Кризис в Египте: новая популистская тактика военных
Сам Мурси и его сторонники считают его военным переворотом против законно избранного президента.
Представители противоположного лагеря под предводительством движения "Тамарод", которое в последние дни вывело на улицы миллионы египтян, заявляют, что этот шаг отражает выбор народа.
Нынешнее вмешательство военных в политику отличается от того, что происходило во время свержения Хосни Мубарака в феврале 2011 года.
Тогда Высший совет вооруженных сил фактически являлся законодательной и исполнительной властью Египта, издавал конституционные декларации и сделал в глазах оппозиции ряд ошибок, в частности, распорядившись провести проверки на девственность женщин-заключенных.
Судя по всему, армия провела работу над ошибками и на этот раз сумела привлечь на свою сторону практически все политические силы страны, за исключением "Братьев-мусульман" и бывших боевиков из группировки "Аль-Гамаа аль-Исламия", отказавшихся, как сообщается, от приглашения к диалогу.
На этот раз военные не узурпируют власть, а сотрудничают с другими.
Они разместили свои подразделения и танки в городах страны, чтобы избежать насилия со стороны сторонников Мурси, и отключили несколько исламистских телеканалов, таких как Misr 25 "Братьев-мусульман" и салафитского Hafez, дабы те не могли передать призывы к беспорядкам.
Армия следит за выполнением "дорожной карты", разработанной несколькими организациями и группами, в том числе исламским университетом "Аль-Азхар", коптской церковью, партией салафитов "Нур", представителями "Тамарод", а также лидером оппозиции Мохаммедом Барадеи.
На страже стабильности
Представители вооруженных сил Египта вступили в контакт с властями США, Евросоюза и ряда арабских стран, заверив их, что речь идет о гражданском, а не военном правлении в переходный период.
Важно и то, что военных поддержали не только миллионы демонстрантов, но и полиция.
Произошедшая в Египте смена власти формально Нажать подходит под определение военного переворота. Однако армейская верхушка, по ее словам, не собирается удерживать власть.
В этом состоит отличие от переворота 1952 года группы "Свободные офицеры" во главе с полковником Насером, благодаря которому Египет стал республикой.
Сегодня военные следят лишь за выполнением "дорожной карты" и передачей власти – основные роли, пока не состоялись президентские и парламентские выборы, Нажать принадлежат временному президенту и новому правительству.
Армия существенно улучшила свой имидж в глазах египтян, выступавших против правления бывшего президента.
Сам Мурси наращивал борьбу против военных и демонстрантов, заручившись поддержкой лишь собственной партии, что в конечном итоге стоило ему президентского кресла.
Что касается международной реакции на происходящие в Египте события, то она была осторожной. Запад не хочет выглядеть так, будто он поддерживает переворот.
При этом он готов сотрудничать с любыми силами во главе Египта, поскольку имеет в стране собственные интересы.
Египетские вооруженные силы стоят на страже стабильности страны, начиная с 1952 года – в силу слабости государственного аппарата и хрупкости существующей в стране демократической системы.
В нынешней ситуации армия вновь показала, что по-прежнему является самым сильным и влиятельным институтом Египта.
Источник: Русская служба Би-би-си