Суд в Приморье наказал офицера ФСБ, защитившего военного-правдоруба
Майор внутренней службы Игорь Матвеев был уволен вскоре после своего обращения в YouTube в мае прошлого года к президенту Дмитрию Медведеву, и против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в избиении подчиненных. Свидетельские показания дал следствию другой майор, сотрудник ФСБ Олег Карасев, но в суде заявил, что оговорил Матвеева под давлением начальства. Он сказал, что после этого уволился из ФСБ и потому вправе раскрыть правду.
Но военный суд счел, что Карасев был искренен именно на следствии, а солгал на процессе, и приговорил экс-сотрудника контрразведки к штрафу в размере 30.000 рублей ($1.020).
Адвокат осужденного намерен обжаловать вердикт в вышестоящем военном суде Тихоокеанского флота.
"Очевидно, что система наказывает тех, кто имеет смелость говорить вещи, неприятные военному начальству", - сказал Виталий Кралин журналистам.
В ближайшее время ожидается слушание дел еще трех военнослужащих, также обвиняемых в даче ложных показаний. В ходе предварительного следствия они подтвердили вину Матвеева, но на самом процессе также заявили, что майор никого не избивал.
В сентябре прошлого года Владивостокский гарнизонный военный суд признал Матвеева виновным, лишил воинского звания и приговорил к четырем годам лишения свободы. Вышестоящая инстанция позже снизила срок до 3,5 лет в колонии общего режима. Бывший участник военных действий федеральных сил в Чечне в 1990-х считает, что стал жертвой мести со стороны высокопоставленных лиц в командовании, задетых его публичными подозрениями в коррупции.
Публичное выступление офицера стало очередным выражением недовольства граждан - в погонах и без - масштабами всепоглощающей коррупции, существенных успехов в борьбе с которой не добился Кремль.
Сигналы с мест
Матвеев стал уже не первым госслужащим, избравшим YouTube для донесений Кремлю о коррупции. Он сообщил в видеообращении, что на территории воинской части МВД проживали китайские или северокорейские гастарбайтеры, а на продуктовом складе хранился собачий корм - консервы "Белка и Стрелка", хотя наклейки на банках гласили "Говядина в собственном соку". Он назвал этот эпизод проявлением "систематической коррупции", которой не коснулась начатая Кремлем реформа армии.
Спустя полгода после разоблачительных откровений майора военный гарнизонный суд Спасска-Дальнего вынес обвинительный приговор начальнику продовольственного склада указанной правдолюбцем воинской части внутренних войск прапорщику Вячеславу Герцогу. Суд установил, что прапорщик переклеил около 1.500 этикеток "Говядина отварная в собственном соку" на банки с кормом для собак, чтобы скрыть хищение, и приговорил его к штрафу 90.000 рублей ($3.060). Суд учел в качестве смягчившего вину обстоятельства то, что Герцог признал вину и выплатил воинской части 919.000 рублей в качестве возмещения ущерба.
Адвокаты сообщили, что против отбывающего наказание в колонии Матвеева возбуждено еще одно уголовное дело: он обвиняется в превышении должностных полномочий с применением насилия и в мошенничестве в крупном размере в отношении еще одного военнослужащего.
Как отмечает Reuters, Дмитрий Медведев, уступивший Владимиру Путину место в Кремле, провозглашал борьбу с коррупцией приоритетом, но Россия по-прежнему на дне ежегодно составляемого Transparency International рейтинга восприятия коррупции, на 143-й строчке в компании Белоруссии и Азербайджана. Россияне, согласно опросам, считают расцвет коррупции одним из главных провалов в политике 12 путинских лет, а инвесторы называют ее основным тормозом для развития бизнеса.