Власть глухих

Власть глухих
Фото из личного архива Глеба Вышлинского

Для большинства украинцев социология - это рейтинги политиков. Для большинства украинских политиков - тоже. И хотя по сути эти рейтинги ничем не отличаются от полученных из опросов долей брендов на рынке стирального порошка, к политическим опросам принято относиться скептически. Уже много лет лидеры Блока Юлии Тимошенко убеждают страну, что все социологи врут, обосновывая это недооценкой их силы перед всеми последними выборами. Вот и премьер-министр Николай Азаров в последнем появлении в Большой политике на телеканале Интер заявил, что политические рейтинги его не интересуют.

Порадовало другое: после этого премьер сказал, что он зато следит за рейтингом проблем, которые беспокоят украинцев, и на первом месте в этом списке стоит рост цен. Наверное, впервые политический лидер страны заявил о том, что использует данные опросов сограждан в своей ежедневной работе.

Это большой прогресс для украинской власти, хотя узнал Азаров о важности инфляции для граждан слишком поздно. Повышение цен на газ и искусственное завышение таможенной стоимости импорта, наложившиеся на ожидаемый неурожай, дали толчок резкому росту цен и падению доверия к власти в августе-сентябре.

Ошибкой обоих премьеров стало непонимание того, что для украинцев, переживших советскую власть и гиперинфляцию 1990-х, динамика цен равна доверию к власти.

На те же грабли в начале 2008 года наступала и тогдашний премьер Юлия Тимошенко. Выплата "Юлиной тысячи" дала ей подъем рейтингов на три месяца, за которыми после резкого ускорения инфляции последовал спад ниже начальной точки. Предкризисный перегрев экономики и без того разгонял цены, а выплаты вкладчикам Ощадбанка взвели курок инфляционных ожиданий, и рост цен стал неконтролируемым.

Ошибкой обоих премьеров стало непонимание того, что для украинцев, переживших советскую власть и гиперинфляцию 1990-х, динамика цен равна доверию к власти. Значительная часть украинцев продолжают верить, что власти через цены либо грабят простой народ, либо дают ему жить. В этом ключевое отличие украинцев от американцев или западноевропейцев, для которых основное мерило качества власти - наличие рабочих мест.

Показательно, что столь очевидную ошибку и Тимошенко, и Азаров совершили в ключевом для поддержки их политических сил вопросе. Это означает, что степень важности для сограждан других проблем для них и подавно остается неизвестной. А значит, правительства и далее будут заниматься тушением политических пожаров, не имея ни малейшего представления, где может возникнуть следующий.

Еще один яркий пример - оценка работы правоохранительных органов. Каждый новый министр внутренних дел говорит, что предыдущий использовал неправильную систему - соответственно, либо оценку по количеству преступлений, либо по их раскрываемости. Как результат, при одном министре не регистрируют преступления, а при другом выбивают признания.

Проблема может казаться нерешаемой, если не знать о существовании опросов населения. Например, в Нидерландах для оценки эффективности полиции уже десятилетия ежегодно с гражданами проводятся сотни тысяч интервью, данные которых репрезентативны в разрезе административных единиц. У респондентов спрашивают, становились ли они жертвой преступления или угроз, обращались ли в полицию, насколько были удовлетворены ее работой. Динамика показателей этого опроса и служит критерием эффективности работы полиции как в целом, так и на уровне ее местных органов.

Опросы используются для выработки государственной политики и оценки качества государственных услуг во всех странах, где органы власти считают граждан своими клиентами.

Впрочем, если нынешний министр считает, что Украина не может себе позволить реформу МВД по грузинскому образцу, поскольку на это нет денег, то и европейский опыт вряд ли будет воспринят. Кстати, в бедной Грузии МВД, как и другие министерства, активно заказывает исследования общественного мнения.

Опросы используются для выработки государственной политики и оценки качества государственных услуг во всех странах, где органы власти считают граждан своими клиентами. Затраты на такие исследования составляют в странах ЕС десятки миллионов евро, покрывая вопросы начиная от удовлетворенности муниципальными автобусами в разрезе каждой линии до факторов, определяющих поведение граждан. И даже Индия тратит ежегодно свыше $ 3 млн на один лишь анализ состояния здоровья граждан.

Если сравнивать развитие в Украине маркетинговых и общественных исследований, разрыв остается гигантским. Все крупнейшие компании страны давно опираются на мнение потребителей при принятии важнейших решений. В политике же, несмотря на жесточайшую конкуренцию последних лет, лидеры все еще не научились использовать опросы для выявления проблемных мест - ни своего личного имиджа, ни проводимой политики, ни оказываемых гражданам услуг.

Главная причина в том, что для них почти невозможно воспринять сограждан как клиентов. Ведь для большинства этих лидеров целью прихода в политику было возвыситься над народом, а не начать служить ему. Радует, что холодный душ в виде поражений на выборах хоть иногда заставляет украинских политиков задумываться над чаяниями их клиентов.

Глеб Вышлинский - заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine.

***

Эта колонка опубликована в №44 журнала Корреспондент от 19 ноября 2010 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK