Последние дни Сталина: мифы и версии

Спустя 60 лет после смерти фигура Иосифа Сталина остается в центре внимания россиян и вызывает яростные споры. Многие вопросы не выяснены до конца.
Последние дни Сталина: мифы и версии
АР

Мифы и версии, связанные с последними годами и днями жизни великого диктатора, обсуждают историки Владимир Лавров и Алексей Исаев, писатель Александр Никонов и обозреватель Русской службы Би-би-си Артем Кречетников.

Что было бы, если бы...

Артем Кречетников: Советский период истории России четко делится на сталинский и послесталинский. 60 лет назад началась новая эпоха. А что было бы со страной и миром, проживи он дольше?

73 года - возраст не юношеский, но и не критический. Мугабе 89, а он продолжает править. При этом Зимбабве - страна маленькая, а имея в руках такое государство, как СССР, можно много чего наделать.

Владимир Лавров: Предполагалась новая волна репрессий против высшего руководства. Готовилось выселение евреев. Об этом можно говорить с уверенностью.

Касательно перспектив Третьей мировой войны, дело обстоит сложнее. Во всяком случае, Сталин был убежден, что она грядет. Учитывая, какой властью он обладал, нахождение такого человека во главе великой державы было опасно и для нее, и для всего мира. Произойти могло все, что угодно.

Александр Никонов: Если бы Сталин прожил дольше, Советский Союз после его смерти развалился бы быстрее, потому что весь ресурс терпения и жизни был бы выбран.

Алексей Исаев: Сталин мог перевести СССР на рельсы мирного сосуществования скорее и эффективнее, чем его преемники.

Вскоре после его смерти геостратегическая обстановка кардинально изменилась. Ключевым моментом стало появление термоядерного оружия. Хрущев попытался изменить политику в сторону демилитаризации и опоры на оборонительный ядерный щит, но не мог решительно бороться с оппозицией своему курсу. Его свернули в бараний рог, и начался маразм с гонкой вооружений, который привел страну к коллапсу.

Сталин, как человек жесткий, мог бы задавить воротил армии и ВПК. Хрущев не справился, Сталин бы справился.

Артем Кречетников: Писатель Феликс Чуев, взявший серию эксклюзивных интервью у опального Молотова, процитировал в книге его слова, что при Сталине мы за 10 лет покончили бы с мировым империализмом. Молотов знал, что говорил?

Алексей Исаев: Думаю, это бравада. Молотов был оттеснен от власти, все, что делалось в 1960-х, 1970-х годах, ему не нравилось, и он выставлял свою эпоху великой в пику Хрущеву и Брежневу.

Владимир Лавров: Не покончили бы. Покончить с обществом, обладающим более передовой и сильной экономикой, невозможно.

Артем Кречетников: СССР победил Германию ценой колоссального напряжения всех сил и огромных жертв, при этом рейх располагал ограниченными материальными и людскими ресурсами, сражаться приходилось на одном фронте и имея союзников. Выиграть глобальную войну с Америкой, а фактически, со всем миром, было бы куда сложнее. Вопрос, понимал ли это Сталин?

Александр Никонов: Как говорил Билл Клинтон, "все дело в экономике, дурачок!". Экономика, державшаяся на палке и пуле, принуждении и пропаганде, не обеспечивала базу для мировой гегемонии. СССР осуществил индустриализацию на западных технологиях и крови крестьян и зэков, и тут же снова впал в технологическое отставание.

Загадка смерти

Артем Кречетников: А как вы относитесь к версии, что Сталин был отравлен соратниками?

Если исходить из принципа: "Кому на пользу?", такой вывод напрашивается. С другой стороны, сомнительно, что в атмосфере террора кто-то посмел бы даже подумать о покушении. Все, что подавалось на сталинский стол, тщательно проверялось, доступа на кухню члены президиума ЦК не имели, а довериться в таком деле поварам и охранникам значило бы играть со смертью.

Естественная кончина Сталина выглядит, извините за каламбур, вполне естественно. Он был немолод, курил, пил, превращал ночь в день, любил жирную и острую пищу и не любил обследоваться и лечиться.

Алексей Исаев: Считаю это маловероятным. Конспирологические версии всегда популярны, но никаких убедительных доказательств не представлено.

Владимир Лавров: Уйти ему помогли, это исторический факт. Ему не оказали вовремя медицинскую помощь, решающую роль в этом сыграл Берия. Могли ли помочь в большей степени? Нельзя исключить полностью. Шла борьба за выживание, это были такие люди… Откуда мы знаем, какая агентура имелась у Берии в окружении Сталина? Всей правды, чтобы судить со стопроцентной уверенностью, мы не узнаем никогда.

Александр Никонов: Совершенно неважно, был он отравлен, или нет. Ушел, и слава Богу!

