Генеральный секретарь НАТО прибыл в Грузию
В Тбилиси считают, что сам по себе визит Расмуссена уже является важным политическим событием и сигналом поддержки Грузии на пути интеграции в Североатлантический альянс.
В Грузии также пройдет выездное заседание Североатлантического совета. Первое такое заседание, на котором и учредили комиссию НАТО-Грузия, cовет провел в сентябре 2008 года, вскоре после российско-грузинской войны.
Замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе считает показательным фактом проведение в стране второго за три года заседания Североатлантического совета.
"В первую очередь, это подчеркивает значимость Грузии для альянса, а с другой стороны – то, что страны-члены НАТО остаются верными решению, принятому в Бухаресте, которое подразумевает перспективу вступления Грузии в НАТО ", – заявила Каландадзе.
Представители грузинского правительства также отмечают, что визит генсека НАТО и членов совета проходит за несколько месяцев до саммита альянса в Чикаго, однако избегают прогнозировать его возможные результатах.
На саммите в Бухаресте в апреле 2008 года Грузию заверили, что она когда-нибудь станет членом альянса. Однако тогда Тбилиси не смог получить план действий по членству из-за позиции некотрых стран, в частности Франции и Германии.
Визит представителей Североатлантического совета в Грузию – это "очень важное событие, которое подчеркивает особое партнерство между Грузией и НАТО", заявил за несколько дней до приезда в Грузию Андерс Фог Расмуссен.
"Целью нашего визита будет обсуждение с политическими лидерами в Грузии того, каким образом мы можем достичь дальнейшего прогресса, когда дело касается реформ, а также прогресса в отношениях между Грузией и НАТО", – сказал генсек.
По его словам, за последние три года в реформах в сфере обороны и, в целом, в грузинском обществе виден существенный прогресс.
Расмуссен также заявил, что намерен выразить благодарность за вклад Грузии в операцию НАТО в Афганистане.
В то время как представители альянса подчеркивают необходимость продолжения реформ в Грузии, некоторые политологи считают, что позиция России остается гораздо большим препятствием на пути Грузии в НАТО, чем демократическое развитие страны, о котором говорит Расмуссен.
По словам грузинских экспертов, требования к Тбилиси иногда выше, чем к другим кандидатам в члены НАТО.
"Я не думаю, что Босния или Македония ближе к НАТО, но они имеют [план действий по членству], а Грузия не имеет, хотя у Грузии значительно больше военнослужащих в Афганистане, чем, к примеру, у Боснии, – говорит политолог Ника Читадзе. – [Формальным] поводом является тот факт, что Грузия должна продолжать реформы, а причиной – что Россия косвенно влияет на некоторые государства НАТО".
Однако по словам политологов, демократическое развитие Грузии, если и не гарантирует, то значительно увеличивает шансы Грузии на вступление в альянс. В связи с этим одним из важнейших экзаменов для страны станут парламентские выборы 2012 года.
"Эти выборы должны быть не просто выборами, а новым этапом в истории Грузии, когда речь идет о передаче власти, – говорит бывший посол Грузии в России Зураб Абашидзе. – Если мы пройдем это цивилизованным образом, игнорировать интересы и амбиции такой страны в НАТО будет очень сложно".
Особых прорывов и радикальных решений в вопросе интеграции Грузии в НАТО ни в ходе визита генерального секретаря НАТО, ни во время саммита в Чикаго весной этого года вероятно не будет, считает Абашидзе. Однако сам факт визита в Грузию делегации НАТО такого уровня, бывший посол уже является конкретным результатом.
"Визит генерального секретаря, проведения совета на уровне послов – это самый высокий рабочий уровень форума в НАТО, – полагает Абашидзе. – То, что в Тбилиси проходит совет – это, безусловно, важно [...] Какой-то шаг, видимо, будет сделан и на саммите в Чикаго, но не радикальный. Это может быть новый сигнал, принятие какого-то отдельного документа, где вопрос будет обозначен в более продвинутом контексте".
Декан школы права и политики Грузинского института общественных дел Бакур Квашилава, в свою очередь, считает, что в этот раз Грузия может ожидать более ясного сигнала от альянса и рассчитывать на большую степень поддержки от некоторых членов НАТО, в особенности от США.
По его словам, в то время, как активная поддержка Грузии и интерес со стороны Соединенных Штатов в этом направлении значительно уменьшились после августовской войны 2008 года, сегодня США могут вернуться к "довоенному" уровню поддержки.
"Страны, поддерживающие Грузию, считают необходимым предложить Грузии что-нибудь более действенное, учитывая ее вклад в операцию в Афганистане", – говорит Квашилава.
В настоящее время в Афганистане служат более 900 грузинских военнослужащих. По показателю соотношению размера контингента к численности населения Грузия уступает только США и тихоокеанскому государству Тонга.