Павел Ходорковский верит, что отца освободят - интервью
Михаил Ходорковский был арестован в октябре 2003 года.
В 2010 году ему был вынесен второй приговор за преступления, связанные с деятельностью некогда крупнейшей в России нефтяной компании ЮКОС.
Ряд последующих судебных инстанций смягчили исходный приговор к 13 годам тюрьмы, благодаря чему теперь срок Ходорковского должен истечь в августе будущего года.
Михаил Ходорковский никогда не признавал вину, называя все выдвинутые против него обвинения "политически и коррупционно мотивированными".
Если выйдет Лебедев
Ведущий программы Би-би-си Hardtalk ("Жесткий разговор") Стивен Сакур напомнил Павлу Ходорковскому, что еще год назад тот говорил, что его отец под тем или иным предлогом останется в тюрьме до тех пор, пока Владимир Путин сохраняет контроль над рычагами власти в России.
Ходорковский ответил, что за истекший год он обрел оптимизм. "В России многое изменилось, - сказал он, - во внутренней политике много чего происходит, и власть обеспокоена совсем другим. Поэтому я думаю, что настало подходящее время", - по-английски отметил Павел Ходорковский.
Он сказал, что будет наблюдать за тем, что произойдет в мае следующего года с Платоном Лебедевым, деловым партнером Ходорковского, арестованным на несколько месяцев раньше и осужденным по тем же обвинениям.
"Если он окажется на свободе, то и мой отец тоже", - сказал Павел Ходорковский.
Больше, чем его отец, сказал Ходорковский, российские власти беспокоит подъем протестного движения.
Ведущий Стивен Сакур возразил, что обвинительный приговор по делу Pussy Riot и суд над Алексеем Навальным вряд ли свидетельствуют о стремлении Путина к компромиссу с оппозицией.
"Два года назад только мой отец представлял заметную политическую угрозу, или во всяком случае, так его воспринимала российская власть, - парировал Ходорковский. – После протестов 2011 года […] ожило все поле политического протеста".
Долги перед семьей
При этом сын осужденного олигарха сказал, что увидев отца, он постарается убедить его покинуть Россию и уехать в Соединенные Штаты, где живет сам.
"Я не видел его 10 лет. Он никогда не видел мою дочь. Мы должны воссоединить нашу семью. И для меня самое главное – чтобы ничто этому не помешало", - подчеркнул Павел Ходорковский.
Отвечая на вопрос, поддастся ли Михаил Ходорковский на уговоры, Павел сказал, что отец признавал, что у него немало долгов перед своей семьей. Заниматься бизнесом, по его словам, он точно больше не намерен.
Только "красная зона"
Павел Ходорковский сообщил, что в последней колонии в Карелии его отец имеет возможность звонить родственникам по 15 минут каждую субботу. Раньше, по его словам, они с отцом могли лишь писать друг другу письма.
Эти еженедельные телефонные разговоры, по словам Ходорковского, предусмотрены для всех российских осужденных, и это отражает статус его отца и мест заключения, в которых он находится в последние годы.
Павел Ходорковский косвенно указал на злоупотребления, в которых участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова обвиняла администрацию мордовского лагеря.
"Многие люди слышали страшные истории из российских исправительных колоний, особенно в последние пару месяцев. Но мой отец всегда находился в так называемой красной зоне", - сказал Ходорковский.
"Есть черные зоны, которые контролируются криминальными авторитетами, и есть красные зоны, которые жестко контролируются официальной администрацией," - продолжил он.
"Российское правительство всегда тщательно следило за тем, чтобы его помещали в красные зоны и чтобы условия у него досконально соответствовали уголовно-исполнительному кодексу", - отметил сын бывшего главы компании ЮКОС.
Источник: Русская служба Би-би-си