Сакварелидзе: Покидать страну не собираюсь, я украинец и отказался от грузинского гражданства
Редакцию bigmir)net посетил бывший заместитель генпрокурора, грузин-реформатор Давид Сакварелидзе. Чиновник рассказал о своем громком увольнение из ГПУ и ответил на вопросы касательно будущего своей карьеры.
Полное видео онлайн-конференции с Давидом Сакварелидзе:
Выдержки из ответов Сакварелидзе мы публикуем в виде интервью:
Увольнение из ГПУ
Порошенко не хотел увольнять Шокина
Пользователь: Есть такое мнение, что ваше увольнение - осознанный политический ход, чтобы потом восстановить вас в должности уже при новом генпрокуроре. Насколько такое мнение близко к реальности? Второй вопрос по поводу нашумевшего Панамского архива. Значит ли это, что вся власть в нашей стране настолько погрязла в круговой поруке, что изменить что-то в лучшую сторону невозможно?
Читай также: С Шокиным прокуратура опустилась на дно - Сакварелидзе
Касательно первого вопроса - я не знаю, политический ли это ход, об этом нужно спрашивать у людей, которые это задумали. Я сомневаюсь, что после всего того, что произошло (увольнение из ГПУ и допросы), нам кто-то предложит возвращение в систему Генпрокуратуры.
Касательно оффшорных скандалов - к сожалению, это факт. Кроме гражданского общества никто не высказывает протест против всего этого. Хотя не секрет, что у мэра Одессы двойное гражданство уже много лет.
Ольга: Приложил ли президент свои усилия к тому, чтобы вы ушли в отставку?
Мне сложно об этом говорить. Я встречался с президентом за три дня до своего увольнения, тогда он спросил, не собираюсь ли я в отставку. Я ответил, что сам не собираюсь, так как это было бы непонятным с моей стороны, и предложил ему самому меня уволить.
Пользователь: Когда вы будете генпрокурором? Давайте представим, что им таки стали – какими были бы первые три шага?
Украине нужны либеральные законы, полная либерализация экономики и негуманные и строгие уголовные законы и принципы управления в налоговой, таможенной спецслужбах, прокуратуре.
Читай также: Порошенко подписал указ об увольнении Шокина
Убираем натиск чиновников на бизнес и наказываем их (госслужащих), которые не соответствуют этим стандартам.
Оксана: Каковы планы на будущее? Будете покидать Украину или же у вас есть стратегия борьбы с коррупцией и новые реформы?
Покидать страну не собираюсь, поскольку я - гражданин Украины и отказался от грузинского гражданства. Это был нелегкий поступок и шаг в моей жизни. Так же я сложил мандат депутата парламента Грузии. Для меня сегодня долг перед украинским обществом - до конца довести то дело, ради которого я приехал в Украину. Так что никуда я не поеду, а буду объединяться со здоровой частью общества для того, чтобы Украина не находилась в таком положении.
Степан: Был ли разговор с Порошенко? Как я понял, господин президент не хотел увольнения Шокина, но его принудили.
Да, он не хотел увольнять Шокина, поскольку его популярность заморозилась в течение этого года. Был разговор, но, я думаю, никакого результата от него не будет. Я думаю, что речь не о мне, а о решении президента, который должен показать народу Украины, что он реально хочет что-то изменить в прокуратуре и в целом в стране.
Реформы
Сейчас уже запустили так называемую “черную кампанию“ по грузинской команде
Валентина: Скажите, вот остались вы в Украине, захотите все-таки продвигать реформы в общество и в народ? Не кажется ли вам, что вам, к сожалению, попросту не дадут этого делать?
Читай также: Бессмертный: Война на Донбассе, может, и прекратится, но противостояние будет продолжаться
На каком-то этапе нас остановили, но, я думаю, что это временный процесс, поскольку прогресс в Украине остановить нельзя и невозможно.
Привожу пример назначения и увольнения одесского прокурора Стоянова - когда один из очень специфических городов фактически за несколько часов поднялся-сплотился и донес до Киева сигнал недовольства и правильной гражданской позиции. И фактически вынудил Киев отказаться от “договорняка“, возможно, с Коломойским. Стоянов фактически не смог приступить к работе. Я не сомневаюсь, что так же, рано или поздно, произойдет и по другим направлениям, другим министерствам и государственным учреждениям.
Александр: Хотелось бы вам верить, но что останавливает: если есть факты - их нужно сразу публиковать с именами и подробностями, а не играть в игры, а потом жаловаться на ущемления. Почему сразу не открываете фактов, имен и подробностей?
Вы, наверное, не следили за всем процессом. Мы были одной из самых публичных систем прокуратуры. Сейчас уже запустили так называемую “черную кампанию“ по грузинской команде. Например, запустили слух о том, что я и Михаил Саакашвили - нюхаем кокаин. Почему же тогда спецслужбы не ловят наркодилеров, которые продают нам кокаин? Сегодня власть должна концентрироваться на главных проблемах.
Пользователь: Здравствуйте, хотелось бы узнать ваше мнение, насколько постреволюционный саботаж реформам в Украине подобен тому, как реформировалась Грузия? Смогла ли команда Саакашвили научить грузинское население принимать и воплощать в дело коллективные легитимные решения?
Читай также: Семенченко: Мы сейчас идем новым путем, хотя взять в руки автомат было бы справедливее
У нас были попытки политического реванша. Поскольку, после широкомасштабного увольнения или зачистки правоохранительной системы эти люди шли в политическую оппозицию, объединялись вокруг разных олигархов, даже объединялись вокруг вражеских пророссийских сил. Определенный реванш произошел, поскольку все эти люди собрались вокруг российского олигарха, который, к сожалению, управляет страной. Но на протяжении 9 лет мы не давали им возможности занимать высокие политические должности, в отличие от Украины.
Если в Украине начнутся такие же радикальные реформы, как и в других государствах (я не имею в виду только Грузию), - конечно, всегда будут риски того, что эти люди уйдут в политическую оппозицию, это цена за любые реформы.
Вахтанг: Реформаторы фактически подняли Грузию с колен, но, к большому моему сожалению, Украине провести такие реформы в ближайшие годы будет трудно, слишком сильна мафия. Ключ победы над Россией лежит в реформах.
Абсолютно с Вами согласен! Критикам я хотел бы сказать, что когда Единое национальное движение пришло ко власти в Грузии, весь бюджет составлял 300 млн долларов. Был необычайно высокий уровень коррупции и криминала. Доход на одну душу населения в Грузии составлял 900 долларов. К 2012 году, когда через первые в истории Грузии свободные выборы, цивильным образом передали власть победителям, мы оставили бюджет 5 млрд долларов. В Украине возможно провести радикальные реформы, для этого нужны очень простые решения - подпись президента на одной или двух бумагах, смена нескольких министров и генпрокурора. Главное - это политическая воля, все возможно сделать. Я большой противник скепсиса о том, что коррупцию невозможно искоренить и т.д. Коррупция - это результат неправильных управленческих решений. Так что все возможно, если Турции или Венгрии, Словакии, например, удалось провести радикальные реформы, то почему Украина провинилась? Разве у нас нет порядочных и талантливых людей? Это все есть. Нужны правильные подписи на нескольких бумагах и процесс сдвинется с мертвой точки.
Читай также: Рефат Чубаров: Сегодняшний Путин - это вчерашний Сталин
Пользователь: Что во время реформирования Грузии вы делали с вашими олигархами типа родственников и ближайшего окружения Шеварнадзе? Что вы с такими делали, и как они вдруг за 8 лет правления Саакашвили стали типа “честными“? Судили-сажали? Отбирали бизнес? Заставляли уезжать куда подальше?
Близкого человека Шеварднадзе мы отдали под уголовную ответственность, он заплатил большой штраф в государственный бюджет - несколько десятков миллионов, если я не ошибаюсь. Других олигархов мы просто дистанцировали от власти, некоторые сами покинули страну. Мы не боялись силовиков и олигархов, поскольку мы все чувствовали, что за нашей спиной стоит президент и политическая власть, мы шли до конца, боролись вместе, шли на риски (в том числе и в плане физической безопасности), зная, что в этом мы все едины. Если силовики сегодня не чувствуют защиты от президента и бывшего руководства, то олигархи будут оставаться олигархами. И правоохранительная система будет оставаться без всякой логики, философии, и ценностей - все будет так же хаотично, как сегодня.
Вацек: Давид, насколько сложно гражданам из-за рубежа разобраться в украинском законодательстве? Вы понимаете, что без существенных изменений потеряете Украину?
Иностранцы сегодня не управляют, а занимают определенные должности в определенных министерствах, но депутатами и министрами являются украинцы.
Разобраться в законодательстве несложно, хотя его нужно менять и уходить от закономании в Украине. Непонятными законами, написанными под кого-то, мы не прорвемся. Они должны быть короткими и понятными, их должно быть меньше.
Тарас: Общаетесь ли вы с Саакашвили? Совпадают ли ваши политические взгляды? Чем, по-вашему, его (Саакашвили) можно остановить, чтобы он не критиковал всех сторонников Порошенко?
Ничем, поскольку, если Миша перестанет кого-то критиковать или говорить правду, то он не будет Михаилом Саакашвили и его не будет поддерживать народ. Конечно, наши взгляды полностью совпадали и совпадают - мы будем двигаться дальше.
Карина: Очень интересует ваше мнение о новом Кабинете министров.
Уважаю премьер-министра Гройсмана, верю в то, что очень скоро он покажет стержень, примет решение и уволит всех министров, которые не соответствуют современным стандартам и запросам общественности. И создаст сильный управленческий центр, который будет продвигать Украину вперед.
Я думаю, что в его возрасте (мы с ним почти ровесники) сегодня у него есть шанс стать исторической фигурой не только в Украине, но и в современном мире. Поскольку успешный, реформаторски настроенный премьер-министр в Украине изменит геополитику. Я думаю, он не будет поддаваться шантажу или давлению и будет принимать волевые решения.
Борьба с коррупцией
Думаю, Гройсман не будет поддаваться шантажу или давлению
Светлана: Скажите, пожалуйста, что вы думаете о банкопаде в стране?
Не секрет, что банковская система в Украине была “заколдованной“ и находилась в руках политических и бизнес-элит. Причем, экономический и политический кризис в первую очередь ударили по обычному народу. По тем, у кого единственные сбережения находятся в этих банках, я не могу сказать, что в правоохранительной системе есть системное видение того, куда движется этот вопрос.
Читай также: Сакварелидзе: Придется допрашивать Порошенко “по делу о $2 млн“
Пользователь: Прошло два года работы этой власти, где результат?
Сложно говорить на самом деле. Могли бы быть результаты намного лучше и ощутимыми. Конечно, понятно, что страна сейчас противостоит агрессии одного из самых агрессивных государств. Но, я думаю, оправдываться войной и тяжелым экономическим фоном - это неправильно. Это наоборот обязывает провести реформы, освободить бизнес и общество от давления чиновников - хотя бы это может сделать правительство.
Смотри также - Давид Сакварелидзе в гостях у bigmir)net: