котором пытали заключенных. В городе было как минимум две пыточные: в здании СБУ и в милиции.
Во втором месте также расстреливали людей, приговоренных к смерти так называемым полевым военным судом в Славянке. Гиркин принимал участие в заседаниях этого псевдосуда, его подпись стоит под смертными приговорами. Мы знаем, что вердикты выносились ночью, и занимались этим, как называют их россияне, “тройки“.
%img5big%
О военно-полевых судах
Читай также: Трамп предложил узаконить пытки террористов
Они (сепаратисты, - ред.) обожают названия эпохи раннего СССР, сталинских времен. Они назвали свои суды “тройками“, их контрразведка носила название НКВД и т.д. Его еще одна курьезная деталь, которая свидетельствует о менталитете этих людей: в подписанном в том числе Гиркиным протоколе заседания “тройки“, на котором 24 мая 2014 года к смерти приговорили двоих человек, сказано, что приговор основан на… указе президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года. Это было бы смешно, если бы этих людей на самом деле не убили.
После того, как Славянск отбили, там нашли массовые могилы, но наверняка не все. Впрочем, чтобы расстрелять человека никакие “приговоры“ не требовались. Из показаний следует, что казни были будничным делом. Стреляли в затылок.
%img6big%
О главарях ДНР и ЛНР
Захарченко и его предшественник Бородай, а также другие лидеры: все они повинны в военных преступлениях. Или как командующие, или как те, кто непосредственно присутствовал на месте совершения преступлений. Впрочем, они этого не скрывали и фотогравировались, например, с убитыми пленниками, как Захарченко. У нас есть показания касающиеся Бородая - человека, связанного с Кремлем, которого прислали в Донецк из Москвы.
Читай также: Полиция Китая продолжает применять пытки - Amnesty International
Сотрудники ГРУ, которые пытали одну из жертв, с которой мы говорили, обращались к нему, как к начальнику. У нас задокументирован случай, кода он пытался получить взятку в миллион долларов за жизнь пленника. Это был необычный пленный, которого, как мы предполагаем, возможно, собирались вывезти в Россию и судить там вместе с Надеждой Савченко. Но донецкие палачи его сильно изувечили, а Бородай, как следует из показаний, заявил им, что они перегнули палку, и “с этой грудой мяса“ теперь ничего не поделаешь.
Когда он увидел, что выкупа не будет, он приказал расстрелять пленного. Тот выжил только потому, что по пути на казнь, на кладбище, его “перехватила“ другая группа.
%img7big%
Я знаю, как это звучит, но так там все работает. Пленного перехватила конкурирующая группировка, забрала его себе и обменяла на кого-то, кто был ей нужен, но находился в руках украинцев. Когда я собирал показания, у меня было чувство, что по другую сторону находится не сепаратистское или российское псевдогосударство, а преступные группировки. Они соревновались в грабежах, забирали друг у друга ценных пленных, за которых можно было получить выкуп.
Читай также: В Гаагский суд передали доказательства преступлений на Донбассе
Ранее “киборг“ Рахман рассказал о пытках в плену у террористов.
Смотри также - Беглец рассказал, как над ним издевались боевики ДНР: