Путин заявил, что коррективы в конституции неизбежны
Президент выступил с речью в Конституционном суде в Санкт-Петербурге, обращаясь также лично к главе суда Валерию Зорькину.
Речь была посвящена Дню Конституции, который отмечается в России 12 декабря.
"Конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным. Иногда сама жизнь требует внести в Основной закон какие-то коррективы", - сказал президент.
"Очевидно, что конституционные нормы необходимо постоянно анализировать, применять к стремительно меняющейся реальности, изучать правоприменительную практику и уметь смотреть "за горизонт". И здесь невозможно переоценить ваш вклад, уважаемые коллеги, в дело создания так называемой "живой Конституции", - заявил Владимир Путин.
Он пояснил, что создание "живой конституции" означает сохранение ее текста, но, благодаря новым трактовкам и комментариям, "конституция становится объемнее и современнее".
При этом Путин несколько раз подчеркнул, что конституция должна оставаться "стабильной".
"Важнейшей ценностью Основного закона является его прочный правовой фундамент и стабильность", - заявил российский лидер.
"Наша Конституция надежно защищена от необоснованных вторжений, продиктованных сиюминутной политической конъюнктурой [...] Стабильность и устойчивость конституционных принципов и норм – одно из ключевых условий успешного развития нашей страны и консолидации общества", - заявил Владимир Путин.
Поправки без референдумов
За время правления Владимира Путина в конституцию уже несколько раз вносились правки.
Так, в конце 2008 года Госдума приняла закон, который увеличивал срок президентских полномочий с четырех до шести лет, а полномочий Госдумы - с четырех до пяти лет. Этот закон менял текст соответствующих статей Конституции.
Тогда оппозиция критиковала власть за то, что изменение основного закона было проведено без всенародного обсуждения и референдума.
Вторая серьезная поправка текста Конституции произошла в начале 2014 года. В результате принятия этой поправки в конституцию встало возможным объединение Верховного и Высшего арбитражного судов.
Это изменение также было принято без широкого всенародного обсуждения и референдума. При этом оно было неоднозначно встречено экспертами, которые высказывали свои суждения как в поддержку такого слияния, так и против него.