Пресса Британии: Путин демонстрирует США пренебрежение
В обзоре британских газет:
Запад нужен России
Financial Times в своей редакционной статье напоминает, что недавно избранный президент России Владимир Путин будет отсутствовать на саммите "большой восьмерки" в американском Кемп-Дэвиде.
О решении Путина не приезжать на саммит можно лишь сожалеть, считает газета. У президента США Барака Обамы и других лидеров вполне хорошие отношения с премьер-министром и бывшим российским лидером Дмитрием Медведевым, но всем известно, кто настоящий хозяин в Кремле. Более того, нынешнее поколение мировых лидеров плохо знает Путина лично.
Президент Обама и британский премьер-министр Дэвид Кэмерон встречались с ним лишь один раз. Но им необходимо обсудить с Путиным целый ряд серьезных вопросов – репрессии в Сирии, ядерную программу Ирана, будущее Афганистана, необходимость продолжить процесс сокращения вооружений и прочее.
Трудно избежать впечатления, что Путин хочет продемонстрировать США свое пренебрежение, считает издание. Во многом это связано с негодованием Москвы в связи с планами НАТО развернуть в Восточной Европе систему ПРО; планами, которые будут утверждены на саммите Североатлантического альянса в Чикаго на следующей неделе.
Ясно также, что Путин демонстрирует свое пренебрежение и "Большой восьмерке". Вполне возможно, что он считает ее старомодным западным клубом, в котором России нет места. Вместо этого он хочет подчеркнуть связи России с новыми мировыми влиятельными державами. Свой первый визит за рубеж он совершит в Китай. Путин также примет участие в саммите "Большой двадцатки" в Мексике, куда приедут лидеры таких стран, как Индия и Бразилия.
Какие можно сделать из этого выводы? - вопрошает Financial Times. Вполне вероятно, что хваленая "перезагрузка" отношений с США, объявленная в 2009 году, застопорилась. Экономика режима Путина очень зависит от высоких цен на нефть и другие полезные ископаемые. До тех пор пока эта ситуация не изменится, Путин не будет видеть необходимости вести серьезные переговоры с Западом.
Однако, продолжает газета, Путин не должен забывать о том, что цену за столь жесткую внешнюю политику заплатит сама Россия.
Если миссия США в Афганистане закончится провалом и там вернутся к власти талибы, то это ударит именно по России, так как через ее границы резко возрастет контрабанда героина. Если президент Сирии Башар Асад удержится у власти в Сирии, то для России это чревато последствиями на всем остальном Ближнем Востоке, так как она поддерживает лидера, чьего ухода со сцены хочет Лига арабских государств. Если Иран разработает ядерное оружие, то это должно волновать именно Россию, так как на ее южных границах возникнет новая угроза.
Если бы Путин был реалистом в области внешней политики, он бы стал обсуждать эти вопросы со своими западными коллегами, считает газета британского делового мира.
Проблема в том, что внешняя политика не является его основным интересом. Когда Путин вернулся в президентское кресло, он обнаружил, что население страны гораздо менее довольно его режимом, чем в прошлом. Из-за этого ему необходимо продемонстрировать народу России что он – сильный лидер.
Внешняя политика является лишь служанкой в деле достижения этой цели, пишет Financial Times.
Правосудие и примирение
Independent посвящает свою редакционную статью началу процесса в Гааге над бывшим командующим силами боснийских сербов генералом Ратко Младичем.
Как пишет газета, убийство в 1995 году в Сребренице более семи тысяч мусульман было самым страшным преступлением войны в Боснии. Это преступление выглядит еще более ужасным с учетом того, что оно произошло на континенте, жители которого были уверены в невозможности подобных зверств после Второй мировой войны.
Ратко Младич командовал силами боснийских сербов в Сребренице. Именно поэтому начало судебного процесса над ним - это событие эпохальное, и именно поэтому столь многие в бывшей Югославии и за ее пределами надеются, что в ходе Гаагского трибунала удастся добиться правосудия.
Суд над Младичем важен также и потому, что политический руководитель Младича Слободан Милошевич скончался в Гааге до завершения суда, и в его случае правосудие не восторжествовало.
Суд над бывшим лидером боснийских сербов Радованом Караджичем тянется уже третий год. Против Младича выдвигается лишь 11 обвинений. Он обвиняется, среди прочего в геноциде и совершении военных преступлений.