Война во льдах

Артем Кречетников: До появления межконтинентальных баллистических ракет главная проблема в военном противостоянии с Америкой заключалась для СССР в том, что та находится за океаном. В последние годы опубликованы материалы, указывающие на то, что Сталин вроде бы нашел выход из стратегического тупика и готовил удар через Чукотку, Берингов пролив, Аляску и Канаду, а идею подал маршал Василевский.

На крайнем северо-востоке СССР была развернута 14-я общевойсковая армия, ударными темпами возводились военные базы и аэродромы. От Салехарда вдоль побережья Ледовитого океана тянули железную дорогу. Проектировались гигантские десантные подлодки для доставки к берегам Орегона и Калифорнии морской пехоты и бронетехники. Советские экспедиции "Северный полюс" до 1956 года были засекречены и занимались, по имеющимся данным, в основном проработкой возможности создания аэродромов подскока на дрейфующих льдах.

Как свидетельствуют рассекреченные за давностью лет американские документы, их политики и стратеги проглядели эту угрозу, по привычке концентрируя внимание на Европе и Ближнем Востоке.

Алексей Исаев: Советские планы Третьей мировой войны все-таки касались в основном Европы. Чукотка - не тот плацдарм, чтобы оттуда куда-то скакать.  

Гигантские субмарины - это чепуха. Были какие-то черновые идеи, конструкторы оружия всегда что-то предлагают и лоббируют, но в реальности советский подводный флот являлся калькой с немецкого и предназначался для действий на коммуникациях в Северной Атлантике.

Насчет аэродромов - правда. В доракетную эпоху вопрос доставки боезарядов на территорию США чрезвычайно занимал руководство СССР.

Что касается действий сухопутных войск, вряд ли они были возможны по причине неразвитости транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере.

При жизни Сталина у СССР было крайне мало атомных бомб, и ввязываться в войну при таком раскладе было бы безумием.

Артем Кречетников: Исторических документов недостаточно. В научном обороте находятся лишь два материала, позволяющих косвенно судить о послевоенных планах Сталина.

Соратник Иосипа Броз Тито Милован Джилас свидетельствует, что на переговорах с югославской делегацией в апреле 1945 года советский лидер заявил: "Война скоро закончится, через 15-20 лет мы оправимся, а затем снова!".

8 января 1951 года на совещании генеральных секретарей компартий и военного руководства государств восточного блока начальник советского генштаба Сергей Штеменко потребовал "должным образом развернуть армии социалистических стран" к концу 1953 года.

Маршал Рокоссовский, тогда министр обороны ПНР, заметил, что "армию, создание которой предлагает Штеменко для Польши, они планировали иметь к 1956 году". Сталин заявил: "Если Рокоссовский может гарантировать, что до 1956 года не будет войны, то можно соблюдать первоначальный план развития, но если нет, то будет правильнее принять предложение Штеменко".

Владимир Лавров: Масса документов не опубликована. Юрий Андропов в свое время произнес знаменитую фразу: "Мы не знаем, как следует, общества, в котором живем". Мы не знаем, как следует, советского периода нашей истории.

Что говорить об Америке, когда мы не можем сказать с уверенностью, намеревался ли Сталин нанести первый удар по Гитлеру! Военные планы частично опубликованы, но было ли политическое решение?

Я слышал, что Борис Ельцин собирался открыть большую подборку каких-то документов, а затем передумал, сказав, что народ не готов услышать такую правду. Что это могли быть за документы? Вероятно, касающиеся решений, оставшихся неосуществленными, иначе скрывать было бы нечего.

Артем Кречетников: 5 марта 1953 года было принято секретное постановление, опубликованное лишь 41 год спустя: "Поручить Маленкову Г.М., Хрущеву Н.С., Берия Л.П. принять меры к тому, чтобы документы и бумаги тов. Сталина были приведены в надлежащий порядок". Можно не сомневаться: порядок навели!

Александр Никонов: Уверен, что такие планы были. Сталин не мог не понимать, что до тех пор, пока существует Америка, ему ничего не светит. Даже если удастся подчинить себе Европу - дальше океан, и за ним вечный соперник, которого надо все время догонять, да еще бороться с соблазнами его вольного гедонистического образа жизни.

В 2000 году я как журналист ездил на Чукотку освещать губернаторскую кампанию Романа Абрамовича и видел там воинскую часть с большим количеством танков, существовавшую с начала 1950-х годов. Ехать танкам было некуда, и даже вкопать их в землю для обороны на случай американской агрессии было невозможно из-за вечной мерзлоты.

До войны главным потенциальным противником являлась Германия, но и об Америке Сталин не забывал. Чкаловский перелет был на самом деле испытанием дальнего бомбардировщика, а американцы хлопали в ладоши! Сталин умел мыслить стратегически, это у него отнять нельзя.

Сталин и евреи

Артем Кречетников: По имеющимся данным, внезапная смерть Сталина спасла советских евреев от участи крымских татар, если не хуже.

"Дело врачей" должно было завершиться вынесением смертных приговоров и публичными казнями через повешение в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Свердловске.

Николай Булганин впоследствии утверждал, что получил указание подготовить для депортации железнодорожные эшелоны с охраной, а Никита Хрущев писал в мемуарах, что Сталин в его присутствии сказал: "Доехать должны не больше половины".

А чем евреи ему мешали?

Алексей Исаев: Вот именно! Крымских татар и горцев Кавказа обвиняли в коллаборационизме и выселили в ходе войны, а евреев в 1953 году за что? На мой взгляд, это все конспирология на пустом месте.

Владимир Лавров: Мешали тем же, чем все, кого он репрессировал и выселял.

Артем Кречетников: Возможно, Сталин считал евреев ненадежным элементом на случай войны с Америкой?

Александр Никонов: Да не любил он их, и все тут! Были политические мотивы, были старые счеты с Троцким и прочей "гвардией", но в основе лежал зоологический антисемитизм, для которого рациональных причин не нужно. Почитайте воспоминания сталинского секретаря Бориса Бажанова, который сбежал в Иран в 1928 году: Сталин уже тогда в узком кругу отпускал антисемитские замечания.

Артем Кречетников: Примерно за месяц до смерти Сталина министр иностранных дел Андрей Вышинский доложил на президиуме ЦК о неизбежной резкой реакции Запада на депортацию евреев. Члены руководства один за другим начали высказываться в его поддержку.

Обычно хладнокровный Сталин сорвался на крик, назвал выступление Вышинского меньшевистским, а соратников - "слепыми котятами".

Участникам заседания запомнилась фраза: "Мы никого не боимся, а если господам империалистам угодно воевать, то нет для нас более подходящего момента, чем этот!"

Эдвард Радзинский полагает, что депортация евреев имела целью спровоцировать Запад и получить предлог для войны.

Александр Никонов: Мировая война из-за этого не разразилась бы. Скорее уж, Сталин хотел обвинить Запад во вмешательстве во внутренние дела СССР и еще крепче завинтить гайки внутри страны. А скорее всего, его бурная реакция отражает просто эмоциональную нелюбовь к евреям.

Тень 37-го года

Артем Кречетников: Многое указывает на то, что казнь врачей призвана была стать началом громадного шпионского дела: главный враг - Соединенные Штаты, их подручные - "врачи-убийцы", имевшие покровителей в высших эшелонах власти.

Сталин перетряхнул спецслужбы по лекалам предвоенного Большого Террора.

Во главе госбезопасности был поставлен клон Ежова - партаппаратчик Игнатьев, без профессионального опыта и связей внутри ведомства.

Следователей с Лубянки, отправивших на смерть сотни людей, обвинили в том, что они, оказывается, "боролись с врагами в белых перчатках" и заменили честолюбивыми выдвиженцами.

Топор был занесен над Берией, Молотовым, Микояном, Ворошиловым. Константин Симонов писал в мемуарах, что именно таковы были ожидания московской элиты.

Санкционировав "мингрельское дело", Сталин прямо указал руководству МГБ: "Ищите Большого мингрела". Против Молотова и Микояна он выдвинул политические обвинения на пленуме ЦК, а Ворошилова, пока в узком кругу, называл "английским шпионом".

С 37-м годом понятно: Бухарин, Зиновьев, Каменев, Тухачевский никогда не были до конца лояльны Сталину, видели в нем не вождя, а первого среди равных. Но зачем было уничтожать Молотова и Ворошилова, служивших верой-правдой десятки лет?

Алексей Исаев: А их точно собирались уничтожить? Лично у меня есть сомнения.

Владимир Лавров: Сталин периодически менял окружение, в том числе верхушку госбезопасности, потому что боялся заговора, или, точнее, тени заговора. Обычное поведение тирана, пролившего много крови, а сталинская подозрительность превосходила все разумные рамки.

В прошлом году я посетил бывшую дачу Сталина на Холодной Речке [в районе Сочи], и видел кресло, сделанное так, что если выстрелить в спинку, пуля увязнет в специальном материале. Опасаться покушения у себя на даче, от собственных охранников? В таком состоянии нужно обращаться к психиатру.

Александр Никонов: Сталинские чистки были своеобразной формой карьерных лифтов, обеспечивавших динамизм системы. Убирать заевшихся, зазнавшихся, переставших ловить мышей, и заменять молодыми и рьяными. То же самое происходит при демократии, только не путем репрессий, а путем выборов.

Источник: Русская служба Би-би-си



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK