DW: Почему белорусские власти не вводят мораторий на смертную казнь
Беларусь является последней страной в Европе, где практикуется смертная казнь. Возможность ее отмены - повод для диспутов, с различной степенью интенсивности и регулярности вспыхивающих в обществе. Представители власти в таких случаях обычно любят пенять на мнение народа, высказанное в ходе республиканского референдума 1996 года.
Тогда большинство белорусского электората высказалось за сохранение смертной казни как высшей меры наказания. И хотя стереотипы 16-летней давности могли с тех пор существенно трансформироваться, власть не стремится демонстрировать человеколюбие и вводить мораторий на смертную казнь. Мало того, крайне редко применяется и помилование.
400 казней с 1991 года
На минувшей неделе в интервью телеканалу Russia Today президент Александр Лукашенко заявил, что за время своего 18-летнего президентства лишь один раз помиловал человека. При этом он сделал вид, что является заложником ситуации и вынужден в очередной раз отказать в помиловании молодым людям, приговоренным к смертной казни по обвинению в совершении теракта в минском метро. Хотя проявить милосердие не оставило бы труда.
Вместе с тем, по данным правозащитников, в Беларуси с 1991 года было приведено в исполнение около 400 приговоров к высшей мере наказания.
Общество не созрело?
Практически все это время европейские страны призывают Беларусь прекратить практику расстрелов осужденных. Что мешает Беларуси прислушаться к этим призывам и объявить мораторий на смертную казнь?
На взгляд профессора кафедры уголовно-исполнительного права Академии МВД Беларуси, доктора наук, автора первого белорусского учебника "Уголовно-исправительное право" и одного из разработчиков "Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности" Анатолия Шаркова, мораторий на смертную казнь в Беларуси не вводится из-за того, что общество еще не созрело для такого решения.
"Проблемой смертной казни я занимаюсь уже очень долго. Много об этом писал. И каждый раз не могу ответить на вопрос, необходима ли смертная казнь, однозначно", - признается профессор. По словам Анатолия Шаркова, сам он не сторонник смертной казни и длительных сроков заключения. Но к прощению людей, совершивших злостные преступления, прежде всего, должно быть готово общество. Есть ли такая готовность сейчас, профессор ответить затрудняется. Однако он уверен, что рано или поздно в Беларуси придут к отмене такой кары.
При этом Анатолий Шарков обращает внимание на то, что люди, приговоренные к пожизненному заключению - это "звери в клетке". Вряд ли они исправляются в местах лишения свободы. Но сохраняется шанс, что они выйдут на свободу. "И станет ли от этого обществу лучше?" - спрашивает юрист. Еще одной проблемой, на взгляд профессора, является отсутствие необходимых исследований на тему влияния возможной отмены смертной казни на белорусское общество. Не станет ли из-за этого больше тяжких преступлений? По словам Анатолия Шаркова, в России после введения моратория на смертную казнь выросло количество заказных убийств.
Европейское заимствование
Бывший адвокат Тамара Сидоренко, которой в числе немногих удалось добиться отмены смертного приговора для своего подзащитного, полагает, что в данном случае делаются неверные выводы. "Количество убийств в России возросло в связи с экономическим переделом сфер влияния, а не из-за введения моратория на смертную казнь", - говорит она.
По словам юриста, ссылки на плохую изученность вопроса также не являются актуальными. Ведь в Европе данная проблема исследована весьма глубоко и белорусам стоит просто воспользоваться заимствованным опытом. При этом ждать созревания общественного мнения также не надо. Тамара Сидоренко уверена, что мораторий на смертную казнь может быть введен простым политическим решением главы государства.
Студент юридического факультета Белорусского государственного ниверситета Сергей также считает, что мораторий на смертную казнь - уже созревшее и всем понятное решение. "Мы эту тему даже особо не обсуждаем. Понятно, что смертную казнь нужно отменять, как во всех нормальных странах. Здесь даже сомневаться не в чем", - полагает молодой человек.
Автор: Андрей Тимаров
Редактор: Юлия Сеткова