Пресса России: против Сердюкова готово новое дело
"Благотворительность или спонсорская помощь"
"Коммерсант" пишет о первом уголовном деле, фигурантом которого станет экс-министр обороны Анатолий Сердюков.
По информации газеты, в процессе проверки военные следователи установили, что принадлежащая мужу сестры Анатолия Сердюкова Валерию Пузикову закрытая база отдыха "Житное", расположенная в дельте Волги и ориентированная исключительно на прием VIP-персон и организацию для них рыбалки, стала чуть ли не объектом номер один для оборонного ведомства.
К базе, которую военные называли между собой министерской дачей, минобороны не только построило дорогу, но и полностью озеленило ее за свой счет.
Солдаты срочной службы, которых вертолетом забросили на министерскую дачу, работали там в течение месяца. Но после их отъезда "Житное", как рассказывает "Коммерсант", приобрело вид настоящего оазиса в астраханской степи. И именно здесь впоследствии рыбачили в августе 2011 года тогдашние президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин.
Учитывая, что работы по озеленению проводили за счет военного ведомства, но в интересах совладельца ООО "Житное" Валерия Пузикова, военные следователи посчитали, что неустановленные пока руководители минобороны, командировавшие солдат в Икрянинский район, злоупотребили своими должностными полномочиями, сообщает "Коммерсант".
Газета отмечает, что, опросив свидетелей, в число которых попали все заместители бывшего министра обороны и даже начальник Генштаба, следствие установило, что дорога к "министерской даче", как и ее озеленение, проводилась по личному указанию Анатолия Сердюкова. Он же утверждал своей подписью и все касающиеся строительства документы: проект, смету, график производства работ.
Отчасти признал свое участие в коммерческом проекте и сам Анатолий Сердюков, допрошенный в Следственном комитете 11 января в качестве свидетеля по уголовному делу "Оборонсервиса" и опрошенный тогда же в рамках проводимой проверки. Во всяком случае, экс-министр признал, что является родственником совладельца "Житного" Пузикова, а сам он "бывал на этом объекте по долгу службы".
По мнению адвоката Анатолия Сердюкова Генриха Падвы, в "дорожном" эпизоде отсутствует личная заинтересованность экс-министра; нет и нанесенного минобороны ущерба, а, следовательно, и оснований для возбуждения уголовного дела он не видит. "Дорога, как и земля под ней, стала собственностью минобороны, - пояснил "Коммерсанту" Падва. - Ведомство может продать ее, сдать в аренду и получить с этого прибыль".
Проведенное же по команде Анатолия Сердюкова озеленение "Житного" Генрих Падва и вовсе назвал "мелочовкой на фоне фигурирующих в деле "Оборонсервиса" миллиардов". Это вполне можно считать "благотворительностью или спонсорской помощью, которую имело право оказывать оборонное ведомство".
Обряд по закону
Массовые религиозные мероприятия могут попасть под закон о митингах. Об этом в свежих номерах пишут "Новые Известия", "Российская" и "Независимая" газеты.
Министерство юстиции России подготовило законопроект, согласно которому богослужения и другие религиозные обряды можно будет проводить без согласования с властями только на территории культовых сооружений, зданий и их земельных участков. В остальных же случаях потребуется согласование.
Законопроект, подготовленный минюстом, предлагает внести поправки в закон о свободе совести и религиозных организациях. Он подробно перечисляет места, где публичные религиозные обряды могут совершаться беспрепятственно. Например, в культовых зданиях и помещениях. Как объясняет "Российская газета", имеются в виду церкви, мечети, синагоги и т.п. Еще публичные обряды без дополнительной визы властей возможны в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях.
Однако если надо провести какую-то церемонию вне оговоренных в документе мест, то публичные обряды надо будет согласовывать с местными властями в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Впрочем, как отмечает "Независимая газета", ведущие религиозные объединения не выражают озабоченности по поводу принятия документа. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин в беседе с "НГ" подчеркнул, что верующие люди всегда законопослушны, что уведомление соответствующих структур мусульмане России практикуют уже много лет.
В Московской Патриархии инициатива минюста тоже не вызвала идиосинкразии. "Этот документ не нарушает права Церкви. Возможно, он нуждается в некотором уточнении. Само определение публичного религиозного обряда и церемонии, наверное, можно как-то усовершенствовать", - приводит газета слова главы юридической службы Патриархии инокини Ксении (Чернеги).
