Борис Березовский. История жизни великого комбинатора
Его называли "серым кардиналом", "злым гением", "великим комбинатором" и "делателем королей".
Он быстро говорил, потому что быстро думал, умел, как Юлий Цезарь, заниматься десятью делами сразу, фонтанировал идеями и не признавал непреодолимых препятствий.
В советской реальности широко бытовало понятие "нужный человек": тот, у кого есть связи, кто умеет все достать и устроить. Березовский был "нужным человеком" гигантского масштаба.
В Кремле второй половины 1990-х годов его недолюбливали, но, когда возникала сложная проблема, говорили: "Зовите Березовского, он что-нибудь придумает". Он был непревзойденным мастером многоходовых комбинаций, посредничества и согласования интересов. Его главным талантом было искать и находить возможности.
Способный человек не потеряется при любом строе. Сын рядового инженера-строителя и медсестры, Березовский и в СССР был состоявшимся и успешным: в 1983 году защитил докторскую диссертацию по модной и перспективной кибернетике. Кто-то из журналистов пошутил, что, не случись перестройки, академик Березовский и отставной секретарь обкома Ельцин могли бы оказаться соседями по привилегированному дачному поселку.
Но грянул август 91-го, и Березовский с головой кинулся сначала в бизнес, а затем в политику.
Лаборатория московского Института проблем управления, где работал Березовский, занималась внедрением своих разработок на АвтоВАЗе. В 1989 году будущий олигарх помог с кандидатской диссертацией заместителю генерального директора Александру Зибареву и завязал отношения с руководством советского автомобильного гиганта.
После начала рыночных реформ созданная Березовским компания "ЛогоВАЗ" сделалась общенациональным дилером по продаже автомобилей "Жигули".
Бизнес Березовского всегда был диверсифицирован, построен на сложных схемах и косвенном контроле. Вся Россия знала, что Ходорковский - это нефть, Мордашов - сталь, а Дерипаска - алюминий. Чем, собственно, владеет и управляет Березовский, знали только посвященные.
На политической арене
На политическую арену Борис Абрамович вышел осенью 1994 года, когда при посредничестве своего знакомого, спичрайтера Бориса Ельцина Валентина Юмашева, устроил публикацию в финской типографии мемуаров президента.
Вскоре последовала реорганизация Первого канала в Общественное российское телевидение. Суть состояла в том, что государство сохранило за собой 51% акций канала, но не вкладывало в него ни копейки, а Березовский, сначала с другими акционерами, а потом практически единолично, взял его на содержание и в доверительное управление.
К началу 1996 года рейтинг Бориса Ельцина из-за непопулярных реформ и войны в Чечне катастрофически упал. Влиятельная силовая группировка в его окружении утверждала, что выиграть выборы невозможно и предлагала отменить их. Это лишило бы президента легитимности. Ельцин превратился бы в заложника силовиков.
На встрече в швейцарском Давосе в феврале 1996 года группа влиятельных бизнесменов решила взять предвыборную кампанию Ельцина в свои руки . Победы удалось добиться, мобилизовав подконтрольные этим бизнесменам финансовые, медийные и интеллектуальные ресурсы. Мозгом и мотором всего дела был Березовский, главным менеджером - Анатолий Чубайс.
По мнению многих, именно выборы 1996 года стали моментом грехопадения российской демократии и российской журналистики. Кампания велась методами, зачастую напоминавшими оболванивание, "олигархические" СМИ откровенно играли в одни ворота и, главное, скрыли от общества информацию о плачевном физическом состоянии кандидата.
Другие возражают, что организаторы той кампании действовали в состоянии крайней необходимости и почти в безвыходном положении спасли демократию, которой в ином случае грозила бы либо мстительная коммунистическая реставрация, либо превращение Ельцина в диктатора.
Отношения с Кремлем
В 1996-1997 годах состоялся самый значительный акт приватизации - залоговые аукционы.
Их участники, уже заработавшие к тому времени начальный капитал, выдали государству займы под залог крупнейших и наиболее "лакомых" предприятий, в основном в сфере нефтедобычи и горнорудной промышленности.
Не делалось особого секрета из того, что правительство не собирается возвращать долги, и по истечении установленного срока предприятия перейдут в собственность кредиторов.
Участие в залоговых аукционах сделало узкий круг просто богатых людей всемогущими "олигархами".
По мнению многих, Борис Ельцин так отблагодарил "придворных банкиров" за поддержку в ходе предвыборной кампании 1996 года.
Образовавшаяся таким образом "семибанкирщина" приобрела такую мощь, что возникла шутка о смене политбюро на "олигбюро".
Борис Березовский, по воспоминаниям участников событий, претендовал на роль его "генерального секретаря" и посредника в отношениях с Кремлем, фактически целиком уйдя из бизнеса в политику. В многочисленных интервью он безапелляционно рассуждал о том, как решать чеченский вопрос, кого следует назначить премьер-министром, и кто может стать преемником Ельцина, а кто "неизбираем".
Возник анекдот: Господь Бог выходит из кабинета Березовского, растерянно скребя в затылке и бормоча: "Ну почему же я - всего лишь вице-президент?".
Притязания Березовского, которого никто никем не выбирал, стали вызывать растущее раздражение и публики, и других олигархов. Прозвучало слово "распутинщина". При этом, по оценкам осведомленных инсайдеров, степень его влияния сильно преувеличивалась как демонизировавшими его противниками, так и им самим.
Тучи над головой
По практически единодушному мнению историков, скоробогачи 1990-х годов, волей судеб оказавшиеся в эпицентре большой политики, оказались неспособными справиться со своей миссией. Они не сумели отличить главное от второстепенного и передрались из-за добычи.
Не прошло и года после выборов, а газеты, всегда считавшиеся демократическими, перестали выбирать выражения в статьях с критикой Ельцина и Чубайса. Модной стала мысль: нет, оказывается, никакой борьбы за свободу, есть борьба за контроль над финансовыми потоками.
В результате не среди безработных и бомжей, как на Западе, а среди умных, продвинутых людей сделалось модным не ходить на выборы. Чума на оба ваши дома, все одним миром мазаны, низкие людишки используют нас в своих интересах, нормальный человек в эти игры не играет!
Сформировалась генерация умных циничных политтехнологов, бравирующих тем, что им все равно, что проводить, приватизацию или коллективизацию, лишь бы возглавлять процесс и делать это эффективно. С большим или меньшим основанием, их прозвали "птенцами гнезда Березовского".
В 1999 году над головой Березовского сгустились тучи. Премьер Евгений Примаков, одно время рассматривавшийся как естественный и единственно возможный преемник Ельцина, откровенно считал его олицетворением зла.
На "кремлевскую Семью" обрушился влиятельный телеканал НТВ Владимира Гусинского. Фактически, ведущие телеканалы тогда играли роль, которую в странах развитой демократии играют партии. За власть боролись "партия ОРТ" и "партия НТВ".
"Проиграл войну"
И снова "российский кингмейкер" сделал чудовищное усилие и за считанные месяцы переломил безнадежную ситуацию. По информации осведомленных людей, его жесткая умелая рука стояла и за успехом на думских выборах новоиспеченной партии "Единство", и за головокружительным взлетом Владимира Путина.
Но победа оказалась пирровой. Очевидно, Березовский так и не понял, что никакой президент, даже многим ему обязанный не согласится на роль марионетки, а роль просто влиятельного человека не устраивала его самого.
Владимир Путин, если не ликвидировал, то значительно урезал политическое влияние большого бизнеса, начав с самого колоритного его представителя. Часть россиян считает, что жертвами этой борьбы заодно оказалась плюралистическая демократия.
Вероятно, будь у Березовского чуть меньше неуемной энергии и амбиций, он оставался бы в российской политике до конца жизни. Но, подобно старухе из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке", он все время повышал ставки и в конце концов оказался у разбитого корыта.
Уже в 2001 году Березовский сдал думский мандат и эмигрировал в Лондон, объяснив свой поступок тем, что он "не может достучаться до президента", который с ним не считается. Недруги ехидно вопрошали, а с какой стати президент должен как-то особенно считаться с одним из 450 депутатов?
Британцы говорят, что их страна иногда проигрывает сражения, но никогда не проигрывала войн. Борис Березовский выиграл практически все сражения, в которых участвовал, но проиграл войну.
Источник: Русская служба Би-би-си
ВИДЕО: УМЕР БЕРЕЗОВСКИЙ