Корреспондент 10 лет назад: Нацизм в России. 2004-й год
Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи
Страна, которая не понаслышке знакома с ужасами нацизма, казалось бы, должна была получить сильнейшую прививку против этого зла. Тем не менее оно поднимает голову в России.
Что такое ад, 49-летний Юнус Добоев теперь знает точно. Это когда стая подростков в кожаных куртках избивает людей металлическими прутьями и цепями, выкрикивая при этом фразы типа “Россия для русских!” и “Смерть черным!”. Для Юнуса этот ад начался в Москве, куда житель Душанбе приехал на заработки. 12 февраля не менее десятка скинхедов ворвались в автомастерскую Добоева на южной окраине российской столицы и изувечили троих таджиков-механиков.
Бросив истекающих кровью людей на 20-градусном морозе у дверей гаражного бокса, преступники порекомендовали им “как можно скорее убираться домой”.
Московская история с Добоевым и его коллегами закончилась относительно благополучно. Таджики, получившие тяжкие телесные повреждения, были вовремя доставлены в больницу. Сейчас их жизням ничто не угрожает.
У другой подобной истории финал трагический. Неделей раньше в Санкт-Петербурге группа молодых людей напала на таджикскую семью, прогуливавшуюся по одной из городских набережных. Выкрикивая нацистские лозунги, нападавшие принялись избивать мужчину, его сына и племянницу. Девятилетней девочке было нанесено более 15 ножевых ранений, от которых она скончалась по дороге в больницу.
11-летнего мальчика спасло лишь то, что он успел спрятаться под припаркованный неподалеку автомобиль. Мужчина получил тяжелейшие ранения, и сейчас за его жизнь борются лучшие врачи Санкт-Петербурга. Расправившись с таджикской семьей, молодчики разрисовали фасады окрестных домов свастикой и ретировались.
“Все это произошло в городе, который не понаслышке знает, что такое ад фашизма, – сказал в интервью Корреспонденту Андрей Симонов, петербургский ученый, автор книги Нацизм: Каков он есть. – Тем страшнее горожанам воспринимать известия о том, что “бритоголовых наци” с каждым днем все больше, а их выходки становятся все более наглыми”. История с таджикской семьей в Питере наглядно продемонстрировала, что российское общество слишком слабо, чтобы противостоять разгорающемуся пожару нацизма, считает Симонов.
Упомянутые инциденты в Москве и Санкт-Петербурге отнюдь не единичны. Еженедельно правоохранительные органы десятков российских городов регистрируют сотни случаев нападения скинхедов на представителей других национальностей – азербайджанцев, армян, грузин, молдаван, а также гостей и студентов из Африки. Их грабят и убивают с особой жестокостью. Порой подобные акции напоминают определенный ритуалы.
“В современном российском обществе молодежи трудно найти свое место, – комментирует ситуацию Галина Ралифова, психолог организации Группа морального спасения (Москва). – В общей неустроенности, бесперспективности, отсутствии средств молодые люди все чаще склонны обвинять приезжих. Дескать, нам самим не хватает достойной работы, а здесь появляется дешевая рабочая сила, которая отнимает у коренных москвичей и петербуржцев хлеб”. Кроме того, полагает Ралифова, далеко не последнюю роль в формировании ненависти на национальной почве играет война в Чечне. При этом молодые люди из числа “наци-патриотов” становятся все более жестокими, и со временем, если они почувствуют определенную безнаказанность, жертвами их агрессии могут стать не только приезжие.
Впрочем, винить в нападении на иностранцев исключительно скинхедов было бы не слишком правильно. В настоящее время на территории России действуют около 20 крупных неформальных объединений молодежи, включая те, которые, прикрываясь лозунгами патриотизма, занимаются грабежами, рэкетом, незаконной торговлей оружием, поджогами и даже ритуальными убийствами.
“Мне пришлось беседовать с молодым человеком, который в бытность свою активным членом одного из таких движений, ходил на “курсы патриотизма”, – говорит Андрей Симонов. – На этих курсах молодежь учили “правильно” ненавидеть, “правильно” избивать и “правильно” жить”.
Такие организации имеют четкую иерархическую структуру. Для того чтобы подняться по “лестнице респектабельности”, претендент должен выполнить своеобразный обряд повышения. То есть напасть на торговую точку кавказцев, устроить пожар в общежитии иностранцев, или, минуя все блокпосты, нарисовать свастику на стенах синагоги. Деятельность экстремистов в России давно вышла за пределы банального хулиганства. Сейчас у них есть свои печатные органы, свои финансисты и даже своя так называемая транспортная сеть. Организации подобного рода порой беспрепятственно контактируют с зарубежными радикалами. Акции ФСБ по пресечению их деятельности довольно часто терпят полное фиаско – после ликвидации одной группировки ее члены собираются в другой.
“Русским людям нужно быть вместе и давать отпор чужакам, – говорит 15-летний Борис, член организации Железный Порядок, скинхед с трехлетним стажем. – Нам надоело быть постоянно униженными, постоянно испытывать на себе давление со стороны кавказцев, которые чувствуют себя в России как хозяева жизни и ведут себя нагло. Россия должна показать свое могущество и доказать всем нелюдям, что ее сила не иссякла.” Слово “нелюди” Борис произносит с такой подчеркнутой ненавистью, что невольно становится страшно – такие “бойцы”, как он, способны на многое.
Московская милиция имеет богатый опыт борьбы с воинствующими молодчиками. Возможно, именно поэтому правоохранителям удалось относительно быстро задержать участников погрома на рынке Ясенево (2001 год), организаторов избиения арфиканских студентов в районе Битцевского парка (2002-й) и “патриотов-эмиссаров”, проводивших до недавнего времени свою работу среди школьников старших классов и учащихся ПТУ.
Питерские же стражи порядка широкомасштабную борьбу с фашиствующими элементами только начинают. Как отметила Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, поимка подонков, убивших таджикскую девочку, должна стать для органов внутренних дел делом чести. На поиски молодчиков уже брошены лучшие силы города и области. В прокуратуре Санкт-Петербурга Корреспонденту сообщили, что милиция сделает все возможное, дабы не допустить новых выходок молодых нацистов.
Как ожидается, в ближайшее время будут проведены спецоперации по выявлению мест, где экстремистски настроенная молодежь проводит свои сборы. Петербургская пресса в этой связи замечает, что радикалам, наконец, объявлена настоящая война – город, похоже, очнулся от кошмарных снов. Очередь за остальной Россией.
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 28 февраля 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.