Что такое е-декларирование и в чем его проблема?
Святослав Хоменко
ВВС Украина
В Украине выходит на финишную прямую процесс первой в истории кампании по электронному декларированию.
Его запуск называли необходимым условием для получения Украиной очередного транша МВФ, финансовой помощи Евросоюза и, наконец, результативного окончания переговоров об отмене визового режима с ЕС.
Декларирование вводилось со скрипом. Закон о нем принимали дважды. Сначала - в феврале этого года - депутаты проголосовали за него, однако на ходу внесли правки, которые, по мнению наблюдателей, выхолостили суть е-декларирования. В конце концов, через месяц президент Петр Порошенко ветировал его, и Рада приняла. Порошенко подписал закон об электронном декларировании - на этот раз в том виде, который устроил Евросоюз.
На этом приключения декларирования не закончились. Летом выяснилось, что программное обеспечение для заполнения и хранения деклараций не готово к эксплуатации. Несколько государственных органов и компания-разработчик системы электронного декларирования обвиняли друг друга в халатности, некомпетентности и даже саботаже. В конце концов, запустить систему электронного декларирования в полном объеме вместо запланированной середины августа удалось в полночь 1 сентября, и то только после личного вмешательства в ситуацию Петра Порошенко.
Подать электронные декларации украинские чиновники должны через 60 дней после этой даты - то есть 30 октября. За считанные часы, оставшиеся до “времени Ч“ отчитаться должны десятки тысяч людей во главе с президентом. Иначе - штраф, а то и тюрьма.
Миллионы наличными
В принципе, высшие государственные чиновники Украины должны были обнародовать свои декларации и раньше. К примеру, данные об активах депутатов парламента или министров можно легко найти в открытом доступе - на сайтах Верховной Рады и правительства.
Однако электронное декларирование имеет несколько ключевых отличий от подачи “традиционных“ деклараций.
Прежде всего, по новым формам подается значительно больший объем данных, чем раньше. Старая декларация - несколько листов бумаги, которые заполнялись, как правило, от руки. Сейчас форма для е-деклараций имеет 16 разделов, которые дают полный срез материального положения декларанта.
Наиболее красноречивый пример - наличные деньги. Ранее вносить в декларацию “кэш“ было не нужно. В настоящее время - обо всех имеющихся средствах в объеме более 50 минимальных зарплат по состоянию на 1 января отчетного года нужно отчитываться.
Внесение украинскими чиновниками миллионов гривен и долларов наличными в свои декларации вызвало бурную реакцию у наблюдателей. Одни пытались представить, как выглядит стопка в 42 млн грн, задекларированных мэром Харькова Геннадием Кернесом. Другие - спрашивали себя, почему правители настолько не доверяют отечественной банковской системе.
Впрочем, как рассказали ВВС Украина источники, причастные к разработке системы е-декларирования, нельзя исключать, что на самом деле настолько больших объемов наличности декларанты и не имеют, а таким образом просто “авансом декларируют будущие взятки“. Мол, лучше показать в декларации наличных больше, чем есть на самом деле, чтобы потом, когда вдруг выпадет возможность улучшить материальное положение, не думать, как объяснить такое обогащение.
При чем тут “Правый сектор“
Кроме того, в новые декларации нужно вносить все ценное имущество, а не только недвижимость и транспортные средства, как это было раньше. Точнее, все “ценное движимое имущество, стоимость которого превышает 100 минимальных зарплат“ по состоянию на 1 января отчетного года.
Поэтому премьер-министр Владимир Гройсман заявляет, что имеет девять дорогих часов, и добавляет еще трое, принадлежащие его жене, экс-секретарь Киевсовета Олесь Довгий вписывает в свою декларацию 95 картин, а председатель парламентской фракции БПП Игорь Грынив “щеголяет“ тем, что владеет экземпляром первой изданной в Украине книги - “Апостола“ Ивана Федорова 1574 года.
Отдельно в новые декларации нужно вписывать данные о недостроенной или не введенной в эксплуатацию недвижимости (ранее она не подлежала декларированию) или интеллектуальной собственности. К примеру, именно таким образом мы узнали, что депутат Дмитрий Ярош зарегистрировал на торговую марку “Правый сектор“.
Марки, монеты, вино
Принципиальное отличие новых деклараций от старых - то, что в них нельзя лгать. То есть теоретически можно, но это будет караться вполне реальным сроком заключения.
Ведь с этого года Уголовный кодекс Украины дополнили новой статьей, которая предусматривает лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности на три года за “декларирование заведомо недостоверных сведений“ или умышленное непредставление декларации.
Если декларация представлена вовремя, то ее автора могут “просто“ оштрафовать на сумму от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Будут ли выполняться эти предписания - пока сказать трудно. Однако судя по тому, насколько тщательно украинские политики заполняют свои декларации, внося туда коллекции марок, монет или даже бутылки вина стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, как это сделал, например, министр внутренних дел Арсен Аваков, - рисковать не хочет никто.
Наконец база е-деклараций, которая в последние дни перед финишем процесса стремительно заполняется прямо на глазах - каждый час в системе появляются сотни новых деклараций, - позволит правоохранителям, журналистам, общественным активистам и просто неравнодушным представителям общественности найти все о материальном состоянии любого из десятков тысяч украинских чиновников в одном месте, структурировано и в удобном для восприятия виде.
Без ажиотажа
Впрочем, назвать введение электронных деклараций сплошной “победой“ язык не поворачивается.
Даже поверхностный анализ Facebook украинских чиновников показывает: заполнить декларацию и отправить ее в базу на сайте НАПК - это совсем не легкая задача.
Декларанты жалуются на несовершенство интерфейса системы, некорректность отображения введенных ими данных - в конце концов, просто на то, что “страница не загружается“.
Им легко поверить на слово: сайт НАПК и реестр поданных деклараций в последние дни действительно работают не идеально. Вечером в четверг зайти на него можно было лишь периодически. Проблемы с доступом наблюдались и утром в пятницу.
Руководитель НАПК Наталья Корчак обвинила в “неспособности обеспечить необходимую пропускную способность магистральных каналов связи“ администратора электронного декларирования - Государственное предприятие “Украинские специальные системы“ - и даже пригрозила обратиться в правоохранительные органы “на предмет открытия уголовного дела по срыву электронного декларирования“.
В Госспецсвязи обратились к общественности с просьбой “не создавать ажиотаж и искусственные дополнительные нагрузки на реестр, штурмуя его информационные ресурсы“.
В четверг на своем внеочередном заседании НАПК перевело свои отдельные подразделения на круглосуточный режим работы.
А в пятницу ведомство напомнило , что последним днем подачи электронной декларации станет 30 октября, чем положило конецслухам о том, что срок декларирования могут продлить, попутно “размыв“ суть закона.
Успеют ли за неполные три дня подать свои декларации президент Петр Порошенко, мэр Киева Виталий Кличко и еще тысячи чиновников, судей, прокуроров и депутатов, - станет известно уже в понедельник.