Адвокат Анатолий Пчелинцев, доктор юридических наук и профессор Центра изучения религий РГГУ, назвал поправку ожидаемой, но, с его точки зрения, вся эта регламентация является излишней. "Цель этой поправки – ограничить свободу совести для представителей религиозных меньшинств. Это только их коснется – больше никого. В частности, речь идет о "Свидетелях Иеговы", которые проводят свои публичные мероприятия на стадионах. Закон никоим образом не коснется крупных религий", - говорит он.
Впрочем, замечает эксперт, есть один момент, который связан с жертвоприношениями во время празднования мусульманского Курбан-байрама: "Здесь требуется в законе более подробно прописать. Отдельно – норму о соблюдении санитарно-гигиенических норм. Отдельно – о соблюдении нравственных норм, поскольку зрелище не из приятных".
Эксперт уверен – проект минюста требует обсуждения: "Если не в России, то на Северном Кавказе с ним потенциально могут возникнуть проблемы. Там религия – образ жизни, и этот закон может внести диссонанс в эту гармонию".
"Новые Известия" приводят по поводу нового законопроекта комментарий политолога Павла Силина.
"С одной стороны, это продолжение тренда на закручивание гаек, когда любое массовое мероприятие, вне зависимости от его целей, рассматривается властью как потенциальная угроза, - говорит политолог. - Если раньше согласованию подлежали мероприятия социально-политического плана, то сейчас, судя по событиям в Петербурге, мы видим, что требуют согласования даже на массовую игру в снежки. С другой стороны, если брать религиозные мероприятия, то особенно в крупных городах часто возникают проблемы празднования различных религиозных праздников".
Хасидское достояние народа
"Независимая газета пишет" о ситуации, возникшей вокруг библиотеки Шнеерсона. Дело в том, что суд округа Колумбия в США обязал российское правительство выплачивать американским хасидам по 50 тысяч долларов ежедневно до тех пор, пока им не будет возвращена коллекция книг любавичского раввина Йозефа Ицхака Шнеерсона. Спор о принадлежности библиотеки продолжается уже более 20 лет.
"НГ" отмечает, что решение суда в Вашингтоне было принято вопреки возражениям министерства юстиции США, которое сочло, что суд не имеет полномочий вводить такие санкции в отношении России и эти меры не соответствуют интересам американской внешней политики и даже наносят ей ущерб. Адвокаты хасидского движения "Хабад Любавич", в свою очередь, заявили, что будут добиваться наложения ареста на российскую собственность в США, если Москва и впредь будет игнорировать решения суда.
Российские власти утверждают, что библиотека Шнеерсона никаким образом не связана с американской организацией "Хабад", она исторически формировалась на территории России и представляет собой национальное достояние всего российского народа. При этом все книги и документы, входящие в коллекцию, были национализированы, так как у Шнеерсонов не осталось законных наследников.
Издание напоминает, что в 2011 году в США была предпринята попытка арестовать экспонировавшуюся там коллекцию русских икон. Тогда ситуацию удалось уладить, однако с тех пор Россия приостановила организацию выставок за океаном.
Сейчас российский МИД пригрозил жесткими ответными действиями в случае, если из-за дела, связанного с библиотекой Шнеерсона, в США будет арестовано российское государственное имущество, не защищенное дипломатическим иммунитетом.
В беседе с "НГ" заместитель директора Института США и Канады Валерий Гарбузов сказал, что "с библиотекой Шнеерсона нам необходимо разобраться самим". Он напомнил, что еще в 1991 году Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными и обязал Библиотеку имени Ленина вернуть им коллекцию.
Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы – национальное достояние советского народа. Однако вскоре пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущее решение, и коллекция осталась в Российской государственной библиотеке. Более того, в 1995 году при проверке выяснилось, что некоторые рукописи пропали. Как сообщили СМИ, они были обнаружены на черном рынке в Израиле. И таких детективных историй с коллекцией Шнеерсона приключилось немало.
"Что же касается возражений минюста США против введения санкций в отношении России, то его больше заботит нормальный культурный обмен с Россией, чем сама библиотека Шнеерсона", – считает Гарбузов.
Источник: Русская служба Би-би-си