Мнение: Закончить балаган

Мнение: Закончить балаган
Корреспондент

Новый год начался с очередной пьесы Украинско-российская газовая война. Именно пьесы: заявления и действия сторон развиваются как в оперетте. Москва воротит носом вокруг оправдательной записки Киева, Украина обвиняет соседа в подготовке бунта, эмиссары Евросоюза с заспанными лицами пытаются улыбаться всем, но просят вернуть топливо. Пьеса выходит плохая: постсоветские актеры явно переигрывают.

Новый год начался с очередной пьесы Украинско-российская газовая война. Пьеса выходит плохая: постсоветские актеры явно переигрывают

Больше всех переигрывает Россия - значит на востоке явно что-то не чисто. Уже вовсю тиражируются версии о дефиците газа у самого Газпрома. Абсолютно ничего не ясно с параметрами закупки среднеазиатского газа. Заявления об остановке 100 скважин и о намерении моментально возобновить их работу, способные вызвать только улыбку у профессиональных газовиков, лишь подогревают такие слухи. Впрочем, те, кто имеет возможность наблюдать со спутников зауральские факелы, все равно знают, что происходит с "лишним" газом. А намеки на профнепригодность украинской власти и приватизацию газотранспортной системы закрепляют за актерскими эскападами Кремля устойчивый неприятный привкус. Плюс лингвистические игры: профессиональный термин газовиков "отбор" с легкостью заменяется похожим "воровство", вбрасываются красивые фразеологизмы вроде "труба опустошена", "издевательство над здравым смыслом" и т. п.

Украина тоже активно не желает сползать на вторые роли в этом балагане. По традиции она сама и открывает театральный сезон. Достаточно вспомнить озвученную Секретариатом Президента фантасмагорическую цену в $ 100 за 1 тыс. кубометров (в это время Германия покупала газ почти по $ 600). Замысел авторов цифры был прост как дважды два: потом будет повод обвинить правительство в "поражении" на переговорах. Стремясь одновременно переиграть в пьесе не только внутриполитических оппонентов, но и московских визави, наши власть предержащие рисуют гротескные картины: дескать, это Украина дотировала Россию на $ 4 млрд, а Россия хочет злой неблагодарностью уничтожить нашу промышленность.

Ни Украина ни Россия не захотят выставлять напоказ сложные двусторонние газовые отношения, уходящие корнями в темные 90-е

Если газовое дело отдать в международный арбитраж, разбирательство будет очень долгим - дольше, чем по острову Змеиный. На сегодняшний день подписано столько всяческих протоколов и меморандумов, что под всякий аргумент найдется вполне авторитетная бумажка, скрепленная высокими подписями. Однако этот сценарий не случится по взаимному согласию сторон: ни Украина ни Россия не захотят выставлять напоказ сложные двусторонние газовые отношения, уходящие корнями в темные 90-е.

Сейчас обе стороны опять избирательно копаются в делах прошлых лет, постоянно выходя в сомнительное для товарно-денежных отношений поле морали. Россия указывает на долгие годы масштабного субсидирования украинской экономики, Украина - на долгие годы недоплаты за транзит. Абсолютно понятно, что с практической точки зрения эти разговоры не имеют продолжения - никто не согласится доплачивать задним числом.

Сегодня мы стоим перед уникальным (и, вероятно, последним) шансом - построить нормальные рыночные отношения с Газпромом в газовой сфере

А ведь до ранее заявленного времени полного перехода на рыночные механизмы ценообразования, то есть до 2011 года, осталось всего ничего. Сегодня мы стоим перед уникальным (и, вероятно, последним) шансом - построить нормальные рыночные отношения с Газпромом в газовой сфере. Кризис обуславливает снижение потребности в газе: в декабре потребление голубого топлива сократилось на 20%. То есть цена вопроса снижается. Текущая динамика цен на нефть, к которым в свою очередь привязаны цены на газ, указывает на то, что уже в ІІІ квартале 2009 года мы будем платить по рыночному ежеквартальному механизму вполне приемлемые $ 200, если не меньше.

До лета украинская промышленность будет продолжать оставаться в остром кризисе сбыта. Это значит, что объемы импортируемого газа будут невысокими. Накопленных запасов голубого топлива достаточно, чтобы прожить первые холодные месяцы года. Впоследствии его можно докупать уже дешевле $ 300, а при подготовке к новому отопительному сезону - на уровне $ 200, если не дешевле. Напрямую, без посредников.

Если Россия не будет соглашаться на четкие, аргументированные (и заверенные игроками из ЕС) рыночные предложения Украины, то мир отчетливо увидит если не победителя в газовой войне, то виноватого

Вот сегодня у Украины и появился уникальный шанс превратить газовую оперетту в нормальные деловые отношения. А также демпфировать восприятие себя в мире как опереточной страны. Пока что намерения перейти на прямую схему ограничиваются политическими заявлениями. Сегодня все карты в наших руках: европейские партнеры вовлечены в игру, ситуация с ценами на энергоресурсы благоприятствует. Если Россия не будет соглашаться на четкие, аргументированные (и заверенные игроками из ЕС) рыночные предложения Украины, то мир отчетливо увидит если не победителя в газовой войне, то виноватого. Трудно представить себе аргумент, который мог бы перекрыть желание Киева осуществить досрочный переход на рыночные цены. Да и Газпром не в самом лучшем финансовом положении, чтобы отказываться от такого крупного рынка сбыта. К тому же таким ходом конем мы оттесним натиск российской монополии относительно приватизации ГТС и прямого входа на украинский рынок сбыта.

Льготная цена - это обязанность перед Россией, но никак не мера европейской самодостаточности

Правда очень часто имеет неприятный запах. Природный газ, как известно, запаха не имеет. Вот и мы должны наконец выстроить в газовом импорте отношения с минимальными оттенками морали и эмоций. Просто прямая покупка газа за деньги и такая же прямая продажа транзитных услуг - как это делается в случае, скажем, угля или ширпотреба. Тогда и принюхиваться не придется каждый год, и газовикам не надо будет играть в театр. Не говоря уже о том, что мы сделаем крупный шаг в направлении евроинтеграции: в ЕС не берут страны, у которых есть долги перед Россией, пусть даже и спорные. А льготная цена - это обязанность перед Россией, но никак не мера европейской самодостаточности.

Алексей Блинов - старший научный сотрудник Института изучения России

Эта колонка опубликована в №1 журнала Корреспондент от 17 января 2009 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kppublications.com


Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK