Обзор прессы Британии: Довольно, мистер Путин
Новой агрессии терпеть нельзя
Газета Times в редакционной статье "Довольно, мистер Путин" пишет о том, что дальнейшая эскалация украинского конфликта стала более вероятной. Газета ссылается на слова госсекретаря США Джона Керри, заявившего, что Россия активно пытается дестабилизировать ситуацию в восточных районах Украины для того, чтобы ввести туда свои войска.
Джон Керри обвинил Москву в использовании российских агентов и провокаторов для мобилизации пророссийских активистов на действия, цель которых - взять под свой контроль ключевые города на востоке Украины.
Учитывая захваты пророссийскими активистами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске и особенно то, что похожая тактика уже применялась в Крыму, эти предупреждения нужно воспринять всерьез, пишет Times.
Известно, что ФСБ активно действует в этом регионе, подстрекая этнических русских выступить против украинского правительства. Нет сомнений в том, что готовится почва для более широкой интервенции, целью которой является захват новых территорий Украины.
Для предотвращения подобного катастрофического сценария Запад должен ясно дать понять, что он не намерен терпеть дальнейшую оккупацию европейской территории Кремлем.
До сегодняшнего дня ЕС и США ограничивали свои ответные меры на действия России в Крыму. Но любые дальнейшие действия Москвы, направленные против ее соседа, должны быть наказаны широким спектром санкций, которые не только нанесут ущерб российской экономике, но и ужесточат международную изоляцию России, пишет в своей редакционной статье газета Times.
С НАТО спокойнее, считают в Балтии
Страны Балтии, пишет газета Financial Times, пытаются убедить НАТО на постоянной основе разместить на своей территории сухопутные войска. Это, как там считают, продемонстрирует России серьезность намерений Североатлантического альянса.
Министр обороны Эстонии Свен Миксер заявил, что шаги, предпринятые НАТО помимо нынешнего усиления патрулирования воздушного пространства, станут для России недвусмысленным сигналом:
"Мы заинтересованы в как можно более широком военном присутствии НАТО в регионе. Думаю, я не одинок во мнении, что наземные войска – это самый сильный сдерживающий фактор, независимо от того, будут ли они находиться здесь постоянно или их будут периодически менять, как в Турции".
Министр обороны Латвии Раймондс Вейонис также заявил, что его страна заинтересована в постоянной военной базе НАТО на своей территории. "Общество просит разместить военные базы НАТО в балтийском регионе", - сказал министр.
В марте в этот регион приезжал вице-президент США Джо Байден, заявивший, что вопрос об усилении присутствия НАТО в странах Балтии рассматривается. Тем не менее, как сказал один из дипломатов страны-члена НАТО в Балтии, "постоянное размещение сухопутных войск пока еще не находится в планах НАТО. Слишком многие беспокоятся о том, какой сигнал это послало бы России. Но в какой-то форме усиление присутствия возможно"
Эстония остается пока единственной страной в регионе, выделяющей два процента своего бюджета на военные расходы, как этого требует НАТО. Литва и Латвия выделяют менее одного процента, но обещают выполнить норму к 2020 году, пишет Financial Times.
Три прибалтийских государства – единственные на постсоветском пространстве члены НАТО и ЕС, они заняли самую критичную позицию по поводу действий России в Украине. Несмотря на то, что Эстония, Латвия и Литва тесно связаны со своим большим соседом торговыми отношениями и сотрудничеством в сфере энергетики, они настаивают на более жестких санкциях в отношении Москвы.
"Эстония видит, что происходит в Украине и вокруг нее, и мы не можем подойти к этой проблеме с меркантильных позиций, посчитывая плюсы и минусы. Для нас это вопрос существования", - цитирует газета Financial Times министра обороны Эстонии Свена Миксера.
США как лидер "протестного бизнеса"
Резкий рост числа массовых протестов, наблюдающийся в мире в последние два года, научил нас тому, что демонстрации и прочие уличные протесты могут иметь совершенно разный социальный и политический смысл, пишет корреспондент в Каракасе левой газеты Guardian Сеймас Милн.
То, что люди строят баррикады, носят банданы, и у них есть оправданные претензии, совсем не значит, что все они борются за демократию или социальную справедливость.
От Украины и Таиланда до Египта и Венесуэлы массовые уличные протесты имели своей целью свержение действовавшего правительства и в некоторых странах они увенчались успехом. В некоторых случаях их лидерами были рабочие организации, выступавшие против бюджетной экономии и власти корпораций. В других протесты среднего класса использовались в качестве рычага для возвращения отстраненных от власти элит.
Но кого бы они ни представляли, чаще всего все эти люди выглядели похоже на телеэкране. И настолько эффективны были в последние 25 лет уличные демонстрации в качестве инструмента смены власти, что сильные мира сего начали по крупному вкладываться в протестный бизнес.
Начиная со свержения правительства Моссадека в Иране в 1953 году, когда ЦРУ и МИ6 платили участникам антиправительственных демонстраций, США и их союзники в этом деле были лидерами: они спонсировали "цветные революции", субсидировали НПО, обучали активистов студенческих движений, разжигали протесты в социальных сетях и осуждали или игнорировали жесткие действия полиции – так как им было выгодно, пишет из Венесуэлы Сеймас Милн.
Однако в Венесуэле, утверждает Милн, США, гордые своей поддержкой демократии, сами скатились на антидемократические позиции.
В последние два месяца Венесуэла переживала масштабные антиправительственные протесты, направленные против нынешнего президента страны Николаса Мадуро. Правая оппозиция в стране терпела поражение за поражением в демократических выборах, она проиграла 18 из 19 выборов после прихода к власти в 1998 году Уго Чавеса.
Поэтому лидеры оппозиции начали протестную компанию по свержению Мадуро, призывая своих сторонников "зажечь улицы борьбой". Высокая инфляция, высокий уровень преступности и дефицит основных товаров вывели людей на улицы, и они ответили на призыв буквально.
В течение восьми недель в стране горели университеты, административные здания и автобусные остановки. Погибли 39 человек. Госсекретарь США Джон Керри в это время заявлял, что правительство ведет "компанию террора".
То, что описывалось как "мирная демонстрация", имело все признаки антиправительственного мятежа, в котором участвовали в основном представители среднего класса из богатых районов. Бедные слои населения, тем временем, продолжают поддерживать правительство.
Неудивительно, что президент Венесуэлы Николас Мадуро, как он сам заявил корреспонденту Guardian, считает происходящее "попыткой США дестабилизировать ситуацию в стране в украинском стиле".
Все это происходит, как считает Сеймас Милн, не только потому, что в Венесуэле огромные запасы нефти, но и потому, что она проводит социальные реформы и возглавила антиамериканское движение, захватившее Латинскую Америку в последнее десятилетие.
Венесуэла и ее прогрессивные союзники в Латинской Америке, делает вывод автор статьи в газете Guardian, важны для остального мира. Не потому, что они предлагают готовую политическую и экономическую модель, а потому что они демонстрируют, что в мире есть множество социальных и экономических альтернатив, как пишет Милн, "неудавшейся неолиберальной системе, все еще крепко держащей в своих руках Запад".
Источник: Русская служба Би-би-си