Прокуроры говорят, что его вина очевидна. Именно он командовал артиллерией, обстреливавшей Сараево. Именно он организовал массовые убийства в Сребренице. Именно он проводил политику этнических чисток. Также как и Караджич, Младич отрицает свою вину.
Международный трибунал в Гааге часто подвергался критике за слишком медленную работу.
Но эти два процесса станут как бы экзаменом для международного сообщества. Здесь мир сможет продемонстрировать свою способность привлекать к ответственности лиц, совершавших военные преступления.
Процесс этот также поможет примирению в бывшей Югославии. До тех пор, пока не будут представлены все доказательства и до тех пор, пока не будет вынесен вердикт, говорить о конце конфликта невозможно, пишет Independent.
Центральноазиатский лабиринт НАТО
Financial Times пишет, что одним из основных вопросов на назначенном на следующую неделю саммите стран НАТО в Чикаго будет Афганистан.
Президент Обама хотел бы продемонстрировать избирателям, что в этой стране достигнут определенный прогресс. Избиратели в 50 других странах, принимающих участие в операции в Афганистане, оказывают все большее давление на своих лидеров с тем, чтобы покинуть его как можно скорее.
Но, продолжает газета, люди, планирующие вывод войск из Афганистана, говорят, что для вывода оттуда всех войск, техники и оборудования нескольким тысячам военнослужащих и частных подрядчиков понадобится несколько лет.
Возврат оборудования стоимостью в 60 млрд долларов станет одной из крупнейших и сложнейших логистических задач в военной истории. Речь идет не только об оружии, но и, например, о 1300 тысячах контейнеров с полевыми кроватями, кондиционерами и другими предметами первой необходимости. Из Афганистана необходимо будет также вывести 70 тыс. единиц транспортных средств.
НАТО предстоит решить, что именно будет вывезено, что будет отправлено на свалку, а что будет продано.
Американским и британским войскам в Ираке удалось продать довольно много оборудования иракской армии. Остальное было вывезено через близлежащий Кувейт.
Силы коалиции направили в Афганистан больше оружия и оборудования, чем в Ирак. Большая часть все этого – непригодна для афганской армии. Но возврат оборудования на родину может быть бессмысленным с финансовой точки зрения.
Если посмотреть на карту региона, становится понятно, что простого пути вывода оборудования из Афганистана нет. Самый быстрый и дешевый путь лежит через пакистанский порт Карачи. Однако Пакистан закрыл свою границу для грузовиков коалиции и требует извинений от США за то, что в результате действий авиации НАТО были убиты пакистанские военнослужащие.
Альтернативный путь пролегает через страны Центральной Азии.
Тут тоже возникает целый ряд проблем. Афганистан окружен горными странами с авторитарными режимами, и местное население всегда готово что-либо украсть из проходящих автоколонн союзников.
Решение Пакистана означает, что сейчас транспортировка грузов в Афганистан осуществляется через территориию стран Центральной Азии и России, или же через Каспийское море в Азербайджан и далее.
Хотя, как пишет газета, Пакистан скорее всего вновь откроет свои границы для грузовиков коалиции, многие высокопоставленные представители НАТО уже пришли к выводу, что из-за нестабильности Пакистана большая часть груза будет вывозиться из Афганистана через Центральную Азию. Несмотря на плачевное состояние местных магистралей, необходимость пересекать высокогорные перевалы и пользоваться железными дорогами, которые находятся в таком плохом состоянии, что иностранные дипломаты отказываются ими пользоваться.
Политическая ситуация в Центральной Азии также непростая. Лидерам стран НАТО, и в особенности президенту Обаме, приходится вести переговоры и заключать соглашения с одними из наиболее авторитарных стран мира.
За транзит своих грузов США ежегодно выплачивают 500 миллионов долларов Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Узбекистану и Азербайджану. Пентагон отказывается предоставлять подробности этих сделок, но аналитики считают, что больше всех от них выигрывает президент Узбекистана Ислам Каримов, регулярно подвергающийся критике на Западе за положение с правами человека в его стране.
Все это может привести к конфузу в Чикаго, отмечает газета. Каримов требует, чтобы его пригласили на саммит в Чикаго, и дал понять, что хотел бы встретиться с президентом Обамой.
Но возможность быть сфотографированным вместе с таким лидером вряд ли понравится американскому президенту.
Обзор подготовил Борис Максимов, bbcrussian.com
Источник: Русская служба Би-би-си