Пресса России: Закон против "Калоши" и Pussy Riot
В обзоре российских газет:
Закон против "Калоши" и Pussy Riot
Парламентарии решили переписать 282 статью Уголовного Кодекса "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".
Депутаты уверены, что поправки сделают статью более конкретной и позволят выдвинуть, в том числе, обвинения организаторам премии "Серебряная калоша". Ели они будут приняты, то организаторам "Калоши" может быть назначен штраф в 300 тысяч рублей, либо до двух лет лишения свободы.
"Известия" приводят слова депутата-единоросса Алексея Журавлева, который считает, что сейчас статью 282 толкуют слишком широко, поэтому под ее действия подпадают совсем не те, кто по-настоящему разжигает вражду между конфессиями.
Для примера он привел в пример процесс над участницами панк-группы Pussy Riot, которых судят по статье "хулиганство", хотя, по мнению парламентария, действия девушек - это именно разжигание ненависти по религиозному признаку.
"Серебряная калоша", которая была вручена патриарху, - это чистой воды 282-я, здесь надо ужесточать наказание, - цитируют "Известия" Журавлева. - В очередной раз патриарх подвергся нападкам именно из-за своей патриотической позиции. Для многих православных это является оскорблением их религиозных чувств".
У организаторов "Серебряной калоши", как отмечает издание, предложения депутата вызвали недоумение. Ведущий скандальной премии Михаил Шац, услышав о том, что номинацию патриарха могут признать уголовным преступлением, даже не нашелся, что сказать.
"Это, конечно, не моя премия. Все это очень странно, - сказал Шац "Известиям". - Можно оценивать по-разному, но к религиозной ненависти это имеет меньше всего отношения".
В РПЦ, однако, уверены, что чувства верующих были оскорблены. Протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что оскорбление православных святынь и патриарха не менее опасное преступление, чем оскорбление по национальному признаку, осквернение могил или национального флага.
"Угроза кризиса изменила риторику Кремля"
"Независимая газета" пишет о проблемах, которые ждут правительство России на фоне надвигающегося кризиса и обострения внутриполитической ситуации.
В частности, на Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин отметил, что каждый, кто претендует на то, чтобы заниматься политикой, обязан выражать свою позицию исключительно в рамках закона. "Жажда перемен – это, безусловно, двигатель прогресса, но она становится контрпродуктивной и даже опасной, если ведет к разрушению гражданского мира и самого государства", - цитирует "НГ" слова президента.
Впрочем, издание пишет, что власти, похоже, придумали, как нейтрализовать возможную критику левых сил в адрес правительственных инициатив. Исполнить роль своеобразной подушки безопасности предложено открытому правительству.
Создание открытого правительства является инициативой Дмитрия Медведева. Согласно его планам, традиционный "узкий" кабинет в будущем может дополнить так называемое открытое правительство с участием представителей гражданского общества, которое должно стать площадкой для взаимодействия министров с представителями партий, местных органов власти и институтов гражданского общества.
Между тем, отмечает "НГ", необходимость диалога с оппозицией объясняется не только тем, что правительство Дмитрия Медведева обеспокоено сопротивлением полевевшей Думы. По словам главы фонда "Эффективная политика" Глеба Павловского, на которые ссылается газета, Медведев действительно сделал серьезную ставку на открытое правительство.
Павловский уверен, что, если в ходе противостояния власти и оппозиции укрепится третья сила, то в какой-то момент контроль за процессом потеряет и президент Путин.
Подмосковье - против!
Подмосковные депутаты против расширения Москвы за счет территорий Московской области. Как рассказывает газета "Коммерсант", они заблокировали принятие поправок к уставу региона, допускающих такое развитие ситуации. Как отмечает издание, не скрывает недовольства предстоящим расширением Москвы и губернатор Подмосковья Сергей Шойгу.
Он считает, что столицу нужно переносить основательно и по существу. "Это должны быть или Урал, или Сибирь, - цитирует "Коммерсант" слова губернатора. – Потому что страна у нас огромная и нам надо развивать и другие территории".
Шойгу полагает, что в России должно появиться несколько столиц, в том числе, деловая, финансовая и политическая.
Впрочем, полпред Подмосковья в Мособлдуме Михаил Андреев уверен, что решение подмосковных депутатов к планам расширения Москвы не имеет никакого отношения".
Он напомнил, что решение о расширении Москвы одобрено Советом федерации и имеет силу закона страны. "Просто некоторые господа, не разобравшись, поспешили заявить о назревающем конфликте, хоти ни малейшего повода для этого не было", - прокомментировал Андреев.
Тем не менее, по мнению главы Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, решение о расширении границ может быть отменено. "С точки зрения обоснованности расширения действительно есть много вопросов. В том числе странная карта, где администрация президента будет находиться в Звенигороде, а управление делами - в Щербинке, расстояние между которыми десять километров", - комментирует на страницах "Коммерсант" эксперт.
Он не исключает, что началось лоббирование отмены проекта "Большая Москва". "Что касается лоббистского давления, понятно, что были совершенно конкретные люди, заинтересованные, чтобы именно их земля выкупалась государством, но сейчас баланс влияния изменился. И тот же самый Шойгу заинтересован в том, чтобы переданная ему территория не сокращалась", - допускает Минченко.
Хакамада может вернуться
Предложение объединиться всем демократам, от лидеров "Яблока" и РПР–ПАРНАС до Алексея Кудрина и Михаила Прохорова, выдвинула общественный деятель Ирина Хакамада.
Хакамада убеждена, что только так можно будет победить "кремлевских спойлеров". "Запрет на создание блоков и либеральная концепция регистрации партий приведет к беспредельному количеству блох, направленных на отъем голосов у гигантов. И победить эту чушь можно только мегапартией", - считает Хакамада.
Ради создания мегапартии Ирина Хакамада готова вернуться в большую политику. А основу для объединенного демократического движения, по мнению Хакамады, должен предоставить бизнесмен Михаил Прохоров. "Кремль ему будет благодарен за это, потому что только так можно унять буйства и провокации на улицах", - считает она.
Член бюро РПР–ПАРНАС Илья Яшин считает, что предложение Хакамады – всего только мечта, хотя ее воплощение пошло бы на пользу демократическому движению. А председатель "Яблока" Сергей Митрохин говорит, что мысль о мегаобъединении демократов преждевременна. По его мнению, им сначала нужно научится хотя бы не мешать друг другу.
Вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что призыв к объединению демократов при всей его утопичности полезен. "Схожие идеи надо объединять под единым партийным флагом. Избирателю будет проще определиться. Что-то подобное Хакамада, кстати, проделала в 1999-м, когда была в СПС", - цитирует его "Независимая газета".
Эксперт подчеркивает, что каждой структуре нужны узнаваемые фигуры, особенно если они будут бороться не за лидерство, а агитировать за партию. "Если так, то почему бы ей не вернуться?", - допускает Макаренко.
Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си
Источник: Русская служба Би-би-си